ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
опыты и эксперименты по технологии
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
«Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение,
познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости. В.А. Сухомлинский.
Во все времена школа помимо обучения детей основам наук выполняла важнейшую задачу подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе, а обществу сегодня необходимы люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками.
Современная школа в качестве своей главной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. А создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку детей с повышенным уровнем интеллектуального развития является одной из приоритетных задач. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями нашего общества, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.
Государство нуждается в творческих, одаренных личностях, в поколении людей, которые будут осваивать новые сферы науки, и должны будут не только идти в ногу со временем, но и опережать его, ведя за собой научно-технический прогресс.
В последние годы очень актуальным становиться изучение явления одаренности. В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. Психологи под «одарённостью» понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
Понятие одарённости признается всеми как наличие потенциально высоких способностей у человека.
Но далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое от дополнительного образования очень важно поддержать ребенка и развить его способности. Если не разглядеть, не развить, этот дар природы он так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучаемости, но в то, же время одаренные дети могут быстро утратить интерес к ежедневным занятиям. Такие дети требуют особого подхода, особой системы обучения.
Работа с одаренными детьми одна из приоритетных направлений в дополнительном образовании. Современные педагогические технологии работы с одаренными детьми в образовательном учреждении - упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели[1, с. 56].
В работе по этому направлению реализуется три основные цели:
- создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей детей;
- подготовка мотивированных, способных и талантливых учащихся к конкурсам, конференциям, олимпиадам разных уровней;
- разработка эффективных педагогических практик и нового содержания образования.
Развитие одаренных детей реализуется через исследовательскую и проектную деятельность. Участие в конкурсах разного уровня и разной направленности.
Основными формами организации научно-исследовательской, проектной деятельности являются:
подготовка и представление индивидуальных и коллективных проектов по дисциплинам;
научные объединения по направленностям (Рисунок 1. ЦПОД «Интеллект +»);
деятельность активов районных программ «Территория успеха», «Безопасное колесо», КВН, и другие;
творческие мастерские позволяющие развивать различные типы одаренности детей.
В основе любой технологии в работе с одаренными детьми лежит личностно-ориентированное обучение.
Учитывая особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой обучающиеся поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением [2, с. 103]. Важно направить одарённого ребенка не на получение определенного объема знаний, а на способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
У одарённых детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности. Этому способствуют современные технологии:
Метод проектов.
Этот комплексный метод обучения позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, даёт возможность учащимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми», готовыми к применению. В основе технологии проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие мышления.
Преимущества проектной технологии неоспоримы:
Успешный самостоятельный поиск является показателем глубокого творческого развития личности одарённого ребёнка.
Выявляется уровень личностного отношения ребенка к труду.
Проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы.
Ярко проявляется инициатива и самостоятельность, происходит их становление как одарённых личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Групповые проекты позволяют формировать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые наиболее востребованы на современном рынке труда и необходимы в любых сферах деятельности.
Игровые технологи.
Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра, как основная единица этой технологии, одновременно может иметь свои педагогические цели и задачи, но, в то же время, предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных педагогических установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога [3, с. 97]. Механизм усвоения предлагаемых установок связан с учетом различных ролевых позиций, заранее принимаемых условий (Рисунок 2. Игра «Я открываю бизнес»).
Игровая технология как социально-психологический феномен в теории имитации является оригинальной ненасильственной технологией, а также техникой освоения культуры человечества.
Чаще всего классификация педагогических игр встречается по применению области деятельности: интеллектуальные, психологические, физкультурные, социально-педагогические; по игровой методике: сюжетные, ролевые, организационно-деятельностные игры (ОДИ), деловые, имитационные, психодраматические и другие.
Говоря о важности значения игры для педагогов дополнительного образования, следует отметить, что значение ее позволит глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. При использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; игра важна как школа морали, как переход на новый период развития.
Технология сотрудничества.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение одарённых детей осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда одарённый ребёнок может стать ведущим в своей группе, может учить других. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
- Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти.
- Актуализируются полученные опыт и знания, возможно, с передачей их другим ученикам.
- Развиваются организаторские способности.
- Повышается ответственность за результат коллективной работы.
- Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.
Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для целенаправленной работы по формированию интеллектуальных умений и навыков: тематические недели, театрализованные праздники, олимпиады и конкурсы по направлению деятельности.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще в детстве. Поэтому так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести обучающихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю, как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
Список использованных источников:
1.Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. – №1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm (дата обращения 09.12.2009)
2.Загашев И.О., Заир - Бек С.И. , Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: “Альянс “Дельта” совм. с издательством «Речь», 2003
3.Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер. – М.: ЦГЛ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии в работе с одаренными детьми
В данной статье описываются современные технологии, которые можно использовать в работе с одаренными детьми на уроках информатики...
Работа с одаренными детьми в условиях ФГОС
Уже долгое время в образовании есть необходимость в создание потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможно...

"Современные технологии в работе с одаренными детьми"
В своей работе по «Современные технологии в работе с одаренными детьми» я опиралась на собственный 20 летний опыт работы в школе. Наблюдая за детьми школьного возраста — период...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Современные педагогические технологии работы с одаренными детьми в образовательном учреждении - упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели....

Научное общество обучающихся как одна из форм организации работы с одаренными детьми в условиях ФГОС
Лучшим тестом интеллектуальной одаренности является участие в исследовательской деятельности...

Современные технологии в работе с одаренными детьми
(материал для выступления на методическом совете)...

« Педагогические технологии работы с одаренными детьми в условиях ФГОС.»
Объективной реальностью нашего времени является необходимость использования эффективных форм и методов обучения. В последние годы все большее количество учащихся выпускных классов школы выбирают в кач...


