Главные вкладки

    СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
    статья на тему

    Леонтьева Марина Сергеевна

    Современные педагогические технологии работы с одаренными детьми в образовательном учреждении -  упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon leonteva_-_statya.doc160.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    М.С. Леонтьева

    учитель биологии, ГБОУ ООШ села Хорошенькое, с. Хорошенькое

     «Одаренность человека — это маленький росточек, едва

    проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного

    внимания. Необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним,

    сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

    В. А. Сухомлинский

    Трудно не согласиться с Василием Александровичем Сухомлинским, основателем педагогической системы, основывающейся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

    Государство нуждается в творческих, одаренных личностях, в поколении людей, которые будут осваивать новые сферы науки, и должны будут не только идти в ногу со временем, но и опережать его, ведя за собой научно-технический прогресс.

    В последние годы очень актуальным становиться изучение явления одаренности. В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. Психологи под «одарённостью» понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

    В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли[1]. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

    • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
    • креативности (способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации);
    • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

    В настоящее время проблема выявления и развития одаренных детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Для этих целей создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. Основные задачи Совета – изучение одаренных, талантливых детей и создание специальных программ по их развитию.

    Понятие одарённости признается всеми как наличие потенциально высоких способностей у человека.

    К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

    Основная задача ложиться на школу – поддержать ребенка и развить его способности. Если не разглядеть, не развить, этот дар природы он так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучаемости, но в то, же время одаренные дети могут быстро утратить интерес к ежедневным занятиям. Такие дети требуют особого подхода, особой системы обучения.

    Работа с одаренными детьми одна  из приоритетных направлений в школе. Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации, профессионального самоопределения признана школьная программа "Одарённые дети».  

    Современные педагогические технологии работы с одаренными детьми в образовательном учреждении -  упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели.

    Опыт работы в этом направлении помог создать оптимизационную модель работы с одаренными детьми.

    Модель реализует три основные цели:

    1. создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей детей;
    2. подготовка мотивированных, способных и талантливых учащихся к конкурсам, конференциям, олимпиадам разных уровней;
    3. разработка эффективных педагогических практик и нового содержания образования.

    В основе модели лежат принципы:

    • разновозрастности;
    • профильности;
    • сотрудничества;
    • равных возможностей;
    • профессионализма;
    • конкурентоспособности;
    • оснащенности;
    • доступности.

    Развитие одаренных детей реализуется через исследовательскую и проектную деятельность.  Участие в конкурсах разного уровня и разной направленности

    Основными формами организации научно-исследовательской, проектной деятельности являются:

    • работы в рамках основной учебной деятельности (подготовка и представление рефератов, докладов, выполнение индивидуальных и коллективных проектов по дисциплинам и др.);
    • научные объединения при учебных кабинетах;
    • ученические конструкторские бюро;
    • тематические объединения;
    • творческие мастерские позволяющие развивать различные типы одаренности детей. 

    В основе любой технологии в работе с одаренными детьми лежит личностно-ориентированное обучение.

    Учитывая особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой обучающиеся поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Важно направить одарённого ребенка не на получение определенного объема знаний, а на способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

    У одарённых детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

    В образовательном учреждении методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, на мой взгляд, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, игровые технологии, информационно – коммуникативные технологии, творческие мастерские. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для целенаправленной работы по формированию интеллектуальных умений и навыков: предметные недели, театрализованные праздники, олимпиады и конкурсы по предметам.

    Для достижения цели эффективного развития потенциала одаренных детей деятельность школы в данном направлении должна быть системной, с созданной развивающей образовательной средой. 

    Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

    Список использованных источников.

    1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
    2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций, М., 1960.
    3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
    4. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум-М, 2001.
    5. Инновационное обучение: стратегия и практика // Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3-10 октября 1993г. /под редакцией В. Я. Ляудис. М., 1994.
    6. Леонтьева М.С. Формирование духовно – нравственных качеств личности учащихся в процессе преподавания биологии. – Сборник материалов Общероссийской научно – практической конференции. – Самара: Изд-во «Инсома пресс». 2015. – 158с.
    7. Кашлева Н. В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель, 2009.
    8. Куракина Н. Л. Психологические аспекты проектной деятельности. Волгоград: Учитель, 2010.

    [1] Теория трех колец Дж. Рензулли.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с одаренными детьми в условиях (специального) коррекционного образовательного учреждения.

    Мир детства - чудесная планета, жители которой многому учатся, познают окру­жающий мир, приобретают необходимые личностные качества, многое понимают и чув­ствуют. Ребенок ежедневно погружается в разли...

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

    В свете реализации последних требований федеральных государственных стандартов нового поколения исследовательская и проектная деятельность в образовательном учреждении должна выйти на качественно новы...

    Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

    В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и  проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...

    Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

    АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...

    Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

    Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана...

    «Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

    laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...

    "Организация работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения"

    Выявление одаренных детей и организация работы с ними в условиях общеобразовательного учереждения....