"Организация работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения"
презентация к уроку по психологии

Сенчукова Наталья Сидоровна

Выявление одаренных детей и организация работы с ними в условиях общеобразовательного учереждения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения

Одной из основных проблем, с которой сталкивается психолог в образовательном учреждении начального звена, является выявление одаренных детей и организация работы с ними.

   Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, (или шире степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Основным подходом в поиске юных дарований это комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей.

У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только олределить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления.

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей и личностных характеристик

Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.

Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности.

Моя деятельность, как педагога  психолога , по организации работы с одаренными детьми в школе заключается:

1. Психолого-педагогическом отборе одаренных детей

- социально-психологическое изучение учащихся школы;

- отбор одаренных детей;

- психологическое обследование одаренных учащихся;

- психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;

- беседы с родителями обучающихся;

2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

- создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных детей;

- организация и проведение психолого-педагогического консультирования обучающихся, педагогов, родителей; по темам: «Оптимизация дестко-родительских отношений», «Признаки одаренности», «Загляни в мир детства», «Особенности одаренных детей младшего школьного возраста» и др.

- разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей;

- организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и одаренных детей;

- организация мониторинга развития одаренных детей.

В сферу деятельности педагога - психолога сопровождающего одаренных детей начальной школы  входит:

организация психокоррекционных занятий, тренингов, индивидуальных консультаций направленных на нормализацию самооценки, регулирование взаимоотношений со сверстниками, нормализацию произвольной регуляции поведения, развивать эмоциональную устойчивость, решать речевые проблемы;…

 организацию проектной деятельности;

организация психологических игр направленных на нормализацию самооценки, коммуникативные отношения со сверстниками, произвольную регуляцию поведения.

Литература:

Савенков А. И. Одаренные дети в массовой школе // Библиотека журнала “Директор школы”. – № 1.– 2001. – М.: “Сентябрь”.

Слуцкий В. М. Одаренные дети // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. – М., 1993

Педагог психолог Сенчукова Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в условиях (специального) коррекционного образовательного учреждения.

Мир детства - чудесная планета, жители которой многому учатся, познают окру­жающий мир, приобретают необходимые личностные качества, многое понимают и чув­ствуют. Ребенок ежедневно погружается в разли...

статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...

Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"

В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...

Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассматриваются  признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...

Научное общество обучающихся как одна из форм организации работы с одаренными детьми в условиях ФГОС

Лучшим тестом интеллектуальной одаренности является участие в исследовательской деятельности...

Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана...

Организация работы с одаренными детьми в условиях современного урока и внеурочной деятельности

В статье уделено внимание определению одаренности детей, представлены некоторые виды деятельности на уроке и на внеурочных занятиях...