СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный
статья

 

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва

проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного

внимания. Необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Трудно не согласиться с Василием Александровичем Сухомлинским, основателем педагогической системы, основывающейся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Государство нуждается в творческих, одаренных личностях, в поколении людей, которые будут осваивать новые сферы науки, и должны будут не только идти в ногу со временем, но и опережать его, ведя за собой научно-технический прогресс. Психологи под «одарённостью» понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. В настоящее время проблема выявления и развития одаренных детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Для этих целей создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. Основные задачи Совета – изучение одаренных, талантливых детей и создание специальных программ по их развитию. Понятие одарённости признается всеми как наличие потенциально высоких способностей у человека. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Основная задача школы – поддержать ребенка и развить его способности. Если не разглядеть, не развить, этот дар природы он так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучаемости, но в то, же время одаренные дети могут быстро утратить интерес к ежедневным занятиям. Такие дети требуют особого подхода, особой системы обучения. Работа с одаренными детьми одна  из приоритетных направлений в школе. Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации, профессионального самоопределения признана школьная программа "Одарённые дети».  Современные педагогические технологии работы с одаренными детьми в образовательном учреждении -  упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва

проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного

внимания. Необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Трудно не согласиться с Василием Александровичем Сухомлинским, основателем педагогической системы, основывающейся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Государство нуждается в творческих, одаренных личностях, в поколении людей, которые будут осваивать новые сферы науки, и должны будут не только идти в ногу со временем, но и опережать его, ведя за собой научно-технический прогресс. Психологи под «одарённостью» понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. В настоящее время проблема выявления и развития одаренных детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Для этих целей создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. Основные задачи Совета – изучение одаренных, талантливых детей и создание специальных программ по их развитию. Понятие одарённости признается всеми как наличие потенциально высоких способностей у человека. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Основная задача школы – поддержать ребенка и развить его способности. Если не разглядеть, не развить, этот дар природы он так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучаемости, но в то, же время одаренные дети могут быстро утратить интерес к ежедневным занятиям. Такие дети требуют особого подхода, особой системы обучения. Работа с одаренными детьми одна  из приоритетных направлений в школе. Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации, профессионального самоопределения признана школьная программа "Одарённые дети».  Современные педагогические технологии работы с одаренными детьми в образовательном учреждении -  упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели.

Опыт работы в этом направлении помог создать модель работы с одаренными детьми.

Модель реализует три основных блока:

  1. Диагностика и создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей детей;
  2. Подготовка мотивированных, способных и талантливых учащихся к конкурсам, конференциям, олимпиадам разных уровней;
  3. Вовлечение одарённых детей в проектную деятельность;
  4. Разработка эффективных педагогических практик и нового содержания образования;
  5. Дифференцированное обучение с применением ИКТ.

В основе модели лежат принципы:

  • сотрудничества;
  • равных возможностей;
  • профессионализма;
  • конкурентоспособности;
  • профильности;
  • оснащенности;
  • доступности.

Развитие одаренных детей реализуется через исследовательскую и проектную деятельность.  Участие в конкурсах разного уровня и разной направленности

Основными формами организации научно-исследовательской, проектной деятельности являются:

  • работы в рамках основной учебной деятельности (подготовка и представление рефератов, докладов, выполнение индивидуальных и коллективных проектов по дисциплинам и др.);
  • научные объединения при учебных кабинетах;
  • тематические объединения;
  • творческие объединения позволяющие развивать различные типы одаренности детей, например: школьное лесничество «Юные друзья леса», первая помощь «Милосердие», движение первых и др. 

В основе любой технологии в работе с одаренными детьми лежит личностно-ориентированное обучение.

Учитывая особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях проблемные ситуации познавательного затруднения, при которой обучающиеся поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Важно направить одарённого ребенка не на получение определенного объема знаний, а на способность мыслить самостоятельно, на основе собранного или полученного материала.

У одарённых детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В образовательном учреждении методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, на мой взгляд, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, игровые технологии, информационно – коммуникативные технологии, творческие мастерские. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для целенаправленной работы по формированию интеллектуальных умений и навыков: предметные недели, театрализованные праздники, олимпиады и конкурсы по предметам.

Для достижения цели эффективного развития потенциала одаренных детей деятельность школы в данном направлении должна быть системной, с созданной развивающей образовательной средой. 

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Список использованных источников.

  1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций, М., 1960.
  2. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум-М, 2001.
  3. Кашлева Н. В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Куракина Н. Л. Психологические аспекты проектной деятельности. Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в условиях (специального) коррекционного образовательного учреждения.

Мир детства - чудесная планета, жители которой многому учатся, познают окру­жающий мир, приобретают необходимые личностные качества, многое понимают и чув­ствуют. Ребенок ежедневно погружается в разли...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В свете реализации последних требований федеральных государственных стандартов нового поколения исследовательская и проектная деятельность в образовательном учреждении должна выйти на качественно новы...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Современные педагогические технологии работы с одаренными детьми в образовательном учреждении -  упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели....

Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и  проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...

Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана...

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...

"Организация работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения"

Выявление одаренных детей и организация работы с ними в условиях общеобразовательного учереждения....