Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению при изучении английского языка
статья по английскому языку

Макарова Евгения Анатольевна

«Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Древняя мудрость

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению при изучении английского языка

«Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Древняя мудрость

"Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику”. Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому, и они правдиво отражают мысль о том, что учитель должен работать с полной отдачей, не жалея сил. Ведь учитель может сформировать личность лишь при условии, что он будучи сам творческой личностью, для этого должен знать, хотеть учиться, суметь творить, хотеть работать (Пассов Е.И.) 

Иностранный язык - это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и хорошо развитую волевую сферу.

Опыт работы показал, что на начальной стадии изучения иностранного языка, неуспевающих, учащихся не бывает, т.к. весь материал строится на устном опережении, т.е. все выражения и структуры отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме беседы, заучивания лексики и структур в стихах и песнях. Трудности возникают тогда, когда учащиеся должны приложить усилия для частичного закрепления учебного материала дома. Кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за незнания в первую очередь слов ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д.

Наряду с причинами общего характера можно выделить также некоторые специфические факторы, негативно влияющие на успешность обучения иностранным языкам. Таковыми являются:  

  • отсутствие языковой среды;
  • потребность в контроле и помощи наставника;
  • психологический барьер;
  • интерференция, то есть негативное влияние родного языка;
  • чрезмерная загруженность детей в школе и дома;
  • неспособность родителей помочь своим детям в изучении

иностранного языка.

Для активизации слабоуспевающих учащихся на уроке, повышения мотивации к изучению иностранного языка учителя используют разнообразные формы и методы работы:

  1. В первую очередь на начальном, и средней ступени обучения учителя используют игры, ситуативные беседы. Это эффективный метод для
    нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету. Формы ролевой игры на уроках различны: на начальном этапе обучения - это сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для среднего школьного возраста - сюжетная ролевая игра бытового содержания.
  2. Проводятся игры- соревнования, в которых с удовольствием играют все учащиеся (кто скажет больше предложений, тематических слов и т.д.).
  3.  Эффективна игра в мяч, которая проводится в оптимальном темпе и помогает учащимся в закреплении слов. При многократном повторении ученики довольно быстро их запоминают.
  4.  Для закрепления грамматического и лексического материала используются речевые зарядки, которые проводят учителя или сильный ученик. Темп речи постепенно увеличивается. При хорошей устной отработки учебного материала в речи дети хорошо справляются с ним при чтении текста, аудировании, пересказе и других видах работ.
  5.  Используются опорные карточки, подстановочные упражнения.
  6.  Учителя для работы с грамматическим материалом широко используют грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно предложения. Перед выполнением устных или письменных работ грамматические схемы записываются на доске. Опыт работы показывает, что даже самые слабые ученики хорошо справляются с грамматическим материалом, если с начального этапа изучения иностранному языку дети приучены работать со схемами. С помощью схем выполняется работа над ошибками.
  7. Для работы используется тестовый материал или сборники упражнений, с помощью которых выполняются тренировочные упражнения (тренинг) от простого к сложному. Работа чаще всего происходит самостоятельно, после каждого упражнения контроль или взаимоконтроль. Оценивают и комментируют ошибки сами ученики, учитель только направляет их. Плохие оценки в журнал не ставятся. Это помогает слабоуспевающим ученикам преодолеть страх перед самостоятельной работой. Учитель во время работы оказывает помощь слабоуспевающим ученикам.
  8. Для развития памяти запоминания лексики, формирования навыка строить монологическую речь хорошо использовать игру «Снежный ком». Первый ученик называет слово, второй -повторяет это слово и называет свое. Последний ученик повторяет слова всего сказанного. Ученики начальной школы с успехом справляются с таким заданием. Такие задания можно провести при составлении рассказа.
  9. Работа с английскими песнями, стихами и рифмовками выполняет не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, обогащает духовный мир ребенка, расширяет его словарный запас, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, прививает любовь к поэзии страны изучаемого языка, учит видеть красоту природы и человеческих чувств. Поэзия дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.

Использование песен способствуют:

· совершенствованию навыков произношения;

· позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации;

· углубляет знания по английскому языку;

· обогащает словарный запас;

· развивает навыки и умения чтения и аудирования;

· стимулирует монологическое и диалогическое высказывание;

· развивает как подготовленную, так и спонтанную речь.

С целью профилактики работы со слабоуспевающими необходимо:

  • подкреплять сильного ученика при работе в паре со слабым (ведущая роль отводится сильному ученику),
  • проводить дополнительные консультации,
  • снижать темп опроса,
  • в младших классах проверять запись домашних работ,
  • организовать специальную систему домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки,
  • ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,
  • напоминать прием и способ выполнения задания,
  • сделать ссылку на правило,
  • проверять все домашние задания, контролировать выполнение их после уроков (в случае отсутствия),
  • регулярно оповещать родителей об успеваемости слабоуспевающего ребенка.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях,

Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовали своё движение вперёд. Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у учащихся социально-экономического класса профильных компетенций при изучении английского языка.

В статье рассматриваются профильные компетенции социально-экономического класса и как они формируются на уроках английского языка, который является базовым. Процесс обучения построен таким образом, чт...

Школьная олимпиада для учащихся 2 класса " Мои первые шаги в изучении английского языка"

Очная олимпиада для учачихся 2х классов после первого года обучения по УМК "Enjoy English"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 6-го класса школ с углубленным изучением английского языка.

Данная программа предназначена для обучения школьников в общеобразовательном учреждении с углублённым изучением английского языка на основе линии учебно-методического комплекта «Анг...

«Решение проектных задач, как способ повышения мотивации младших школьников к изучению английского языка»

Представление педагогического опытаучителя английского языкаМБОУ «Перхляйская ООШ»Рузаевского муниципального района РМСергуновой Н.И....

Повышение мотивации у обучающихся в изучении английского языка

В данной статье представлен материал ,как мотивировать детей на изучение английского языка...

Формирование положительной мотивации у обучающихся к изучению английского языка с помощью СОТ.

   Для  оптимизации учебного процесса, формирования стойкой положительной мотивации у обучающихся к изучению английского языка, активизации умственной деятельности  ...