Аудиовизуальные средства обучения
методическая разработка по английскому языку на тему

Черватюк Татьяна Николаевна

Современные требования к уровню подготовки выпускника средней школы,  развитие сферы образования диктуют педагогам новые правила – в первую очередь необходимость применять современные технологии в обучении предметов. Как известно с 2020 года в школах России вводится ЕГЭ по иностранному языку, и поэтому перед учителями, которые преподают иностранные языки в школе ставиться проблема – организовать учебный процесс так, чтобы достигнуть оптимальных результатов, мотивировать учащихся к изучению иностранного языка, создать единую языковую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_audioviz.sredstvam.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Черватюк Татьяна Николаевна,

учитель английского языка МБОУ СОШ № 36,

г. Томмота, Алданского района, РС (Я).

Технология использования

аудиовизуальных  средств на уроках иностранного языка.

Современные требования к уровню подготовки выпускника средней школы,  развитие сферы образования диктуют педагогам новые правила – в первую очередь необходимость применять современные технологии в обучении предметов. Как известно с 2020 года в школах России вводится ЕГЭ по иностранному языку, и поэтому перед учителями, которые преподают иностранные языки в школе ставиться проблема – организовать учебный процесс так, чтобы достигнуть оптимальных результатов, мотивировать учащихся к изучению иностранного языка, создать единую языковую среду.

 Овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело совсем непростое. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. Как показывает анализ результатов сдачи ЕГЭ по иностранному языку, такая часть экзамена как Аудирование вызывает сложности у выпускников, учащиеся делают ошибки, не позволяя набрать такие ценные 20 баллов.  Для того, чтобы развить и усовершенствовать у учащихся навык понимания и распознавания иноязычной на слух большое значение нужно уделять использованию аудиовизуальных средств (аутентичных или адаптированных), т.е. отрывков из кинофильмов, телепрограмм, диалогов, видеоблогов, интервью, детских видеосюжетов в процессе изучения иностранного языка.

Проблема такой технологии как использование аудиовизуальных средств определена недостаточной изученностью особенностей аудиовизуальных материалов как единиц учебного процесса. Однако эта технология заслуживает того, чтобы её изучали, применяли и совершенствовали, ведь она способствует развитию не только навыков понимания и распознавания иноязычной речи на слух, но также формирует навык говорения (отработка и активизация разговорных, грамматических, лексических конструкций и клише) – ведь невозможно говорить на иностранном языке, не понимая речи на слух. Следовательно, учащийся сможет в последующем применять усвоенный языковой материал и в письме и в чтении, то есть во всех видах речевой деятельности.

Использование видеоматериала на уроках иностранного языка помогает решить такие задачи как – повысить мотивацию к изучению иностранного языка, произвести интенсификацию обучения, способствовать активизации обучающихся, повысить качество их знаний, создать условия, приближенные к иноязычной среде.

Применение аудиовизуальных средств может проявляться в разнообразных заданиях. Например, работа с лексикой организуется и отрабатывается на базе лексики видео фрагмента. Отработка употребления в речи разнообразных грамматических структур на основе материала видео эпизода также является эффективным, нестандартным, интересным этапом урока. Помимо всего сказанного, несомненно, происходит совершенствование навыков восприятия разговорной речи, навыков обработки информации, распознания на слух разнообразных языковых структур, активизация их в речевом  оформлении при ответах на вопросы, дискуссиях,  ролевых играх, при составлении диалогических и монологических высказываний. Тренируется и совершенствуется навык письма, учащиеся пишут ответы на вопросы, сочиняют эссе по заданной теме. И конечно, развивается культурологический аспект, ребята получают новую страноведческую информацию, проникают в мир носителей языка, наблюдают за манерой общаться, высказываться, другими национальными аспектами. Таким образом, мы видим, что работа с видеоматериалом затрагивает все основные аспекты обучения.

Для тех,  кто только собирается применять аудиовизуальные средства обучения на уроках иностранного языка, необходимо знать ряд положительных особенностей, к которым можно отнести:

1. При просмотре видеоролика на уроках иностранного языка создается эффект соучастия, сопереживания с персонажами, которых ученики видят на экране и в связи с этим возникает ситуация реальной мотивированной коммуникации.

2. Повышается эффективность учебного процесса, активной деятельности учеников за счет того, что предоставляемый материал динамичен по своей структуре, это увеличивает плотность общения на уроке и, следовательно, усиливает конечный результативный эффект.

3. Информация, демонстрирующаяся при помощи видео, обладает высокой степенью авторитетности. Названная авторитетность видеоинформации обеспечивается фактором аутентичности используемых в учебном процессе видеоматериалов, что порождает высокий уровень доверия к воспринимаемой информации  со стороны обучаемых.

Видеоматериалы, используемые на уроках можно распределить на три группы:

1.  Специально предназначенные для обучения иностранному языку (видеокурсы и другие учебные фильмы);

2. Предназначенные для носителей языка или аутентичные, включая художественные фильмы и прямую трансляцию телепрограмм в эфир;

3.  Материалы, разработанные самими преподавателями и обучающимися.

Выбор видеоматериала для занятия по иностранному языку зависит, главным образом, от уровня обучаемых. Один и тот же рекламный ролик, например, может быть использован на разных уровнях обучения, только цель и задачи его использования будут разными.

Также нельзя не сказать об этапах работы с видеоматериалами на уроках иностранного языка. Первый шаг – преддемонстрационный, предполагает создать или повысить мотивацию у учащихся, настроить их на погружение в иноязычную среду. Второй шаг – демонстрационный, нацеленный на развитие навыков аудирования, понимание темы ролика, подкрепленного визуальной информацией. Третий шаг – постдемонстрационный, цель которого использование видеоматериала в качестве основы или опоры для развития навыков языковой деятельности и их применения в любых видах речевой деятельности.

В заключении предлагаю несколько источников обучающего видео для учащихся 2-11 классов (Elf, Chu-chu, Learn English, English for kids, различные видеоблоги зарубежных подростков на разные темы), которые каждый учитель иностранного языка сможет скачать с интернета (в частности с сайта you-tube).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Иностранный язык - обязательный предмет учебного плана, который  изучается в течение многих лет и требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя. Но овладение им вне сре...

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера.

В данной статье представлены некоторые идеи, направленные на оптимизацию процесса обучения и преодоление языкового барьера....

Использование технических аудиовизуальных средств обучения в преподавании биологии и химии

Текст начного доклада в III- Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки".Конференция была организована 27-28 ноября 2015 года Казанским (При...

Аудиовизуальные средства обучения в образовательном процессе

Аудиовизуальные средства обучения (иначе говоря - «слухозрительные») - это особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включ...

Дидактические возможности, типы и основные характеристики аудиовизуальных средств обучения в школе (на примере уроков химии).

Содержание статьи привлекает внимание  к проблеме внедрения аудиовизуальных средств и технологий для обучения школьников. В статье рассказывается о формах и приемах представления информации, позв...