Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Супрыкина Татьяна Юрьевна

Учебно-методическая разработка "Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка" создавалась на основе личного опыта работы в школе, изучения научно-методической литературы и основывалась на ФГОС. Надеюсь, будет полезна в практике учителей иностранного языка, как одна из наиболее продуктивных технологий для активизации творческого потенциала обучающихся и формирования ключевых компетенций для успешного обучения и работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка

Супрыкина Т.Ю.

         В условиях реализации ФГОС в соответствии с системно-деятельным и личностно ориентированным подходами к образовательному процессу, учащийся выдвигается в ранг субъекта учебной деятельности и межкультурной коммуникации, становится центральным элементом языкового образования. В этом процессе деятельность учащегося по изучению языка выдвигается на первый план, формируя его автономию. Проектная работа является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности  нацеленной на развитие  коммуникативных, интеллектуальных, творческих аспектов личности обучающихся английскому языку. Учащиеся работая над проектом находятся в ситуации, когда им необходимо проявлять собственную активность для решения коммуникативно-познавательных задач, носящих творческий и проблемный характер.

Развитие у учащегося языковой и концептуальной картины мира включает его индивидуальный опыт в межкультурном общении, развитие и поддержку интереса изучения английского языка на протяжении всей жизни.  Образовательный процесс – это непрерывный процесс, основная функция которого заключается в обучении учащихся умению изучать язык и совершенствовать на протяжении всей будущей жизни приобретенный ими ранее иноязычный лингвокультурный опыт[1]  Актуальной проблемой  является поиск средств  повышения мотивации, которые не только способствуют росту интереса к предмету и изучению его для непосредственного общения, но и могут показать учащимся, что английский язык необходим для выполнения работы в различных сферах профессиональной деятельности: в бизнесе, сфере обслуживания, СМИ, профессиях, связанных со знанием ИЯ (гид-переводчик, учитель иностранного языка, спортивный комментатор, секретарь и т.д.). Владеть неродным языком – значит быть в состоянии говорить, читать, писать, слушать на данном языке, при этом основным критерием владения языком является взаимопонимание с партнерами по общению, а не языковая корректность ( см.: Bausch K.R., Kasper G., 1979; Selinker L., 1972; и др.)[1]

         Наиболее подходящей технологией для активизации творческого потенциала обучающихся и формирования ключевых компетенций является проектно-исследовательская методика. Многие современные педагоги рассматривают метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности [3, 4]. На основе изучения теоретической литературы по проектной методике, можно сделать вывод, что принципы и основные требования метода проектов наилучшим образом соответствуют основным факторам, влияющим на формирование положительной устойчивой мотивации. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

В проектно-исследовательской деятельности весь процесс ориентирован на обучающегося: прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Проектно-исследовательская деятельность это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний [4]. Меняется роль учителя, из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной рутины в результативную созидательную творческую работу. Проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Начиная с первых лет обучения - во 2м и 3м классе - начинается работа над первыми проектами: «Мое любимое животное», «Любимая игрушка», «Семейное  Древо» и т.д., в среднем звене и старшей школе больший интерес вызывают исследовательские проекты.

Исследовательские проекты проводятся по следующей схеме:

  • Проблема проекта.  «Почему?» (это важно для меня лично) - актуальность проблемы и мотивация  
  • Цель проекта. «Зачем?» (мы делаем проект) - целеполагание
  • Задачи проекта. «Что?» (для этого мы делаем) - постановка задач
  • Методы и способы. «Как?» (мы можем это делать) - выбор способов и методов планирования
  • Результат. Выдвижение гипотезы. «Что получится?» (как решение проблемы) - ожидаемый результат
  • Проверка гипотезы.
  • Обсуждение результатов.

Участие в этих проектах требует от школьника применения целого спектра интегративных учебных и коммуникативных умений: запрашивать информацию, обрабатывать и интерпретировать ее, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей. Проектная деятельность формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении; развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные. Внедрение в учебный процесс и внеклассную работу нетрадиционных форм проведения учебных занятий, таких как урок - проект, урок исследование, урок - дискуссия, урок - путешествие и др. помогает трансформировать учебный материал в прочные, системные знания с целью содействия раскрытию потенциала ученика, его реализации и развитию.

.

 Список использованной литературы

1. Ривкин Е. Ю., Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. Волгоград: Учитель, 2014

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И.  Теория обучения иностранным языкам.  М., 2006 – с.7-44.

3. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978

4. Новикова С.Н., Верлооченко Г.В. Проектно - исследовательская деятельность учащихся как средство повышения мотивации к изучению английского языка»/Режим доступа: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op12-13/apo_12-13/inostr12-13.asp

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.



Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка

Супрыкина Т.Ю.

         В условиях реализации ФГОС в соответствии с системно-деятельным и личностно ориентированным подходами к образовательному процессу, учащийся выдвигается в ранг субъекта учебной деятельности и межкультурной коммуникации, становится центральным элементом языкового образования. В этом процессе деятельность учащегося по изучению языка выдвигается на первый план, формируя его автономию. Проектная работа является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности  нацеленной на развитие  коммуникативных, интеллектуальных, творческих аспектов личности обучающихся английскому языку. Учащиеся работая над проектом находятся в ситуации, когда им необходимо проявлять собственную активность для решения коммуникативно-познавательных задач, носящих творческий и проблемный характер.

Развитие у учащегося языковой и концептуальной картины мира включает его индивидуальный опыт в межкультурном общении, развитие и поддержку интереса изучения английского языка на протяжении всей жизни.  Образовательный процесс – это непрерывный процесс, основная функция которого заключается в обучении учащихся умению изучать язык и совершенствовать на протяжении всей будущей жизни приобретенный ими ранее иноязычный лингвокультурный опыт[1]  Актуальной проблемой  является поиск средств  повышения мотивации, которые не только способствуют росту интереса к предмету и изучению его для непосредственного общения, но и могут показать учащимся, что английский язык необходим для выполнения работы в различных сферах профессиональной деятельности: в бизнесе, сфере обслуживания, СМИ, профессиях, связанных со знанием ИЯ (гид-переводчик, учитель иностранного языка, спортивный комментатор, секретарь и т.д.). Владеть неродным языком – значит быть в состоянии говорить, читать, писать, слушать на данном языке, при этом основным критерием владения языком является взаимопонимание с партнерами по общению, а не языковая корректность ( см.: Bausch K.R., Kasper G., 1979; Selinker L., 1972; и др.)[1]

         Наиболее подходящей технологией для активизации творческого потенциала обучающихся и формирования ключевых компетенций является проектно-исследовательская методика. Многие современные педагоги рассматривают метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности [3, 4]. На основе изучения теоретической литературы по проектной методике, можно сделать вывод, что принципы и основные требования метода проектов наилучшим образом соответствуют основным факторам, влияющим на формирование положительной устойчивой мотивации. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

В проектно-исследовательской деятельности весь процесс ориентирован на обучающегося: прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Проектно-исследовательская деятельность это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний [4]. Меняется роль учителя, из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной рутины в результативную созидательную творческую работу. Проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Начиная с первых лет обучения - во 2м и 3м классе - начинается работа над первыми проектами: «Мое любимое животное», «Любимая игрушка», «Семейное  Древо» и т.д., в среднем звене и старшей школе больший интерес вызывают исследовательские проекты.

Исследовательские проекты проводятся по следующей схеме:

  • Проблема проекта.  «Почему?» (это важно для меня лично) - актуальность проблемы и мотивация  
  • Цель проекта. «Зачем?» (мы делаем проект) - целеполагание
  • Задачи проекта. «Что?» (для этого мы делаем) - постановка задач
  • Методы и способы. «Как?» (мы можем это делать) - выбор способов и методов планирования
  • Результат. Выдвижение гипотезы. «Что получится?» (как решение проблемы) - ожидаемый результат
  • Проверка гипотезы.
  • Обсуждение результатов.

Участие в этих проектах требует от школьника применения целого спектра интегративных учебных и коммуникативных умений: запрашивать информацию, обрабатывать и интерпретировать ее, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей. Проектная деятельность формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении; развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные. Внедрение в учебный процесс и внеклассную работу нетрадиционных форм проведения учебных занятий, таких как урок - проект, урок исследование, урок - дискуссия, урок - путешествие и др. помогает трансформировать учебный материал в прочные, системные знания с целью содействия раскрытию потенциала ученика, его реализации и развитию.

.

 Список использованной литературы:

1. Ривкин Е. Ю., Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. Волгоград: Учитель, 2014

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И.  Теория обучения иностранным языкам.  М., 2006 – с.7-44.

3. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978

4. Новикова С.Н., Верлооченко Г.В. Проектно - исследовательская деятельность учащихся как средство повышения мотивации к изучению английского языка»/Режим доступа: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op12-13/apo_12-13/inostr12-13.asp

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка в классах младшей и средней школы»  

•Цель данной работы: раскрыть значимость метода проектов и проектной деятельности на уроке английского языка для более глубокого усвоения материала, повышения уровня ответственности учащихся в процесс...

Загорская М.В."Проектно -исследовательская деятельность на уроках английского языка"(статья)

Презентация  "Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка" на примере освоения темы "Британские и американские праздники".Предназначено в первую  для  учеников ...

Загорская М.В."Проектно -исследовательская деятельность на уроках английского языка"(статья и презентация)

Презентация  "Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка" на примере освоения темы "Британские и американские праздники".Предназначено в первую  для  учеников ...

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка

Метод проектов, этапы организации в работе над проектом...

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка и внеурочное время

Проектно-исследовательская деятельность - это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует  развитию учащегося, выявлению талантливого ребёнка, осознанию себя как члена группы, ра...