Коммуникативность и системность в обучении иностранным языкам.
статья по английскому языку

Керн Инна Анатольевна

В этой статье рассказывается как развивать коммуникативную компетентность на уроках иностранного языка и о значении системного подхода для отработки всех языковых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnostsistemnost_v_obuchenii_inostran.yazykam.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативность и системность в обучении иностранным языкам.

Керн Инна Анатольевна

учитель английского языка

ГБОУ школы № 1

 с углубленным изучением

английского языка

-Коммуникативные ситуащии на уроках иностранного языка

-Виды коммуникативных высказываний.

-Системность в обучении иностранным языкам.

-Развитие коммуникативной компетенции.

 Развитие способности к общению на иностранном языке связано в первую очередь с участием в коммуникативных ситуациях и их преобразованием в соответствии с коммуникативным целями и задачами. Умение преобразовывать учебную ситуацию важно для обучения иностранному языку уже в начальной школе. То есть  дети должны научиться активно участвовать в общении, добавляя собственную информацию, добиваясь понимания, убеждая других, осуществляя поиск решения, разрешая проблему, координируя коллективные действия, достигая результата. Отбор языкового материала необходимо осуществлять с учетом интересов детей данного возраста. Необходимо научить ребенка планировать и контролировать свою речь при ответе, быть внимательным, но в то же время у ребенка важно сформировать умение участвовать в общей беседе, высказывать собственные мысли самостоятельно, спонтанно и естественно, проявлять инициативу и демонстрировать уверенность.

 В реальных условиях коммуникативная ситуация возникает в определенных сферах общения: социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной, игровой. Коммуникативные ситуации влияют на выбор тематики и могут быть как однотемными, например в социально-бытовой сфере, так и политемными, например в социально-культурной сфере.

 Коммуникативная ситуация в учебных условиях создается учителем на уроках, когда обучаемые учатся говорить, читать, писать и понимать иностранную речь на слух в пределах тематики и ситуаций общения, четко обозначенных в каждом уроке. Коммуникативным задачам подчиняется отбор языкового материала, который осуществляется с учетом интересов детей разного возраста и их лексического запаса на родном языке. Необходимо также научить ребенка представлять себе цель общения. Материал вводится последовательно, по принципу «от простого к сложному», лексико-грамматические блоки объединены общей коммуникативной функцией. Грамматические объяснения, изложенные в доступной и доходчивой форме также несут в себе коммуникативный смысл, помогая ребенку легко использовать полученные знания на практике.

 Для реализации задач общения при обучении иностранному языку, помимо коммуникативных ситуаций, сфер оформления и коммуникативных задач даны примерные стимулы для оформления разных типов

высказываний, таких как диалог-расспрос, монолог-описание, диалог-«этикет», монолог-сообщение и др.

 Одним из важных показателей качества знаний учащихся является их системность. Знания хоть и представляют собой компонент содержания обучения, в то же время не являются основными; понятия науки в предмете «иностранный язык» вводятся лишь по мере необходимости для сознательного овладения деятельностью возможно лишь в том случае, когда полученные учениками знания будут системными.

Системно-языковые представления учащихся школы могут быть двух видов:  лексико-грамматические и коммуникативно-смысловые.

 Формирование системных знаний и представлений о языке отвечает задачам обучения и воспитания, т.к. при непонимании основных законов функционирования языка как системы учащимся приходится заучивать отдельные языковые элементы, что противоречит психологическим особенностям данной возрастной группы.

 Лексико-грамматические системные представления заключаются в обобщении и систематизации лексических и грамматических структур в соответствии с существующими в языке синтаксическими и морфологическими нормами, а также правилами употребления лексического материала.

Коммуникативно-смысловые системные представления отличаются большей сложностью и представляют собой обобщение  и систематизацию аутентичных языковых форм, которые служат исключениями из правил и расширяют знания учащихся о реальном языковом функционировании.

. Формирование у учащихся лексико-грамматических системных представлений осуществляется с помощью лексико-грамматических заданий, с помощью обобщения и систематизации лексических и грамматических структур в соответствии с существующими в языке синтаксическими и морфологическими нормами и правилами употребления лексического материала.

Коммуникативно-смысловые представления формируются с помощью заданий на обобщение и систематизацию аутентичных  языковых форм, с помощью заданий по аудированию, говорению, чтению.

Таким образом обучение грамматике тесно связано с обучением диалогической речи, монологической речи, аудированию и письму.

В данном модуле мы видим повторяемость лексико-грамматического материала в разнообразных заданиях и контекстах. Грамматические явления осваиваются в речевом образце, помещенном в учебно-коммуникативный контекст.

Система упражнений для обучения лексике.

Введение лексики происходит через контекст:

  1. Рассказ.
  2. Беседа.
  3. Рассказ с элементами беседы.
  4. Отдельные ситуации
  5. Отдельные предложения.

Семантизация, т.е. раскрытие значения осуществляется переводным и беспереводным способами.

К беспереводным способам относятся:

1) Демонстрация предметов, жестов, действий, картин,рисунков и др.

2) Дефиниция, т.е.определение: а librarian is a person who works in a library.

-Перечисление: dogs, cats, hamsters are animals,

-синонимы-антонимы: А city is a big town.

-контекстуальная догадка

Нужно обратить внимание учащихся на особенности употребления данной лексической единицы в речи ( например образование формы множественного числа, использование артикля, выбор предлога, особенность произношения, орфографии, сочетаемость).

 

 Обучение иностранному языку рассматривается как важный этап, закладывающий умения и навыки общения на иностранном языке. Преподаватели с помощью учебника и аудиовизуальных средств могут научить ребенка общаться на иностранном языке в определенной конкретной обстановке. На этапах обучения иностранном языку необходимо заложить основы для всестороннего развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности-слушании и говорении, чтении и письме.

Лингвистический и страноведческий материал позволяет сориентировать обучение не только на приобретение речевых навыков и умений, но и на введение детей в мир иной культуры, приобщение их к социокультурным особенностям другого народа. Так например для развития у первоклассников умений называть лица, предметы, животных и действия с ними в рамках тем «Любимые герои сказок и мультфильмов», «Еда», «Любимые игры», «Мир животных», «Времена года» и др. происходит ознакомление детей с героями сказок и мультфильмов, известными в стране изучаемого языка, с ее географическими и климатическими особенностями, с национальными блюдами, играми, в которые играют их сверстники за рубежом, с названиями животных, школьных дисциплин, принятых в этой стране.

 В методическом отношении существенным является то, что аудирование и говорение способствуют развитию друг друга в процессе обучения, так как понимание формируется в процессе говорения, а говорение - в процессе понимания. Говорение и аудирование образуют единое целое для развития навыков устного общения.  В процессе коммуникации аудирование  сопровождает говорение.

Результатом обучения аудированию является:

  1. приобщение к культуре страны изучаемого языка и обогащение своей собственной культуры;
  2. умение решать предложенные коммуникативные задачи в социокультурной, повседневной, профессиональной сферах общения.

Для активного включения учащихся в процесс общения на иностранном языке важно создать доброжелательную атмосферу на уроке, подбирать материал подходящего уровня сложности, материал интересный для учащихся, поощрять их успехи, использовать игры на уроках, групповую и проектную работу, что способствует усилению мотивации и интереса  учащихся к изучению иностранных  языков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку на начальном этапе

В настоящее время в связи с приобретением иностранным языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения иностранного языка и определения ведущих целей, задач, а также средс...

Сотворчество как реализация коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

   В данной статье содержится материал, помогающий сделать процесс обучения чтению гласных в четырёх типах слога, а также сочетаний согласных  для учащихся начальной школы ...

КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена коммуникативному методу обучения иностранным языкам, который носит деятельностный характер. Задача коммуникативного подхода - заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка пу...

Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку

Методические рекомендации. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку являются формирование и совершенствование ин...

Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку

Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся на иностранном языке является обучение общению. ...

Сущность применения коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранным языкам.

Учитель должен соотносить приемы учения с личностными субьектными и индивидными свойствами каждого ученика - это и есть индивидуализация процесса иноязычного образования.Сущность коммуникативно-когнит...