Сущность применения коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранным языкам.
материал для подготовки к егэ (гиа) по немецкому языку (9 класс) на тему

Юсупова Светлана Мурадосиловна

Учитель должен соотносить приемы учения с личностными субьектными и индивидными свойствами каждого ученика - это и есть индивидуализация процесса иноязычного образования.Сущность коммуникативно-когнитивного подхода легко распознать через реализуемые принципы организации процесса иноязычного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kognitivnyy_podhod.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность применения коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранным языкам.

Сущность коммуникативно-когнитивного подхода легко распознать через реализуемые им принципы организации процесса иноязычного образования. Е.И. Пассов является разработчиком  данного подхода в отечественной и европейской дидактике. Наблюдается единство в Европе и России в понимании сути коммуникативного подхода в иноязычном образовании.

Принципы коммуникативного подхода

Е.И. Пассов:   коммуникативности - функциональности - индивидуализации - речемыслительной активности -ситуативности  - новизны

Европейская практика:  речевой направленности - функциональности - личностной ориентации общения   - речемыслительная активности - ситуативности  новизны

Принцип речемыслительной активности: В соответствии с этим принципом, урок должен характеризоваться постоянно высокой активностью всех учащихся. Необходимо учить детей отвечать про себя даже в том случае, когда спрашивают другого.  

Принцип функциональности: учащиеся должны «овладеть тем, что функционирует в устной и письменной коммуникации [речевыми единицами], и овладеть таким образом, как оно функционирует.»

Принцип ситуативности:  Ситуативность требует, чтобы всё произносимое на уроке как-то касалось собеседников - ученика и учителя, ученика и другого ученика, их взаимоотношений. Ситуативность - это и есть соотнесённость фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники. Она - условие, жизненно важное для овладения говорением.

Принцип новизны: необходима постоянная новизна всех элементов учебного процесса

Принцип индивидуализации: принцип индивидуализации трактуется по-разному

  • В основе традиционной трактовки, содержащейся во всех учебниках по дидактике, лежат уровни владения ИЯ. Учащиеся дифференцируются по уровню подготовленности: слабый, средний, высокий.
  • В основе трактовки с позиций коммуникативного подхода лежат свойства личности учащегося.

Подходы к реализации принципа индивидуализации

Традиционный

1. Диагностическое тестирование учащихся.

2. Определение по итогам тестирования уровня подготовленности.

3. Разработка и использование (на отдельных занятиях) индивидуальных заданий.

Коммуникативный

1. Выявление субъектных, личностных и индивидных свойств учащихся.

2. Разработка приемов учения по отношению к каждому учащемуся.

Учитель должен соотносить приемы учения с личностными, субъектными и индивидными свойствами каждого ученика – это и есть индивидуализация процесса иноязычного образования

  1. Ситуация является стимулом к говорению. Создайте 3 ситуации, служащие стимулом к говорению, к уроку иностранного языка по теме: «Школа будущего».

1.Мозговая атака (активизация лексики по теме)

Kinder, denkt nach und sagt: «Was fällt euch mit demWort “Die Schule” ein?»

Bitte, eure Assoziationen!

2.В обучении монологической речи в методике приняты два пути: «путь сверху» — исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу», где в основе обучения — предложение, отражающее элементарное высказывание.

Рассмотрим сначала ситуацию, при которой исходной единицей является текст-образец на тему «Сельская школа» и «Городская школа» Работа состоит из трех этапов.

Первый этап — максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т. е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.

В связи с этим этапом рекомендуются следующие задания:

— Прочитать текст, ответив на вопросы по содержанию.

— Составить план текста в виде вопросов или тезисов (как облегченный вариант; упорядочить предлагаемый план с нарушенной последовательностью в соответствии с содержанием текста).

— Составить программу, т. е. к каждому пункту плана подобрать необходимый «строительный» материал. Каждый ученик подбирает свой материал, поэтому программа носит индивидуальный характер. Этот этап предполагает проникновение в текст и интенсивную инвентаризацию его материала, что приводит к его усвоению и запоминанию

3.Представлены фотографии или рисунки самих же детей на тему «Школы будущего»Составление рассказа о сходствах и различиях этих фотографий или рисунков предполагает, что учащиеся имеют очень высокий уровень владения иностранным языком и могут не просто воспроизвести изученную тему, но и анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свое мнение.

4.Можно  создать учебную ситуацию, вызывающую речь, где осуществляется неречевое и речевое поведение, например: «В кабинете у директора», «На уроке немецкого языка». Отрезок действительности, входящий в ситуацию, может быть намечен вербально или изображен при помощи наглядных средств.

5. Создание творческого проекта «Как я представляю школу будущего?»(Meine Traumschule)

3. Как Вы реализуете принцип индивидуализации на своих уроках? Приведите примеры.

Учащихся дифференцирую по уровню подготовленности: слабый, средний, высокий.

Продуктивность деятельности отдельного ученика зависит не только от его способностей, но и от индивидуально-своеобразного сочетания приёмов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее её выполнение данным учеником. Например, систематическое невыполнение домашнего задания или наоборот весь урок  стремится активно участвовать в работе.

Для учеников со слаборазвитыми субъектными свойствами даются индивидуальные задания содержащие описание алгоритмов и указания на способы оптимального выполнения. На уроках иностранных языков нельзя не работать личностно – ориентированно, так как у нас сидит полкласса и каждому можно найти индивидуальный подход.

Личностные свойства входят в индивидуальность человека в качестве важнейшего компонента и составляют его сущность. Личностная индивидуализация учитывает:

  • контекст деятельности учащегося;
  • жизненный опыт учеников (опыт их как читателей, спортсменов, путешественников и т. п.);
  • сферу интересов, желаний, склонностей, духовных потребностей;
  • мировоззрение (взгляды на жизнь);
  • эмоционально-чувственную сферу (при «провоцировании» учеников высказываниям в защиту своей любимой команды, актера, книги, профессии);
  • статус личности в коллективе: популярность ученика среди товарищей, взаимные симпатии для нахождения речевых партнёров, назначение ведущего в речевых группах …

Подходы к реализации принципа индивидуализации

Традиционный 

1. Диагностическое тестирование учащихся.

2. Определение по итогам тестирования уровня подготовленности.

3. Разработка и использование (на отдельных занятиях) индивидуальных заданий.

Коммуникативный

1. Выявление субъектных, личностных и индивидных свойств учащихся.

2. Разработка приемов учения по отношению к каждому учащемуся.

Приемы учения, лежащие в основе принципа индивидуализации

1. Целенаправленная помощь в «критических точках» урока, в зависимости от наличия или уровня той или иной способности.

2. Целенаправленное использование опор различного типа: смысловых и содержательных, вербальных, иллюстративных и схематических.

3. Очередность опроса. Слабые ученики выигрывают, когда получают образец - правильный ответ.

4. Варьирование времени на подготовку ответа. Слабые обычно получают тройную порцию времени: они успевают разобраться в розданном им индивидуализированном раздаточном материале, обдумать ответ, проговорить (прочесть), что нужно.

5. Использование опережающих   индивидуализированных заданий.

Например, ученику со слабым уровнем подготовки и отсутствием некоторых способностей заранее предлагается  специальная карточка, по которой на уроке он лишь освежает то, что подготовил.

6. Использование заданий разного уровня  сложности (главным образом в домашних   заданиях).

7. Использование дополнительного внепрограммного занимательного материала (для сильных).

8. Оказание помощи слабым со стороны  сильных.

9. Более частый опрос учащихся со слабыми способностями. Это активизирует учеников, развивает их способности, приучает работать весь урок.

10. Выполнение допол. упражнений учениками с низким уровнем развития тех или иных способностей.

Обычно считается, что «слабые» должны (ибо могут) делать меньше. Но это неверно. Упражнения для этой цели надо подбирать не вообще хорошие, а те, которые непосредственно помогут ученику лучше подготовиться к следующему уроку и быть «не хуже других».

Планирование всей темы почти всегда начинаю с завершающего урока, так как его «сценарий» позволяет предвидеть результаты учения и правильно  распределить время, содержание и объем материала по разным типам урока в цикле.

Опыт показывает, что больше вопросов задают тем ребятам, которые популярны в данной группе. Поэтому нужно подбирать только желаемых друг для друга речевых партнёров, предлагать ученикам с низким речевым статусом в индивидуальных заданиях интересную информацию, что поможет поддержать интерес к их высказываниям.

При проведении урока придерживаюсь следующих рекомендаций:

1. Вводя слово, словосочетание, грамматическое явление, подбираю  ситуацию, которая бы показала учащимся действие этой единицы в общении: что с ее помощью можно сообщить, узнать, назвать, выразить.

2. Поскольку усвоение материала возможно при многократном повторении, обеспечить учащимся «повторение без повторения», что достигается привнесением чего-то незначительно в высказывание по ситуации, исходя из реальных условий обучения в конкретной группе учащихся.

3. Известно, что устное общение есть активное взаимодействие говорящего и слушающего. Делаю так, чтобы в ходе овладения материалом можно было обеспечить активное участие самих учащихся, каждого их них в этом процессе. Не выступать в качестве единственного источника, стимулирующего процесс общения.

4. Организуя общение на основе усеваемого материала, создаю благоприятные условия, располагающие к общению, чтобы учащимся доставляло удовольствие слушать, говорить, читать и писать на изучаемом языке. Не показывать своего раздражения неумением ученика выполнить задание, вселять в них уверенность в том, что они продвигаются в овладении языком, больше подчеркивать их успехи, чем неудачи.

5. При чтении главное внимание учащегося обращаю на смысловую сторону читаемого, а для этого шире использую задания коммуникативного характера: о чем узнал, как к этому относишься и т.п. Не даю повторного прочтения текста, не меняя задание.

Урок в 7классе по немецкому языку по теме  «Охрана окружающей среды»

       1.О загрязнении воздуха.

2.Кислотные дожди.

3.Отходы.

Правила ролевой игры:

1) Учащиеся должны уметь поставить себя в воображаемую ситуацию или в ситуацию, которая может возникнуть.

2) Учащиеся должны адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других - взять на себя воображаемую роль.

3) Участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы всё происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли.

4) Участники игры должны концентрировать своё внимание на использование единиц иностранного языка в целях коммуникации.

5) Участники ролевых игр должны иметь в запасе собственные клише, чтобы суметь отразить любую реплику или употребить как вводную фразу для высказывания.

6) Следи за правильным произношением и интонацией английского предложения.

7) Самое главное - НЕ БОЯТЬСЯ! Стоит понемногу активизировать свою речь, языковой барьер уйдёт сам по себе.

Речевые клише - памятка.

Ключевые вопросы: 1. У вас есть вопросы?-

2. У вас будут дополнения?-
Сообщения

(для реакций на сообщения потребуется след. клише)



Согласие:

Ich bin  einverstanden!.Ja, das ist richtig. Keine Worte. Quite so!

Несогласие:

Ich bin nicht einverstanden! Unmöglich!

Удивление:

Ist das wirklich so?

Wirklich!?

Möglich?

Oh!

Was Sie nicht sagen!

Переспрос

Was haben Sie gesagt?

Ist das  so…?

Эти памятки и речевые образцы присутствуют на уроке. Уч-ся могут пользоваться ими. Опережающие домашние задания обеспечивают подготовленность реферата и сообщений. Но подготовленные сообщения- это, лишь скелеты высказываний. Дети должны варьировать речевыми образцами, трансформируя свои высказывания. И главным образом оцениваются степень импровизации и спонтанность.

Считается, что почти все уроки иностранных языков должны быть коммуникативно-направленными за исключением уроков, на которых вводится и отрабатывается языковой материал. Поэтому на базе языкового материала по теме: «Охрана окружающей среды» ставилась цель развития коммуникативных умений на данном уроке. На предшествующих уроках давались задания составить примерный перечень вопросов, давались темы сообщений по выбору, подбирались всевозможные речевые образцы.

Форму проведения урока выбрала по ситуативно- ролевой методике. Формами устно-речевого общения должны были явиться:

а) восприятие на слух сообщений по выбранной теме.

б) реакции любого рода на данное сообщение (дополнение, согласие, несогласие)

в) монологовая или диалоговая форма.

г) полилоговая на начальной стадии форма.

На предварительном этапе работы обрабатывался лексико-грамматический материал.

Из опыта работы замечено, что большое желание общаться на немецком вызывает отработанное произношение и правильная интонация немецкого произношения. Поэтому и в подготовительный период и на самом уроке я много уделяю времени фонетической отработке произношения, интонации и ритмики немецкого предложения. В начале урока объясняю цели урока на русском, чтобы поняли все. После объяснения целей и 2-х этапов работы над фонетическим материалом перехожу к объяснению правил игры — считаю, что это является этапом психологической настройки и релаксации. Перед активной работой не только органов речи, но и мышления необходимо поработать и над развитием внимания.

Далее следует сама игра. С этого момента речь идёт только на немецком(за исключением представителя России).

Каждый из участников круглого стола, после озвученного вопроса,- встаёт и представляет себя кто он(а), откуда ,сколько лет, а затем следует ответ на вопрос или его мнение .

По каждому вопросу- сообщению участники урока дают свои реплики в разной степени развёрнутости.

Учитывалась индивидуализация на уроке:

1. личностная индивидуализация. Задачей являлось направление деятельности уч-ся на более творческий характер (не просто воспроизведение заученных фраз.)

а) Учёт сферы интересов: Уч-ся сами выбирают темы для изучения и более полного высказывания.

б) учёт жизненного опыта: Давались задания использовать в своих сообщениях факты из жизни.

в) учёт мотивационный сферы: Стимулировалось желание выглядеть по-деловому и говорить на английском свободней и красивей.

2. Субъектная индивидуализация. Задачей являлось направление учебной деятельности на «зону ближайшего развития», чтобы учебный .материал представлял посильный, но достаточно трудный процесс, вызывающий и психическое напряжение и удовлетворение от результата.

а) учёт опыта операционного действия: алгоритмизация учебной.
работы, доведение до автоматизма. (подготовительный. период)

Общий алгоритм:

1.Условно-речев. упражнения

2. Речевые упражнения

3. Устная речь

Конкретный алгоритм:

1. Вспомнить необходимые слова. 2.Вспомнить схему составления . предложений. в данной видо-временной . форме.

3.Вспомнить специфику произношения и интонации

4.Задать вопрос. У отд. учеников займёт 1 сек., у др.З- 4 сек. Зависит от степени автоматизации.


3. Задачей индивидного аспекта являлось формирование глубоких положительных мотивов, ведущих к дальнейшему развитию памяти, мышления и внимания.

а) Учёт мыслительных способностей, внимания и памяти.

Ольшунова Энола, Куликова Анастасия - имеют способность к абстрагированию, дана роль переводчиков.

Михайлова Ирина, Пащенко Дмитрий— отличаются хорошей памятью, даны роли с использованием функциональной опоры в уме.

Докучаев Лев, Денисенко Анастасия- память и мыслительные операции требуют дополнительной опоры, даны роли со зрительной опорой.

Блажко Павел -слабая память, дана роль подготовки доклада и чтения на конференции. Будет чувствовать больше уверенности, психическое напряжение будет направлено на прочтение, а основная работа должна быть проделана дома.

Бардаков Артем - имеет большие пробелы в изучении языка, ему дана роль представителя России, (требуется эрудиция, но почти отсутствует иноязычная речь.)

Биушкина Кристина, Радченко Руслан имеют рассеянную внимательность, непроизвольная память отсутствует - представляют гостей конференции, от них требуется максимум активизации на уровне реплик и оценочных суждений.

Всестороннее развитие личности лежит в основе личностно- ориентированного обучения, которое и заключается в том, чтобы выявлять сильные и слабые стороны иноязычных способностей конкретного ученика, совместно с ним терпеливо преодолевать трудности, опираясь на всё крепкое и прогрессивное заложенное в его личности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная методика о научных подходах к обучению иностранному языку

Эта статья поможет освежить в памяти подходы кобучению иностранному языку....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМпубликация - статья...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

«Использование ИКТ на уроках английского языка на второй ступени обучения»...

Практическое применение когнитивного подхода в обучении иностранным языкам

Практическое применение когнитивного подхода, которое всегда имеет место на уроках иностранных языков. Опираясь на свой опыт преподавания, автор перечисляет самые эффективные приёмы....

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....