Главные вкладки

    Эффективность использования учебно – речевых ситуаций при обучении английскому языку
    статья по английскому языку

    Хажина Эльза Танзилевна

    Общение является неотъемлемым процессом человеческих отношений. Общаясь, мы передаем опыт от поколения к поколению; получаем новые знания, взаимодействуем с другими индивидами, расширяем кругозор.

    Ученик начальной школы способен воспринимать весь материал, преподаваемый учителем и впитывать в себя как губка, тем самым не испытывая каких-либо затруднений и стеснений по поводу сказанных слов или выражений.

    Именно на этом этапе ученики закладывают основы языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения ИЯ как средства коммуникации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_3.docx21.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эффективность использования учебно – речевых ситуаций при обучении английскому языку

    Английский язык стоит на первом месте среди иностранных языков и используется повсюду. Это обусловлено многими факторами: развитием технологий, туристического бизнеса и межкультурной коммуникации.

    Ребёнка, начинающего изучать иностранный язык прежде всего привлекает возможность общения на иностранном языке. Поэтому перед учителем стоит задача научить ученика иноязычному общению, научить коммуникативно-речевому общению, которое должно быть мотивированным, целенаправленным, ситуативным, спонтанным, эмоционально окрашенным, научить умению преодолевать трудности в обучении иностранному языку. [2]

    Используя учебно-речевые ситуации в своей практике, я убедилась в их эффективности. Они способствуют внесению в обучение атмосферы новизны, творчества, создать интересную, увлекательную обстановку на уроке, которая не оставляет равнодушными учащихся и способствует возрастанию речевой активности учащихся. Хочется отметить, что и слабоуспевающие учащиеся, вовлеченные в конкретную ситуацию, не могут оставаться равнодушными.

    Согласно Абдурахмановой Г. М., ситуация должна стать единицей организации и основой управления процессом обучения иноязычному общению. Она также говорит, что задачей учителя является вовлечение учеников в активную речевую деятельность. [3]

    Чикунова А. В. в своей статье отмечает что большой интерес у учеников вызывают неподготовленные разговоры и постоянно приучают их к мысли, что на иностранном языке можно выразить те же мысли и чувства, что и на родном языке. [4]

    Учебно-речевые ситуации представляют собой безграничное сочетание и комбинирование различных структурных элементов, которые отбираются в зависимости от задач обучения. Поэтому существуют различные их типы и виды, которые обладают специфичной структурой. [1]

    Согласно Звягинцевой С.Г. учебная ситуация это:

    - специально созданные условия,

    - обстоятельства,

    - система взаимоотношений собеседников в целях учебно-воспитательного воздействия на учащихся при осуществлении речевых действий на иностранном языке, повышающих мотивацию учения.

    Одним словом, школьник включается в активную деятельность по изучению языка, а не является объектом обучения ему.

    Также Звягинцева С.Г выделяет требования, которые должны отвечать учебной ситуации:

    1. Учебная ситуация должна быть по возможности адекватной реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление;
    2. Учебная ситуация должна быть предельно ясна учащимся, что значит:

    - чётко определена речевая задача (о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать,что нужно опровергнуть, доказать, уточнить и т.д.)

    - учащиеся знают то, что от них требуется, они могут сделать, так как  выполнение задания обеспечено конкретным языковым (слово, словосочетания, структуры) и речевым (готовые речевые единицы) материалом либо усваиваемым, либо усвоенным.

    - учащиеся знают, как нужно выполнить задание, какие средства для этого нужны.

    - они знают, что общение будет проходить в благоприятных условиях при доброжелательном отношении партнеров друг к другу, каждый из которых заинтересован, чтобы общение состоялось;

    - они знают, чему научатся, выполнив задание. [3]

    Успех изучения иностранного языка во многом зависит от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Индивидуализация образовательного процесса тесно связана с ситуацией: многие индивидуальные особенности студентов отражаются в ситуации как ее составляющие, ведь через общение мы выражаем сугубо индивидуальные мысли, чувства и переживания. Жизненный опыт, интересы, желания, склонности, мировоззрение, эмоции и чувства, статус личности в коллективе – все эти свойства могут служить источником мотивации для общения учащихся. [1]

    Учитывая возрастные, психологические особенности учащихся и их интересы, учитель может предопределить возникновение в процессе обучения иноязычному общению некоторых трудностей (о чем говорить и как). Прежде всего, это касается использования визуальных и аудиовизуальных средств обучения. Картины, серии рисунков способствуют удержанию в памяти логической последовательности излагаемых фактов и уточнению ситуации общения. Использование звуковых фильмов поможет учащимся овладеть динамической моделью речевой коммуникации (жесты, мимика, интонация). Кроме того, учащиеся наблюдают за жизненными ситуациями, позволяющими действующим лицам совершать речевые поступки в социокультурном контексте в определенное время в определенном пространстве.

    Таким образом, для того чтобы повысить интерес к языковой речевой деятельности учащихся, а также для того, чтобы повысить эффективность урока помогут речевые ситуации. Учителю предоставляется возможность варьировать ситуации от класса к классу, для учащихся разного возраста, в зависимости от их интересов и уровня обученности.


    Список использованных источников

    1. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению // Иностранный язык в школе. – 2001. - № 1. – С. 5 – 10

    2. https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/uchiebno-riechievyie-situatsii-kak-usloviie-razvitiia-kommunikativno-riechievykh-umienii-uchashchikhsia-na-urokakh-angliiskogo-iazyka

    5. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2016/08/15/rol-uchebno-rechevyh-situatsiy-pri

    4. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/05/21/uchebno-rechevaya-situatsiya-na-uroke-angliyskogo

    3. http://открытыйурок.рф/статьи/503719/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование учебно-речевых ситуаций при обучении иностранному языку

    Краткий доклад по теме "Использование учебно-речевых ситуаций при обучении иностранному языку"....

    УЧЕБНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ

    Эта методическая разработка показывает необходимость развития навыков говорения у школьников...

    "Использование учебно речевых ситуаций в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы"

    В методике задачи курса обучения иностранному языку заданы через единство практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей при ведущей роли практической цели. Считается, что практ...

    Учебно-речевые ситуации на уроках английского языка

    Учебно-речевые ситуации на уроках английского языка...

    Проблема мотивации и роль учебно-речевой ситуации при обучении английскому языку

    Вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке путем использования современных средств обучения и различных форм работы  может служить важнейшим средством повышения мотивации в об...

    Роль учебно–речевых ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка.

    Обучение иностранному языку в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной целей. Эти цели достигаются в процессе практического овладения иностранным я...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА ВУЗА

    Особенности моделирования учебно-речевых ситуаций на занятиях по английскому языку....