Подходы и методы в обучении грамматике.
методическая разработка по английскому языку

Назарова Татьяна Васильевна

Грамматика является одним из самых сложных аспектов языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podhody_v_ob_grammatike.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Выделяются два основных подхода в обучении английскому языку: эксплицитный и имплицитный, также эти два подхода могут образовывать третий – смешанный. При обучении английскому языку педагог выбирает наиболее уместный подход опираясь на возраст, уровень подготовки обучающихся и изучаемую тему.

Имплицитный подход – подразумевает изучение грамматических явлений без изучения правил, по грамматическим моделям. Он более применим на начальном этапе обучения, так как детям проще запомнить речевой образец, нежели всё правило, объясняющее то или иное грамматическое явление. Два метода предусматривают данный подход: коммуникативный и структурный.

Коммуникативный метод предполагает следующие этапы работы над грамматикой:

1)        прослушивание изучаемого материала в конкретной речевой ситуации (прослушивание диалогов, монологов, песен, стихотворений и т.п.);

2)        имитация нового грамматического явления в речи, что поможет избежать механического повторения;

3)        объединение схожих по смыслу фраз в единый рассказ;        

4)        употребление игр и создание речевых ситуаций для автоматизации новых речевых образцов;

5)        употребление готовых клише в схожих ситуациях общения.

Коммуникативный метод хорош тем, что при его применении у обучающихся увеличивается мотивация, так как они имеют возможность применить только что полученные знания в ситуации общения.

В основе структурного метода лежит система упражнений на отработку структурных моделей. При данном методе работа может проводиться следующим образом:

1)        прослушивание речевых образцов с грамматической структурой;

2)        индивидуальное или групповое проговаривание речевых образцов за диктором или учителем;

3)        употребление изучаемых явлений при составлении диалогов в парах или с учителем.

Данный метод хорош тем, что грамматическая структура становится объектом долгой и тщательной отработки, а у обучающихся появляется способность употреблять в речи новую грамматическую структуру. С другой стороны, упражнения выглядят довольно монотонными и быстро надоедают обучающимся.

Второй подход – эксплицитный, подразумевает объяснение правил. В случае использования эксплицитного подхода применимы два противоположных метода: дедуктивный и индуктивный.

Дедуктивный метод построен на изучении грамматического правила с использованием специфических грамматических терминов и построении речевого клише с осознанным использованием этого правила, то есть от общего к частному. Он более применим на старшем этапе обучения. Работа по данному методу может проходить следующим образом:

1)        изучение правил с применением грамматических терминов;

2)        поиск указанного грамматического явления в тексте, его озвучивание и объяснение;

3)        выполнение упражнений на подстановку с опорой на образец;

4)        выполнение упражнений на трансформацию;

5)        переводные упражнения с русского на английский язык.

Отметим, что при этом методе осуществляется принцип сознательности и научности, обеспечивается поэтапная отработка грамматического навыка, у обучающихся появляется возможность применения данного метода при самостоятельной работе.

Индуктивный метод – метод объяснения от частного к общему. Обучающимся предлагается самим сформировать правила, опираясь на грамматическое явление или контекст. Е.Н. Соловова предлагает следующую последовательность работы с данным методом:

1. Обучающимся предлагается текст или набор предложений с примерами на новое правило. Работая в группах обучающимся необходимо изучить примеры, найти общее и с помощью учителя вывести правило. Контекст при этом должен быть понятен детям, задание посильно для обучающихся. Также при таком виде работы можно цветом или шрифтом выделить изучаемые грамматические структуры, что облегчит детям работу.

2. Обучающиеся самостоятельно формулируют правило, которое может быть скорректировано учителем.

3. Выполнение упражнений на подстановку.

4. Выполнение упражнений на трансформацию.

5. Переводные упражнения.

Следует заметить, что объяснение правил играет довольно важную роль. Именно правила делают речь обучающихся грамматически правильной и в дальнейшем позволяют самостоятельно употреблять в речи изученные структуры.

Что же касается употребления указанных подходов на различных этапах обучения, то на начальном этапе лучше всего отдать предпочтение дифференцированному подходу, делая больший упор на имплицитный подход, так как дети младшего школьного возраста имеют хорошую память и без труда способны запомнить готовые грамматические и речевые образцы. На старшем этапе обучения предпочтение отдаётся эксплицитной стратегии обучения и дедуктивному методу обучения. Это обусловлено высокой грамотностью речи старших школьников.

Коммуникативный метод

Структурного метода

- прослушивание изучаемого материала в конкретной речевой ситуации (прослушивание диалогов, монологов, песен, стихотворений и т.п.);

- имитация нового грамматического явления в речи, что поможет избежать механического повторения;

- объединение схожих по смыслу фраз в единый рассказ;        

- употребление игр и создание речевых ситуаций для автоматизации новых речевых образцов;

- употребление готовых клише в схожих ситуациях общения.

- прослушивание речевых образцов с грамматической структурой;

- индивидуальное или групповое проговаривание речевых образцов за диктором или учителем;

- употребление изучаемых явлений при составлении диалогов в парах или с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы в обучении грамматике ин.яз.

Грамматика – это структура языка , которая превращает язык в речь , это база без которой нет полноценного использования иностранного языка, употребление его как средство общения....

Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского

        Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...

Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского

        Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Подход и методы в обучении английскому языку

Поскольку результатом обучения учащихся английскому языку является формирование у них умения и навыков пользования языком как средством общения, то ведущим принципом является принцип коммуникативной н...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Подходы и методы обучения грамматике английского языка.

Процесс ознакомления с грамматическим материалом и его отработка может строиться по-разному в зависимости от грамматического материала, условий обучения....