Подходы и методы обучения грамматике английского языка.
статья по английскому языку

Полковниченко Наталья Сергеевна

Процесс ознакомления с грамматическим материалом и его отработка может строиться по-разному в зависимости от грамматического материала, условий обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подходы и методы обучения грамматике английского языка

Процесс ознакомления с грамматическим материалом и его отработка может строиться по-разному в зависимости от грамматического материала, условий обучения, манеры преподавания учителя.

 Подход – это базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения.

Метод – предполагает наличие определённых шагов, принципов, использование конкретных примеров .

Выделяют два основных подхода к обучению грамматике:

  • эксплицитный, который подразумевает объяснение правил и явлений;
  • имплицитный, суть которого состоит в повторении и заучивании грамматически верных структур без заучивания самих правил.

Следует отметить, что в современном образовании, ни один из вышеперечисленных подходов не используется в чистом виде. Этому способствует множество причин, таких как возраст, уровень знаний обучаемых, цель обучения, особенности грамматического материала и т.д.

Эксплицитный подход предполагает использование двух методов:

  • дедуктивного;
  • индуктивного.

Дедуктивный метод заключается в том, что учитель дает новое грамматическое правило, а учащиеся отрабатывают новые структуры в коммуникативно-ориентированных ситуациях. Другими словами, обучение при использовании дедуктивного метода происходит от общего к частному, от правила к действию.

Более подробно можно рассмотреть данный метод на основе последовательности действий и его применения.

  1. Сначала изучается правило с использованием грамматических терминов.
  2. Ученикам дается задание найти новое грамматическое явление в тексте, назвать форму, объяснить причину её применения.
  3. Ученики выполняют подстановочное упражнение в соответствии с образцом.
  4. Осуществляется переход от выполнения подстановочных упражнений к трансформационным.
  5. Выполняются упражнения на перевод с русского на английский.

В старшей школе зачастую используется дедуктивный метод, так как продвинутый уровень изучения языка подразумевает высокий уровень языковой грамотности, что, в свою очередь, позволяет ученикам пользоваться специальной справочной литературой, как в школе, так и дома. Однако грамматические структуры на старшем этапе обучения сложны для самостоятельного понимания, и объяснения учителя помогают ученикам более точно и корректно усвоить новый материал.

При использовании индуктивного метода в обучении, учащиеся сами формулируют правило, изучают грамматические явления от единичного к общему. Обучение можно разделить на несколько этапов:

  1. Ученикам дается текст, в котором часто используется новое грамматическое правило. Учитель просит определить и сформулировать правило. На данном этапе необходимо использовать различные подсказки такие, как выделение текста курсивом, другим цветом, предоставленные тексты или предложения, должны быть понятны, чтобы учащиеся смогли без труда определить новые грамматические формы и вывести правило.
  2. Учащиеся формулируют правило, учитель корректирует его.
  3. Выполняются упражнения на подстановку.
  4. Трансформационные упражнения.
  5. Обучаемые выполняют упражнения на перевод с родного языка на иностранный.

 выделяют несколько преимуществ использования индуктивного метода на начальном и среднем этапах обучения:

  1. данный метод способствует языковой догадке у учащихся;
  2. грамматическое правило выводится учениками самостоятельно, благодаря чему легче запоминается и усваивается;
  3. объясняя и корректируя правило, учитель избегает сложных грамматических терминов.

Имплицитный подход также предполагает использование следующих методов:

  • ситуативного;
  • коммуникативного.

Ситуативный метод предполагает использование упражнений на отработку ситуативных моделей. Следующая последовательность действий раскрывает суть этого метода:

  1. Аудирование предложений, текста с новым грамматическим явлением. Например: This is a boy/ a girl/ a rule/ etc.
  2. Ученики хором или индивидуально проговаривают образец за учителем.
  3. Учащиеся выполняют вопросно-ответные упражнения с использованием только, что изученной структуры, в парах или вместе с учителем. Например: Is this a pen? – Yes, it is. / No, it isn’t.
  4. Ученики составляют учебный диалог с несколькими структурами.

При использовании коммуникативного метода, грамматические явления изучаются в процессе общения на иностранном языке. Коммуникативный метод подразумевает использование частных методов:

  • предваряющее слушание, при котором учитель проигрывает определенный текст, содержащий грамматические и лексические единицы, объединенные одним сюжетом;
  • имитация речи, когда учитель просит учеников произнести фразу хором или индивидуально с различными эмоциями, в разной коммуникативной ситуации. Высказывания учащихся могут сопровождаться жестами, рифмоваться, проговариваться под музыку и т.д.;
  • группирование схожих фраз по смыслу, форме, что способствует созданию образца речевой ситуации. Например, ситуация знакомства: What is your name? ; Where are from? ; What is your address?
  • автоматизация изученных структур, встречающихся в разнообразных ситуациях общения, текстах;
  • действия по аналогии в схожих ситуациях общения, например, общение в гостинице, на собрании, представлении и т.д.

 Изучение традиционных подходов и методов обучения грамматике позволяет сделать вывод о том, что каждый подход занимает своё определённое место в процессе изучения иностранного языка. На начальном этапе обучения наиболее эффективно будет использование имплицитного подхода, на среднем и старшем – эксплицитного. При этом следует отметить, что какого бы подхода мы не придерживались, методы, содержащиеся в них, следует чередовать, учитывая способности учащихся, содержание грамматического материала и сложность его усвоения учениками, а также условия обучения. На мой взгляд, чередование методов мотивирует учащихся к изучению иностранного языка и делает образовательный процесс более интересным и легким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка...

Когнитивный подход в обучении грамматике английского языка

Некоторые аспекты употребления грамматических времен английского языка...

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка

Создание условий для повышения качества знаний учащихся на основе коммуникативно-когнитивного подхода...

Обобщение опыта работы по теме "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка"

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

"Интерактивные методы обучения грамматике английского языка"

На современном этапе развития методической мысли основная структурная единица образовательного процесса по иностранному языку - урок / занятие рассматривается как сложный акт общения, главной целью и ...