Spotlight 5 класс Рабочая программа
рабочая программа по английскому языку (5 класс)

Корнеева Наталья Михайловна

Рабочая программа к УМК "Spotlight"/"Английский в фокусе" для 5 класса (ФГОС ООО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_poyasnit_zapiska.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса к учебнику

«Английский в фокусе»

Автор программы: Ю.Е. Ваулина ,В.Эванс, Д.Дули, О.Е. Подоляко

Год издания   2012   Издательство: Москва Express Publishing «Просвещение» 3-е издание

 Количество учебных часов: 105

Контрольных работ: 10

Тесты в формате ГИА:10

Учебно-методический комплект:

Название

Автор

Год издания

Издательство

Учебник

Английский в фокусе-5

Ю.Е. Ваулина

В.Эванс

Д.Дули

О.Е.Подоляко

2012

Москва

Express Publishing

«Просвещение»

3-е издание

Рабочая тетрадь (на печатной основе)

Английский в фокусе-5

Ю.Е. Ваулина

В.Эванс

Д.Дули

О.Е.Подоляко

2012

Москва

Express Publishing

«Просвещение»

3-е издание

Портфолио ученика

Английский в фокусе-5

Ю.Е. Ваулина

В.Эванс

Д.Дули

О.Е.Подоляко

2012

Москва

Express Publishing

«Просвещение»

3-е издание

другое

Class CD

Ю.Е. Ваулина

В.Эванс

Д.Дули

О.Е.Подоляко

2012

Москва

Express Publishing

«Просвещение»

3-е издание

Test book

Ю.Е. Ваулина

В.Эванс

Д.Дули

О.Е.Подоляко

2012

Москва

Express Publishing

«Просвещение»

3-е издание

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений,  предметная линия учебников «Английский в фокусе» 5-9 классы: для учителей общеобразовательных учреждений  В.Г.Апальков, Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко. – Москва «Просвещение», 2011.

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений РФ для изучения курса иностранный язык в 5 классе отводится 3 часа в неделю, 105 часов в год федерального компонента при 35 рабочих неделю. Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по английскому языку, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

Изучение базового курса ориентировано на использование учебника «Английскитй в фокусе -5» авторов  Ю.Е. Ваулина ,В.Эванс, Д.Дули, О.Е. Подоляко.

Цели обучения английскому языку

      Изучение иностранного языка в целом и английского в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    - развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих

 – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

речевая компетенция

– развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

– овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и

ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы                                                                                    

на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою

страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных

учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

-    развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота;

развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

        Место предмета иностранный язык в базисном учебном плане

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе основного (общего) образования, в 5 классе из расчета 3-х учебных часов в неделю.

      Обязательное изучение иностранного (английского) языка на начальном, среднем и старшем этапе, а также реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников, предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, способного работать на разных ступенях обучения с учетом их специфики.      

Статус программы

      Примерная программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

       Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса,

возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. На основе примерной федеральной программы разрабатываются региональные и авторские программы, создаются учебники и учебные пособия.

      Программа реализует следующие основные функции:

      -     информационно-методическую;

      -     организационно-планирующую;

      -     контролирующую.

      Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-

воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

      Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.

      Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

        Примерная программа может служить ориентиром при тематическом планировании курса. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и

способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса, в том числе с учетом особенностей регионов.                                                                    

                                          Результаты обучения

       Результаты обучения английскому языку в 5-9 классах изложены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям мировой культуры.

       Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивают и воспроизводят учащиеся.

       Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: расспрашивать, объяснять, изучать, описывать, сравнивать, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации, ориентироваться в несложном иноязычном тексте, делать краткие сообщения на английском языке.

       В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

  Основное содержание             

5 классы    (105 часов)

                  Предметное содержание речи

       1.    Взаимоотношения в семье, с друзьями. Внешность. Досуг и увлечения (спорт, музыка, посещение кино/ театра / парка аттракционов). Покупки.

       2.    Школа и школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы и их проведение в различное время года.

       3.    Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, погода, столицы, их достопримечательности. Городская/сельская среда проживания школьников.

       4.    Здоровье и личная гигиена. Защита окружающей среды.                                  

                 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного процесса

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты: 

  • освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие  самостоятельности  и  личной  ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично   изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты: 

  • овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

Предметные результаты: 

Речевые умения

                                           Говорение

       Диалогическая речь. В 5–7 классах продолжается развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.

       Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения как:

       ♦     начать, поддержать и закончить разговор;

       ♦     поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

       выразить благодарность;

       ♦     вежливо переспросить, выразить согласие /отказ.

       Объем диалогов – до 3 реплик со стороны каждого учащегося.

       При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов до 4-х реплик со стороны каждого учащегося.

       При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:

       ♦      обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;

       ♦      дать совет и принять/не принять его;

       ♦      пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем участие.

Объем диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося.

       При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:

       •      выражать свою точку зрения;

       •      выражать согласие/ несогласие с точкой зрения партнера;

       •      выражать сомнение;

       •      выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).

       Объем учебных диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося.

       Монологическая речь. Развитие монологической речи в 5-7 классах предусматривает овладение следующими умениями:

    кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;

    передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;

    делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.

Объем монологического высказывания – до 8-10 фраз.

 Аудирование

       Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

       При этом предусматривается развитие умений:

       ♦      выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

       ♦      выбирать главные факты, опуская второстепенные;

       ♦      выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

       Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5-7 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования – до 2-х минут.

Чтение

       Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

       Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5-х классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

       Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных                                                                  

аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5х классах, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объем текстов для чтения – 400-500 слов.

       Умения чтения, подлежащие формированию:

       ♦    определять тему, содержание текста по заголовку;

       ♦    выделять основную мысль;

       ♦    выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

       ♦    устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.

       Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутен-

тичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 5-7 классах.

Формируются и отрабатываются умения:

      ♦      полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);

      ♦      выражать свое мнение по прочитанному.

      Объем текстов для чтения до 250 слов.

       Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации

предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

         Письменная речь

        Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

        ♦     делать выписки из текста;

        ♦     писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником

(объемом до 30 слов, включая адрес), выражать пожелания

        ♦     заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);

        ♦     писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма – 50-60 слов, включая адрес);

        Социокультурные знания и умения

        Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого

поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций

общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование английского

языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомством с:                                                                              

            ♦    фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;

            ♦    оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;

            ♦    иноязычными сказками и легендами, рассказами;

            ♦  с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами страны/ стран изучаемого языка);

            ♦  с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т.д. в странах изучаемого языка;

            ♦   словами английского языка, вошедшими во многие языки мира, (в том  числе и в русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон английского языка.

           Предусматривается овладение умениями:

  • писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке; правильно оформлять адрес на английском языке;
  • описывать наиболее известные культурные достопримечательности Москвы и
  • Санкт-Петербурга, городов/сел/ деревень, в которых живут школьники.

Языковые знания и навыки

5 класс

Графика и орфография

           Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

           Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.

           Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

Лексическая сторона речи

     Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.

     Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.

            Знание основных способов словообразования:

            Знание основных способов словообразования:

            а) аффиксации:

•    глаголы с префиксами re- (rewrite);

•  существительные с суффиксами –ness (kindness), -ship (friendship), -ist (journalist), -ing (meeting);

• прилагательные с суффиксами –y (lazy), -ly (lovely), - ful (helpful), -al (musical), -ic fantastic), - ian/an (Russian), -ing (boring); - ous (famous), префиксом un- (unusual) ;

•   наречия с суффиксом - ly (quickly);

•   числительные с суффиксами –teen (nineteen), -ty (sixty), -th (fifth)

    б) словосложения: существительное + существительное (football)

    в) конверсии (образование существительных от неопределенной формы глагола – to change – change)

    Распознавание и использование интернациональных слов (doctor).

Грамматическая сторона речи

            Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.

            Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке ( We moved to a new house last year); предложения с начальным It и с начальным There + to be ( It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It was winter. There are a lot of trees in the park); сложносочиненных предложений с сочинительными

                Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи конструкций с глаголами на –ing: to be going to (для выражения будущего действия); to love/hate doing something; Stop talking. Конструкций It takes me … to do something; to look/ feel/ be happy.

     Знание модальных глаголов и их эквивалентов ( may,can/ be able to, must/have to/should); причастий настоящего и прошедшего времени; фразовых

    глаголов, обслуживающих темы, отобранные для данного этапа обучения.

            Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей; неисчисляемых и исчисляемых существительных (a flower, snow) существительных с причастиями настоящего и прошедшего времени ( a writing student/ a written exercise); существительных в функции прилагательного ( art gallery), степеней сравнения прилагательных и наречий, в том числе, образованных не по правилу ( good-better-best); личных

    местоимения в именительном (my) и объектном (me) падежах, а также в абсолютной форме (mine); неопределенных местоимений (some, any); наречий, оканчивающиеся на –ly (early), а также совпадающих по форме с прилагательными (fast, high); количественных числительных  свыше 100; порядковых числительных свыше 20.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

В настоящее время идет смещение акцента в процессе обучения иностранному языку на деятельность учащегося и формирование автономии последнего как его личностной характеристики.

Эффективно реализовать эти подходы позволяют, в частности, «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», содержащие положения современного подхода к обучению неродным языком на различных образовательных уровнях и в разных условиях. В этом документе дано также описание системы уровней владения изучаемыми языками и инструментария, позволяющего человеку определить эти уровни.

Данная система уровней составляет основу и ФГОС  второго поколения, которые определяют уровень владения иностранным языком учащимися по окончании основной школы как допороговый (уровень А2 в терминах Совета Европы), для выпускника непрофильного класса средней общеобразовательной школы – пороговый (В1) по первому и второму иностранному языку, а выпускника профильного класса – выше порогового (В2) по обоим иностранным языкам.

ФГОС определяет требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования. В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

При этом имеет место

  • оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
  • оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
  • оценка динамики учебных достижений;
  • использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимооценки и др.)
  • сочетание внутренней и внешней оценки;
  • накопительная система оценки индивидуальных достижений;
  • использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
  • уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»;
  • интерпретация результатов на основе контекстной информации.

Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса, т.е. на базовом уровне.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия с предметным содержанием, выполняемые обучающимися.

Основную роль в оценках по иностранному языку, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов играют четвертные и годовые контрольные работы, результаты выполнения которых объективно покажут, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности коммуникативной компетенции в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков оперирования изученными лексико-грамматическими средствами. В конце обучения в начальной школе проводится итоговая контрольная работа, характеризующая уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

С точки зрения современных подходов к оцениванию, «оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях». В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее

  • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Варианты портфолио являются одним из компонентов современных УМК по иностранному языку.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио.

Таким образом, современные подходы к оценке достижения планируемых результатов по иностранному языку включают в себя уровневую дифференциацию на основании накопительной системы оценивания через портфолио.

В образовательных учреждениях, реализующих ФГОС основного общего образования, при оценивании  успешности овладения иностранными языкамидолжны приниматься во внимание, прежде всего, оценки за выполнение речевых заданий: высказываться по теме, участвовать в беседе, понять иноязычный текст в звучащей или письменной форме.

В основные объекты контроля должны включаться следующие аспекты.Прежде всего, умение понять и извлечь информацию из прочитанного иноязычного текста. Далее несомненным объектом контроля является умение высказаться на иностранном языке и участие в диалоге, т. е. говорение и, наконец, умение понимать на слух иноязычные высказывания. К умениям общения на иностранном языке относится также умение письменно выражать свои мысли.

В настоящее время в большинстве школ оценивание  сформированности  речевых умений ведется по пятибалльной системе. Вместе с тем начинает распространяться тестирование как средство контроля, особенно при проверке чтения и понимания на слух. Речевые умения, связанные с выражением мысли (говорения, письмо), могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом, либо с помощью речеориентированных знаний.

С помощью тестов и тестовых заданий удается более точно определить уровень сформированности речевых умений по иностранным языкам, так как учитель опирается на большее количество баллов, т. е. сумму баллов за каждое из выполненных заданий, поскольку тест состоит из ряда заданий.

Исходя из существующей практики, сделана попытка наметить критерии выставления оценок. Ориентиром объективного оценивания современных школьников  также должны служить требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования и среднего (полного) общего образования, закрепленных в Государственных образовательных стандартах.

Нормы оценок учащихся (по материалам журнала «Иностранные языки в школе»)

Чтение и понимание иноязычных текстов

Основным показателем успешности овладения чтением является степень извлечения информации из прочитанного текста. Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то учащийся должен овладеть всеми видами чтения, различающимися по степени извлечения информации из текста:

 -чтением с пониманием основного содержания читаемого (ознакомительным);

 -чтением с полным пониманием содержания, включая детали (изучающее чтение);

 -чтением с извлечением нужной либо интересующей читателя информации (просмотровое).

Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)

Оценка «5»ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.

Оценка «4»ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедленен.

Оценка «3»ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.

Оценка «2»выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.

Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)

Оценка «5»ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).

Оценка «4»выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.

Оценка «3»ставится, если ученик понялтекст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.

Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.

Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)

Оценка «5»ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.

Оценка «4»ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.

Оценка «3»выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.

Оценка «2»выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.

Понимание речи на слух

Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации.

Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи (например найти ту или иную радиопередачу).

Оценка «4»ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.

Оценка «3»свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.

Оценка «2»ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.

Говорение

Выдвижение овладения общением в качестве практической задачи требует, чтобы учащийся выявил свою способность, как в продуцировании связных высказываний, так и в умелом участии в беседе с партнером. При оценивании связных высказываний или участия в беседе учащихся многие учителя обращают основное внимание на ошибки лексического, грамматического характера и выставляют отметки, исходя только исключительно из количества ошибок. Подобный подход нельзя назвать правильным.

Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствия темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы – понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, разнообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться, прежде всего, при оценке речевых произведений школьников.

Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т. е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушениях нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки.

В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать:

  • соответствие теме,
  • достаточный объем высказывания,
  • разнообразие языковых средств и т. п.,
  • ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий.

Высказывание в форме рассказа, описания

Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.

Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.

Оценка «3»ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным.

Оценка «2»ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.

Участие в беседе

При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.

Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.

Оценка «4»ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.

Оценка «3»выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.

Оценка «2»выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.

Оценивание письменной речи учащихся (по И. Л. Бим)

Оценка «5» Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.

Оценка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящие за базовый уровень,  препятствуют пониманию.Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка.В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.

Оценка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются  ошибки, орфографические и пунктуационные, которые могут приводить к непониманию текста.

Оценка «2» Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.

Выполнение тестовых заданий оценивается по следующей схеме

выполнено 65% - «3», 80% - «4», 95% - «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Spotlight 4. Рабочая программа

Рабочая программа у чебнику Spotlight 4 класс...

Spotlight 5. рабочая программа

Рабочая программа Spotlight 5 класс...

Spotlight 8 рабочая программа

Spotlight 8 рабочая программа...

Spotlight 5. Рабочая программа курса «Английский язык» для 5 класса

Рабочая программма и календарно - тематическое планирование для 5 класса к учебнику Spotlight 5....

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 2-4 классов.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 2,3,4 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение / Ваулина Ю.Е., Эванс

Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований Ф...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10-11 классов . Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение/ Ваулина Ю.Е., Эв

Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав...

Spotlight 5 класс Рабочая программа

Spotlight 5 класс Рабочая программа...