Анализ результатов диагностического тестирования обучающихся 8-х классов по английскому языку в 2018-2019 учебном году, МБОУ СОШ №4
материал по английскому языку

Сиротенко Марина Сергеевна

        Во исполнение приказа департамента образования МО г. Салехард от 09 октября 2018 года № 982-о «О проведении диагностического тестирования обучающихся 8-х классов по английскому языку» 19 октября 2018 года для обучающихся 8-х классов проведена диагностическая работа по английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ результатов диагностического тестирования обучающихся 8-х классов

по английскому языку в 2018-2019 учебном году

МБОУ СОШ №4, г.Салехард

        Во исполнение приказа департамента образования МО г. Салехард от 09 октября 2018 года № 982-о «О проведении диагностического тестирования обучающихся 8-х классов по английскому языку» 19 октября 2018 года для обучающихся 8-х классов проведена диагностическая работа по английскому языку.

        Диагностическая работа проводилась с целью определения уровня освоения учащимися предметного содержания курса английского языка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

        Основные задачи тестирования: проверить состояние знаний, умений, навыков учащихся по предмету; оценить готовность к новому учебному году; наметить пути ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.

        В диагностической работе представлены только письменные задания с кратким ответом, включающие: аудирование, чтение, а также задания на контроль лексико-грамматических навыков обучающихся 8-х классов.

        Содержание диагностической работы позволило обеспечить полноту оценивания подготовки учащихся на базовом уровне, а также выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднения у обучающихся. Все задания соответствовали базовому уровню сложности и оценивались в соответствии с требованиями ФГОС:                

  • 0-17 баллов (0-50% выполнения работы) – оценка «2» (ниже базового),
  • 18-22 балла (выполнение 51-65%) – оценка «3»(базовый уровень),
  • 23-28 баллов (выполнение 66-80%) – оценка «4» (повышенный уровень),
  • 29-35 (выполнение 81-100%) баллов – оценка «5» (высокий уровень).

Проверка работ осуществлялась школьными предметными комиссиями.

         Общее количество учащихся в 8х общеобразовательных классах – 46 человек. В тестировании участвовало 39 обучающихся, что составило 84,8% от общего числа учеников 8-х классов.

  • 8а класс:  22 человека;
  • 8б класс:  17 человек.

Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся 8х классов                                                         по диагностическому тестированию (Таблица 1)

класс

учитель

Кол-во уч-ся в классе

Кол-во уч-ся принявших участие

Количество оценок и

уровень достижений учащихся

Средняя оценка

«2» ниже базового

«3» базовый

«4» повышенный

«5» высокий

Средняя оценка по классу/  % выполнения работы

Средняя оценка по МО г.Салехард/

% выполнения работы

Кондратьев АН.

Сиротенко МС.

22

22

8/

36.36%

10/

45.45%

2/

9.09%

2/

9.09%

2.9/

50.6%

3/

52.1%

Кондратьев АН.

Сиротенко МС.

24

17

6/

35.29%

8/

47.05%

3/

17.64

0/

0%

2.8/

49.6%

3/

52.1%

Итог по 8 классам

46

39

14/

35.89%

18/

46.15%

5/

12.82%

2/

5.12%

2.85

50.1%

3/

52.1%

           Как показал анализ результатов тестирования, общая успеваемость по предмету в 8х классах составила 64.1% (8а класс – 63.64%; 8б класс – 64.67%), качественная подготовка обучающихся – 17.9% (8а класс – 18.18%; 8б класс – 17.65%). Базовый уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС ООО, продемонстрировали 64.1% участников тестирования, из них: повышенный уровень достижения планируемых результатов (оценка «хорошо») показали 5 учеников, что составило 12.8%, высокий уровень достижений планируемых результатов (оценка «отлично») показали 2 ученика, что составило 5.12%. Уровень достижений планируемых результатов ниже базового (оценка «неудовлетворительно») показали 14 (35.89%) обучающихся 8-х классов, что свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки этих обучающихся, о том, что не освоено даже и половины планируемых результатов и имеются значительные пробелы в знаниях.

Процент выполнения заданий по разделам работы (Таблица 2)

Класс

Аудирование

Задание 1

Чтение

Лексика и грамматика

Вся работа

Задание 2

Задание 3

Итого

Задание 4

Задание 5

Итого

53.6%

54.6%

56.2%

55.4

43.3%

49.8%

46.5%

50.6%

53.6%

55.2%

55.2%

55.2

40%

49.4%

44.7%

49.6%

Итого

53.6%

54.9%

55.7%

55.3%

41.7%

49.7%

45.6%

50.1%

МО г.Салехард

57.3%

49.3%

56.2%

52.8%

46.9%

50.9%

48.2%

52.1%

        Средний процент выполнения диагностической работы по муниципальному образованию в целом составил 52,1%, в МБОУ СОШ №4 – 50.1%. Наиболее успешно обучающимися выполнено задание №1 «Аудирование», средний процент составил 53.6% (базовый уровень) (по городу 57.3%) и с заданиями по чтению, средний процент составил 55,3% (базовый уровень). Особенно сложным оказалось задание №4-5 из раздела «Лексика и грамматика», процент выполнения – 45.6% (ниже базового).

         

       

        На основе анализа результатов отдельных пунктов каждого задания составлен реестр затруднений обучающихся, выявленных на начало учебного года. Достижение базового уровня подготовки соответствует 60% и более процентам выполнения обучающимися каждого пункта отдельного задания. Задания, выполненные на уровне менее 60%, составляют реестр затруднений обучающихся по английскому языку (выделены цветом). Как свидетельствует статистика, в целом в 8х (общеобразовательных) классах МБОУ СОШ№4 23 (66%) пунктов из 35 вызывают затруднения. Наиболее слабо выполнен раздел «Лексика и грамматика», средний процент выполнения по городу составил 48.2%, в МБОУ СОШ №4 - 45,6%, по всем пунктам заданий раздела «Лексика и грамматика» процент выполнения ниже 60%.

Реестр затруднений учащихся (Таблица 3)

Общий показатель в 8х классах

Город

АУДИРОВАНИЕ

1

23%

29%

25.6%

38.3%

2

73%

53%

64.1%

58.0%

3

59%

65%

61.5%

66.5%

4

73%

47%

61.5%

64.4%

5

86%

82%

84.6%

83.5%

6

45%

71%

56.4%

50.0%

7

64%

71%

66.7%

59.7%

8

18%

24%

20.5%

46.9%

9

27%

29%

28.2%

39.1%

10

68%

65%

66.7%

66.7%

ЧТЕНИЕ

11

77%

76%

76.9%

59.5%

12

64%

71%

66.7%

55.3%

13

32%

41%

35.9%

42.8%

14

45%

41%

43.6%

43.6%

15

55%

47%

51.3%

45.3%

16

50%

47%

48.7%

32.1%

17

50%

35%

43.6%

52.3%

18

45%

59%

51.3%

60.5%

19

68%

59%

64.1%

68.1%

20

68%

76%

71.8%

68.1%

ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА

21

59%

41%

51.3%

54.9%

22

41%

41%

41.0%

50.0%

23

50%

35%

43.6%

47.9%

24

64%

65%

64.1%

48.8%

25

32%

41%

35.9%

50.4%

26

59%

35%

48.7%

49.6%

27

14%

24%

17.9%

27.8%

28

23%

18%

20.5%

37.7%

29

41%

47%

43.6%

52.5%

30

50%

53%

51.3%

49.2%

31

59%

65%

61.5%

57.2%

32

50%

41%

46.2%

55.6%

33

59%

59%

59.0%

48.6%

34

36%

35%

35.9%

44.7%

35

45%

47%

46.2%

48.4%

Выводы

          Результаты диагностической работы позволили оценить уровень освоения учащимися предметного содержания курса английского языка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

          На начало учебного года 64.1% обучающихся владеют знаниями иностранного языка за курс 7 класса основной школы на базовом уровне подготовки, 35.9% обучающихся продемонстрировали пониженный уровень освоения программного материала. Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что не освоено даже и половины планируемых результатов, что имеются значительные пробелы в знаниях. Таким обучающимся требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

         Средний процент выполнения диагностической работы составил – 50,1%, процент выполнения по разделам: «Аудирование» - 53,6%; «Чтение» - 55,3%; «Лексика и грамматика» - 45,6%.

Причины низкого уровня успеваемости и недостаточного уровня обученности

       Общими причинами низкого уровня успеваемости и недостаточного уровня обученности учащихся являются:

  • неумение употребить знакомый материал в новой ситуации;
  • выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом;    
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
  • многочисленные пропуски занятий отдельными учащимися приводит к отсутствию системы в знаниях;
  • отсутствие контроля или слабый контроль за подготовкой учащихся к занятиям со стороны родителей;
  • пассивность на уроке, отсутствие интереса в изучении иностранных языков, отсутствие мотивации в учебе является причиной низкого уровня знаний и низкого уровня интеллектуального развития учащихся.

       Согласно результатам диагностической работы, хуже всего учащиеся справились с заданиями раздела «Грамматика и Лексика». Причинами не успешности выполнения данного раздела являются:

  • незнание базовой лексики и грамматического материала;
  • отсутствие системы в закреплении изученного лексического и грамматического материала самостоятельно (дома) является причиной отсутствия или плохого владения навыками распознавания и употребления в речи изученных лексических единиц и грамматических явлений, а также правилами орфографии в отношении изученного лексико-грамматического материала;
  • из-за стремления охватить на уроке как можно больше видов речевой деятельности и временных рамок, на уроках уделяется недостаточное количество времени на отработку словообразования;
  • при работе над лексической стороной речи традиционно используются упражнения только репродуктивного характера;
  • во многих случаях учащиеся допускали ошибки не только из-за несформированности лексических навыков, но из-за проблем с умениями чтения: учащиеся неверно заполняли пропуск, потому что не понимали содержания простого текста, построенного на изученном языковом материале.

      В разделах «Аудирование» и «Чтение» также выявлены пункты, которые вызвали наибольшие затруднения у обучающихся:

  • учащиеся с трудом понимают общее содержание прослушанного/прочитанного текста; плохо извлекают запрашиваемую информацию из прослушанного/прочитанного текста;
  • допущенные ошибки при чтении обусловлены тем, что в большинстве случаев при выполнении заданий учащиеся опирались не на содержание текста и заложенную в нем информацию, а на выхваченные отдельные знакомые слова или слова/ выражения, использованные в веере ответов.
  • кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за незнания в первую очередь слов ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы, составлять монологическое высказывание в письменной или устной речи и тд.
                

Рекомендации по обучению учащихся, не освоивших требования федерального государственного образовательного стандарта на базовом уровне в освоении английского языка

        Проведенный анализ результатов выполнения диагностического тестирования по английскому языку показал, что 35.9% обучающихся не справились с предложенными заданиями по аудированию, чтению, грамматике и лексике. Уровень сформированности их базовых иноязычных коммуникативных умений и навыков не соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Для исправления ситуации можно рекомендовать следующее:

  • Общие рекомендации:

1.Учителям английского языка разработать для каждого обучающегося, показавшего низкий результат, индивидуальную программу по ликвидации пробелов в знаниях.

2.Рассмотреть возможность индивидуальной работы с обучающимися на уроках и во внеурочное время.

3.Усилить работу с сильными учащимися по предмету и заинтересовать их участием в конкурсах и олимпиадах по английскому языку.

4. Развивать навыки аудирования на основе использования аудиодисков, речи учителя и одноклассников в ходе учебного общения на английском языке. Стимулировать использование только английской речи на уроке.

5.Расширять спектр заданий, направленных на развитие письменной речи как самостоятельного вида речевой деятельности, а также различных форм записи как необходимого элемента информационно-коммуникативных умений.

6. Активизировать использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов.

  • Рекомендации по работе с разными видами речевой деятельности:

1.Обратить особое внимание на развитие умений чтения. В большинстве выполненных диагностических работ, невыполнение или неправильное выполнение заданий по лексике, грамматике, письму и говорению были обусловлены несформированностью умения читать и понимать прочитанное (основное содержание текста, понимание запрашиваемой информации в тексте). Для развития умения читать с различной глубиной проникновения в содержание следует:

  • отказаться от перевода, как основного способа проверки понимания прочитанного текста;
  • выполнять различные задания на понимание основного содержания прочитанного текста (прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста; определять главную мысль текста; выделять основную информацию/ главные факты, опуская второстепенные; составлять план прочитанного текста и т.д.) и нахождение в тексте запрашиваемой информации (нужных сведений: фактов, числовых данных, географических данных, имен и т.д.);
  • знакомить учащихся с технологиями выполнения наиболее распространенных заданий по чтению, например, обращать внимание учащихся на то, что вопросы/ утверждения в заданиях по чтению чаще всего даются в том же порядке, в каком информация представлена в тексте; при этом вопросы/возможные ответы на них, предложения/и их окончания не повторяют дословно предложения из текста, как правило, информация изложена в них другими словами;
  • разбирать с учащимися ответы (правильные и неправильные), предлагая им обосновать сделанный выбор / данный ответ.

2. При обучении говорению соблюдать баланс между языковыми упражнениями, нацеленными на закрепление фонетического, лексического и грамматического материала в устной речи и формирование речевых автоматизмов, и речевыми упражнениями, которые стимулируют учащихся  выражать свои мысли. Важно учить школьников использовать вербальные, в частности, вопросы, ключевые слова и т.д., и/или зрительные опоры при построении связного монологического высказывания.

3. Для развития аудитивных коммуникативных умений на уроках необходимо

  • чаще (на каждом уроке) слушать тексты в аудиозаписи и выполнять задания разных типов на понимание прослушанного, в том числе с опорой на иллюстрацию и без опоры;
  • знакомить учащихся с технологиями выполнения аудитивных заданий на понимание основного содержания и понимания запрашиваемой информации;
  • обращать внимание учащихся на то, что важно дослушать аудиотекст до конца; не опираться только на отдельные слова (даже если утверждение/ ответ на вопрос и т.д. содержит слова и выражения из аудиотекста; это не факт, что ответ – верный); проверять правильность выполнения при повторном прослушивании;
  • разбирать с учащимися ответы (правильные и неправильные), предлагая им обосновать сделанный выбор / данный ответ.

4. Особое внимание на уроках английского языка уделить работе над лексической и грамматической сторонами речи, без которых невозможно общение на иностранном языке:

  • увеличить количество заданий по лексике, построенных на связных текстах; предусмотреть различные виды заданий для формирования лексических навыков (упражнения на уровне слова – словосочетаний – предложения – сверхфразового единства);
  • использовать на занятиях различные виды заданий: тренировочные (упражнения на узнавание и дифференциацию, подстановку, трансформацию, репродукцию), условно-речевые и речевые.

Рекомендации по организации повышения квалификации                                                учителей английского языка

            Согласно ФГОС, требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ предусматривают  непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации, реализующей образовательную программу.

             Профессиональное развитие педагогических работников образовательной организации возможно разными путями, в том числе и с помощью курсов повышения квалификации. Принимая во внимание проблемы, которые были выявлены при организации обучения английскому языку в школах г. Салехард, можно порекомендовать курсы, направленные на совершенствование методической подготовки учителя иностранного языка по следующим направлениям:

- достижение предметных результатов, определенных ФГОС ООО;

- современные педагогические технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения на уроках иностранного языка в основной школе (игра, обучение в сотрудничестве, проект, языковой портфель ученика и т.д.);

- особенности контроля на уроках иностранного языка в основной школе.

- формирование метапредметных умений на уроках иностранного языка в основной школе;

- особенности работы учителя иностранного в разных педагогических условиях: в разно- уровневых группах, с одаренными детьми, в классах с обучающимися с особыми потребностями (в том числе в условиях инклюзивного образования) и др.

План работы ШМО учителей иностранных языков МБОУ СОШ №4

по ликвидации затруднений обучающихся по английскому языку и                                         по повышению качества обучения английскому языку

  • с 2017-2018 учебного года английский язык  включен в промежуточную аттестацию как обязательный предмет  в  5-7 классах (до этого английский язык был предметом по выбору). Промежуточная аттестационная работа представляет собой диагностическую работу в формате малого ОГЭ, состоящую из письменной части, которая предусматривает задания по аудированию, чтению, лексике и грамматике, письму, и устной части (раздел «Говорение»), предусматривающий для 5-6 классов - построение монологического высказывания с опорой на вопросы;  7 класс – монолог по предложенной теме с опорой на план (задание в формате ОГЭ (монологическое высказывание).
  • с 2018-2019 учебного года английский язык  включен в промежуточную аттестацию как обязательный предмет  в  8 классах. Содержание промежуточной аттестационной работы в 8х классах будет полностью соответствовать заданиям формата ОГЭ как в письменной, так и в устной части.
  • с 2018-2019 учебного года в учебный план включена внеурочная деятельность по английскому языку с 5-8 класс, что дает дополнительный час для изучения иностранного языка, осуществления подготовки учащихся к промежуточной аттестации и ГИА;
  • с 2018-2019 учебного года планируется реализация проекта «Технология формирующего оценивания по английскому языку» (подготовка учащихся к устной части экзамена по английскому). В течение учебного года (в качестве эксперимента) планируется провести три диагностических собеседования по английскому языку, которые помогут отследить подготовку учащихся к промежуточной аттестации по английскому языку (к устной части), выявить реестр затруднений учащихся и разработать план по ликвидации затруднений обучающихся. Работы запланированы на ноябрь, январь, март. Учителями разрабатывается банк заданий для устного собеседования по английскому языку для каждой параллели с 5-8 классы. В 5-8 классах устная часть экзамена включает в себя два задания:1) монолог с опорой на план, 2) блок вопросов, на которые необходимо дать развернутые ответы; в 8х классах – три задания по формату ОГЭ: 1) чтение научно-публицистического текста вслух, 2) участие в диалоге-расспросе, 3)монолог по предложенной теме с опорой на план. Все варианты устного собеседования по английскому языку размещены на сайте школы http://4school-shd.ru (раздел «Объявления») и находятся в открытом доступе для учащихся и родителей.
  • С целью ликвидации затруднений обучающихся, в течение учебного года будут организованы и проведены во внеурочное время дополнительные занятия для слабоуспевающих учащихся 8х классов по английскому языку: суббота, 12.00

   Руководитель ШМО учителей

    иностранного языка                                                                                М.С.Сиротенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя МБОУ «СОШ-интернат для одаренных детей» Шамсутдиновой Л.Т.по теме: «Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка» на 2014-2017 учебные годы.

План самообразования воспитателя МБОУ "СОШ-интернат для одаренных детей" Шамсутдиновой Л.Т. по теме: "Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка" на 2014-2017 учебные ...

Предметная неделя по английскому языку в 2018-2019 учебном году

Здесь представлен отчет о проведении недели английского языка в 2018-2019 учебном году...

Анализ результатов устного собеседования обучающихся 5х-8х классов по английскому языку в 2018-2019 учебном году

Во исполнение приказа департамента образования Администрации города Салехард от 26 сентября 2018 года № 934-о «Об утверждении Комплекса мер по повышению качества образования в муниципальной сист...

Анализ результатов диагностического тестирования обучающихся 8-х классов по английскому языку, МКУ «Методический центр развития образования»,

Анализ результатов диагностического тестирования обучающихся 8-х классов по английскому языку подготовил МКУ «Методический центр развития образования»...

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся по английскому языку за 2018-2019 учебный год

Пояснительная записка к КИМ для проведения промежуточной аттестации учащихся 6 класса по английскому языку за 2017 -2018учебный год Цель проведения работы: выявить уровень образовательн...