Игра как метод повышения мотивации при изучении иностранного языка
методическая разработка по английскому языку

Елагина Евгения Александровна

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование способности и готовности к межкультурному взаимодействию. В наш век информационных технологий, когда меняются способы общения в экономической, политической, финансовой, культурной сферах, а именно: от непосредственного общения к взаимодействию и принятию решений через Интернет, владение иностранными языками становится жизненно важным.

Одна из серьезнейших проблем сегодня - это падение интереса у учащихся к учебному процессу, в том числе и к иностранному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_metod.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«НИЖЕГОРОДСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

по дисциплине: « Иностранный язык»

по теме: «Игра как метод повышения мотивации при изучении иностранного языка»

Выполнил:                                                                    Рассмотрено и утверждено

преподаватель                                                              на заседании ПЦК.

Е.А. Елагина                                                                                                                                                  

                                                                                       Председатель комиссии:

                                                                                       Е.А. Елагина                                                                      

2017

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………3
  2. Понятие мотивации…………………………………………………..4
  3. Понятие игры…………………………………………………………6
  4. Функции и цели игры…………………………………………..…….7
  5. Виды игр……………………………………………………..………..9
  6. Примеры игр на занятиях по английскому языку…………...……10
  7. Список использованной литературы……………………………….12

  1. Введение

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование способности и готовности к межкультурному взаимодействию. В наш век информационных технологий, когда меняются способы общения в экономической, политической, финансовой, культурной сферах, а именно: от непосредственного общения к взаимодействию и принятию решений через Интернет, владение иностранными языками становится жизненно важным.

Одна из серьезнейших проблем сегодня - это падение интереса у учащихся к учебному процессу, в том числе и к иностранному языку.

Никакие доводы о необходимости владения иностранным языком не действуют. К основным причинам такого положения можно отнести следующее: отсутствие языковой среды, когда обучение иноязычной речевой деятельности осуществляется в искусственных условиях; не разработанность некоторых методических вопросов, имеющих прямое отношение к новым условиям обучения. Главным их них является вопрос о формировании мотивации, т.е. положительного отношения обучающихся к иностранному языку как учебному предмету.

Л.С. Выготский писал: «Прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его», т.е. для успешного обучения необходима повышенная мотивация и стимул, которые увеличивают внимание и усердие.

         Многие методисты и психологи считают очень эффективным методом обучения игру.

Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, способствует повышению мотивации и позволяет учащимся комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а потом самостоятельно воспроизводить ее в различных ситуациях.         

  1. Понятие мотивации

Мотивация – это побуждение к действию; динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Существуют следующие виды мотивации:

  • Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними обстоятельствами.
  • Внутренняя мотивация – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Мы, учителя, часто забываем о том, что многое из того, что нам представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Поэтому мотивацию надо специально формировать, развивать и стимулировать. Это можно сделать следующими приемами:

  • Созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;
  • Характером педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов  и подкреплений;
  • Использованием на уроках аудиовизуальных средств;
  • Разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.
  • Вовлечением учащихся в самостоятельную работу на уроке;
  • Проблемность заданий и ситуаций;
  • Использованием познавательных игр;
  • Использованием страноведческого материала и, конечно, доброжелательным отношением учащихся.

Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учащихся, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение учащихся к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если учащегося побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определенных успехов.

При целостном рассмотрении проблемы мотивации изучения школьниками иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие:

  •  Ученик и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками: какие мотивы побуждают его к деятельности.
  •  Учитель и как он обучает.
  •  Сам предмет «иностранный язык» т.е. языковые и речевые единицы, которые должны быть введены в память учащихся.

Таким образом, при формировании положительного отношения учащихся к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем.

Использование аутентичных материалов повышает мотивацию в обучении, как и умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения.

Целью каждого учителя является не только научить, но и пробудить интерес у учащегося к учебе. Каждому человеку необходимо знать цель, видеть её, понимать, что он делает что-либо не просто так, а для получения, какого-либо результата. Взрослый человек сам ставит перед собой эти цели, сам мотивирует себя, но вот ребенок, в нашем случае учащийся нуждается в постановке перед ним этих задач, а для их успешного решения его необходимо мотивировать.

Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение).

  1. Понятие игры

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность игроков. А если учащийся при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Студенты над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются иногда более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Игра влияет на развитие обеих частей мозга: за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазию и эмоции – правое полушарие.

Также следует отметить, что человек запоминает только 10% из того, что он читает, 20% из того, что он слышит, 30% из того, что он видит, но 70% из того, что говорит сам, и 90% из того, что он сам делает.

Игра на уроке выступает в качестве приема закрепления знаний и способа тренировки. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности учащихся.

Игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.

  1. Функции и цели игры

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

  • Обучающая – заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.
  • Воспитательная – заключается в воспитании такого качества, как внимательное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
  • Развлекательная – состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение. Изучение языка не должно превратиться в рутину, его необходимо делать интересным.
  • Коммуникативная – заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
  • Психологическая – состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации. При изучении иностранного языка необходимо усваивать большое количество нового материала, для этого  необходимо хорошее психическое и физическое состояние учащихся, игра позволяет создать нужный настрой.
  • Развивающая – направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
  • Релаксационная - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку. Это замечательная возможность разнообразить обычный учебный день.

Безусловно, не нужно забывать, что игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определённых задач обучения на данном этапе - от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.

Основными  целями использования игр на уроках иностранного языка являются:

  • . формирование определенных навыков;
  • . развитие определенных речевых умений;
  • . обучение умению общаться;
  • . развитие необходимых способностей и психических функций;
  • . познание (в сфере становления собственно языка);
  • . запоминание речевого материала.

  1. Виды игр

Исходя из вышеперечисленных целей, имеется несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность обучающихся:

1. Грамматические игры

Цель данного вида - научить учащихся употреблять речевые образцы, которые содержат определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.

2. Лексические игры

Данный вид игр преследует цели - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.

3. Фонетические игры

Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы.

4. Орфографические игры.

Цель данных игр - упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть - на  правописание английских слов.

5. Творческие игры.

Цели таких игр – научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развить слуховую память учащихся, возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач.

Важно помнить, что игра это только метод учебной работы, а целью является освоение материала и приобретение знаний, поэтому не стоит увлекаться. Игра должна чередоваться с другими видами работы. Игры лучше всего использовать в середине или в конце занятия, чтобы снять напряжение.

  1. Примеры игр на занятиях английского языка
  1. Comparisons

Цель – развитие умений в употреблении конструкций as…as…, (not) so…as…

Реквизит – фотографии с супергероями из американских фильмов (Superman, Spiderman, Cat Woman, Incredible Halk)

The Teacher:

  • Do you watch American films?
  • Do you know these heroes?
  • Please, describe them. Are they clever/strong/brave/ugly/beautiful/ handsome?
  • Compare them. For example, Superman is as clever as Spiderman.
  1. I do. He does.

Цель – развитие умений в употреблении Present Simple Tense, а также лексических единиц по теме “My working day”

Лексические единицы, которые могут быть использованы – to get up, to do morning exercises, to take a shower, to have breakfast etc.

Student 1: I get up in the morning.

Student 2: He gets up in the morning. I do morning exercises.

Student 3: He does morning exercises. I take a shower. ….

  1. Where is …?

Цель – развитие навыков и умений в употреблении модальных глаголов may/must в значении предположения.

Список глаголов, которые могут быть использованы – to be ill, to have a date, to sleep, to make a report, to watch TV etc.

The teacher: Where is Andrew? I haven’t seen him since last week. Please answer my question. If you have no information, use “may” in your answers, for example: “He may be ill.” If you have information, use the verb “must”:”He must have a date”.

  1. A trip to London

Цель – развитие навыков диалогической речи по теме «Places of interest in London»

The teacher: I am sure you know a lot about places of interest in London and can become guides here. Please split into two groups: one of guides and other of Russian tourists. The tourists are interested in the history of the city, its historical monuments.

  1. Sending a telegram

 Цель - тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

 Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова.

  1. Предложения на расширение

Выполняются письменно либо устно по отдельному предложению или картинке. Сначала покажите студенту, как это сделать на русском языке, продемонстрируйте возможные “расширения”: прилагательные, дополнения, обстоятельства (где, когда, как, куда, и т.д.).  

Элемент соревнования заключается в том, что необходимо составить самое длинное (по количеству слов) предложение. Это упражнение можно делать устно, расширяя по очереди: I bought flowers. - I bought beautiful flowers. - I bought flowers for my sister. И так далее, пока остается возможность расширять.

7.Список использованной литературы

  1. Андреева Е.А. Пути повышения качества знаний на уроках английского языка. – М., 2005.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1997. – №6.
  3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя [Текст]/  А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Милойчикова Е.П. Пути повышения эффективности урока иностранного языка [Текст] /Е.П. Милойчикова //Среднее профессиональное образование. – 2010. - №9
  5. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие [Текст]/ Ю.Я. Пучкова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.
  6. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песня как средство обучения и повышения мотивации к изучению иностранного языка. Примерная программа кружка для изучающих английский или немецкий язык.

Музыка играет в жизни современного подростка гораздо более значительную роль, чем это можно представить себе на первый взгляд. То, какую музыку выбирает подросток, свидетельствует о его принадле...

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

Неделя иностранных языков- как способ повышения мотивации к изучению иностранных языков.

Неделя иностранных языков как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка в школе, для развития творческих способ...

Театрализация как метод повышения мотивации к изучению иностранного языка

Дети любознательны и с интересом начинают изучать иностранный язык, который является для них чем-то новым, необычным, поэтому для успешного обучения языку важно сохранить этот интерес как можно дольше...

Методические рекомендации по использованию метода проектов как способа активизации учебно-познавательной деятельности и повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данном  методическом  пособии собран богатый теоретический и практический материал по использованию метода проектов в процессе обучения иностранному языку,  составлены методические ре...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...