«Особенности обучения аудированию учащихся младшей школы на уроках английского языка (1-4 классы) и психолого-педагогический подход в выборе лучшей возрастной аудитории в овладении иностранным языком»
статья по английскому языку

Пидмаливская Элина Николаевна

Данная статья посвящена вопросу преодоления трудностей у учащихся младшей школы в освоении  одного из самых тяжелых видов речевой деятельности - АУДИРОВАНИЕ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obuchenie_audirovaniyu.docx119.92 КБ

Предварительный просмотр:

                             ГБОУ Средней общеобразовательной школы

                      с углублённым изучением английского языка №143    

                                          Красногвардейского района

        «Особенности обучения аудированию учащихся младшей школы на уроках английского языка (1-4 классы) и  психолого-педагогический  подход в выборе лучшей возрастной аудитории в овладении иностранным языком»

                                                                                     Автор статьи: учитель английского

                                                                                                       языка Пидмаливская Э.Н.

                         

                                            Санкт – Петербург 2018 год

  1. Психолого-педагогический  подход в выборе лучшей возрастной аудитории в овладении иностранным языком»

     Прежде чем поделиться своим опытом по вопросу обучения аудированию  младших школьников на уроках английского языка с уважаемыми коллегами, мне бы хотелось сказать несколько слов  о том, в каком возрасте, на мой взгляд, лучше всего приступать к изучению иностранного языка.

Многие родители часто спрашивают меня, когда правильнее начать учить ребёнку иностранный язык. Думаю, я не буду оригинальной и, наверняка, многие коллеги согласятся со мной в том, что знание иностранных языков и, прежде всего, английского, как международного, на сегодняшний день, более чем необходимо. Владение ИЯ позволяет  значительно расширить круг своего общения и раскрывает двери перед многими возможностями:  ведение бизнеса, трудоустройство, деловые или туристические поездки за границу и многое другое.  Есть весьма распространённое мнение, с которым я, в силу своего хоть и не совсем большого, но всё же педагогического опыта не согласна: мнение о том, что раннее начало изучения иностранного языка не полезно и даже вредно. Взгляд на этот вопрос почему то мотивируется тем, что и без того сложная школьная нагрузка ещё более отягчается иностранным языком и в результате  не даёт ребёнку в полной мере наслаждаться золотым детством. Мне кажется, так думают те, в сознании которых закрепилось и сформировалось неправильное представление об изучении иностранного языка и в результате чего сторонники этой позиции получили негативный опыт в данной сфере. Повторюсь, мне трудно разделять это мнение. Я работаю с детьми разных возрастных групп уже более 10 лет. И могу смело  утверждать, что изучение ИЯ лучше начинать с самого раннего возраста в детском саду в возрасте 4 лет или в начальных классах школы. Что же касается возрастной аудитории, то и здесь ВСЁ ВОЗМОЖНО! Успешное овладение ИЯ ВОЗМОЖНО! Главное, чтобы учебная программа была разработана максимально грамотно и учитывала возраст данной аудитории.  И позвольте мне аргументировать своё мнение почему же ранее изучение языка самое правильное.

        Дети очень чувствительны, внимательны, общительны, имеют фантастическую особенность впитывать информацию, как «губка». Повторюсь,  они  более нас с вами ОТКРЫТЫ для общения!  Они быстро знакомятся, быстро находят общий язык не только со своими ровесниками, но и со взрослыми.  Я не раз  наблюдала такие сцены знакомства и последующего общения между детьми с их «заморскими» ровесниками и взрослыми, бывая за границей.  И… я до сих пор не перестаю восхищаться этой удивительной способностью детей легко и непринуждённо  вступать в коммуникативный контакт с людьми,  язык которых им не знаком. При этом ДЕТИ умудряются понимать своих собеседников!  Это поразительно! Признаюсь вам, дорогие коллеги, работая в начальной школе, общаясь с малышами, и замечая за ними эту характерную для их возраста особенность, я ПЫТАЮСЬ учиться у них этому удивительному свойству. Они, в отличие от взрослых, не боятся быть не понятыми и не боятся ошибаться. Именно этот аспект является самым важным и неоспоримым в аргументации той точки зрения, что ИЯ следует изучать в раннем возрасте. Именно в этом возрасте детям неведом тот страшный враг в изучении иностранного языка, который называется внутренним страхом. Именно ОН рождает внутренние комплексы и в результате ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР, который, к сожалению, так трудно в последствие преодолеть.  Именно он  так типичен для возрастной аудитории изучающих Ия. Именно он так типичен  для тех, о которых я упомянула выше. Вот и получается как в выдержке из печального анекдота: «… Я хорошо знал английский пока не приехал в Англию».  Ниже приведённые картинки весьма ярко и наглядно иллюстрируют данную мысль:

C:\Users\Элина\Desktop\ieMnjm4ceEA.jpg C:\Users\Элина\Desktop\6801_b137.jpg

Опыт многих выдающихся специалистов, лингвистов, филологов, преподавателей со стажем, как наших с вами соотечественников, так и зарубежных коллег сходится во мнении, что ранее изучение иностранного языка САМОЕ ВЕРНОЕ, мотивируя  именно теми фактами, которые упомянуты выше. И если занятия для детишек организованы и разработаны максимально правильно, то они не только не мешают ребятам наслаждаться «золотыми годами детства», но напротив, только обогащают их внутренний мир, делают их эрудированными - интересными личностями в общении, повышают их культурный и образовательный уровень, расширяет кругозор, наконец. И в результате эти дети вырастают людьми, как правило,  интересующимися, образованными, культурными единицами общества. Ведь, как нам хорошо известно, изучение Ия невозможно в отрыве от культуры и традиций той страны, чей язык осваивается. А потому ранее изучение языка открывает детям  двери в другие страны, страны со своими обычаями, устоями, традициями, нравами. И дети, будучи в силу своего возраста, очень любознательными и часто любопытными с удовольствием знакомятся с новым окружающим их миром.

 Ведь, в конце концов, дорогие коллеги, что такое язык нам всем отлично известно.  Безусловно, это в первую очередь СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, способ делиться своими мыслями вербально.  А раз так, то главная задача этого общения – умение говорящего воспринимать информацию на слух. И именно АУДИРОВАНИЕ, как один из, пожалуй, главных четырёх видов речевой деятельности, как мне видится, занимается проблематикой развития навыков, способностей и умений понимать информацию на слух, с последующей возможностью воспроизводить сказанное. (Об этом виде речевой деятельности будет сказано ниже.) Язык – это «живой организм», имеющий тенденцию перенимать, то есть заимствовать единицы из других языков. Эта особенность, кстати сказать, иногда весьма помогает носителям разных языков понимать друг друга.

     Что ж, подводя итог по вопросу о выборе лучшей возрастной категории изучающих Ия, а это именно младшие дети, отмечу, что при их обучении первостепенная задача – это максимальное использование тех преимуществ, которыми наделены дети Богом. Это, повторюсь, общительность, любознательность, постоянное желание открывать для себя всё новые и новые горизонты. Придерживаясь этой мысли, следует строить свои занятия таким образом, чтобы во главе угла доминировала коммуникативная сторона урока. Почему? Ответ простой, чтобы оправдать еже урочное изучение требуемого объёма лексических единиц и конструкций; чтобы научиться ОБЩАТЬСЯ. Кстати сказать, интересные, красочные и смысловые мультики, книги, сказки, игры на языке не только сами уроки делают для детей желанными и интересными, но, и что очень важно, рождают САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ желание детей изучать язык. А разве не это ли, коллеги, является нашей с вами самой, пожалуй, главной задачей в преподавании языка детям – заинтересовать, мотивировать детей, и, как результат, воспитать в них желание изучать Ия самостоятельно.  Поэтому повторюсь, занятия для детей должны быть увлекательными, подвижными, но не утомительными, где нам с вами нужно помнить о психологических особенностях данной возрастной категории граждан. Главное дать ребёнку понять, что изучение Ия – это не рутинное изучение слов, бесконечное выполнение упражнений … .  А контрольные, диктанты, проверочные? Кошмар! Нет! Изучение Ия – это удивительный, познавательный и яркий мир, полный тайн, которые хочется раскрывать  и раскрывать.  Безусловно, ребёнок на уроке работает, трудится. Урок не значит – сплошное  веселье граничащее с неким дурачеством. И, тем не менее, ребёнок должен получать УДОВОЛЬСТВИЕ от урока. А значит, учителю следует сделать всё, что в его силах, компетенции, навыках, опыте, чтобы его уроки были интересными, детям нравились, были доступными и понятными  для детей любого возраста.

  1. «Особенности обучения аудированию учащихся младшей школы на уроках английского языка (1-4 классы)»

Итак, аудирование. А что, собственно, такое «АУДИРОВАНИЕ»? Как я уже  упомянула в статье выше, аудирование – это способность говорящего воспринимать информацию на слух.  То есть – это слуховые свойства говорящего, направленные на восприятие речи собеседников с последующим её пониманием и воспроизведением. Хотя речь можно и не понимать, но при этом прекрасно воспроизводить, за это умение часто отвечает элементарная внимательность, а иногда и природная предрасположенность, основанная на генетических данных.  Но это вовсе не значит, что к аудированию (развитию слуховых навыков)  можно отнестись несколько поверхностно и даже легкомысленно в случае если ребёнок владеет так называемой «склонностью к изучению языков». Аудирование – это, повторюсь, как один из четырёх видов речевой деятельности, на мой взгляд, вызывает наибольшие сложности и трудности при работе с ним. А почему? А потому что известно, что для того, чтобы обучиться  коммуникативным навыкам, то есть умению общаться, а общение – это ВОПРОСНО – ОТВЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, прежде необходимо научиться СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ, то есть желательно понимать собеседника, чтобы диалог мог состояться.  А как же обучиться коммуникативным способностям, если не развивать аудитивные навыки? Зачем тогда заучивать слова, да конструкции, если не притворять их в РЕЧЬ? Как видно - одно невозможно без другого. А как же, порой, это трудно понимать иностранную речь! Ведь, как нам всем хорошо известно, даже у носителей ОДНОГО языка, представителей одной нации, есть свои диалекты, акценты, богатство, насыщенность лексико-грамматической базы говорящего,  наконец, манера произношения: кто-то шепелявит, кто-то причмокивает…  . А динамика, то есть темп, беглость речи, ведь никто же не говорит по слогам. А посторонние шумы при прослушивании записи на аудио – видио носителях?  Кошмар! Руки опускаются, и в конец пропадает желание заниматься изучением иностранной речи. Что же делать? Многие специалисты, лингвисты придерживаются мнения, что именно  при работе с аудированием,  на фоне других трёх видов речевой деятельности: говорение, чтение, письмо,  оно занимает  самую слабую позицию в числе «любимцев, фаворитов»   не только у учащихся, но и у преподавателей, кстати, тоже. И поскольку, с точки зрения коллег - специалистов,   методика преподавания иностранного языка не достаточно качественно разработана, то этому насущному вопросу требуется дополнительная  отработка.

 Итак, что же делать, и как помочь детям младшего возраста «подружиться» с этим видом речевой деятельности? Да всё очень просто. На самом деле,  на начальном этапе требуется такой приём, как ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, то есть НАГЛЯДНОСТЬ: это и картинки, и жестикуляция, и мимика учителя, все те приёмы, которые максимально направляют маленького слушателя к правильному пониманию того о чем говорится на иностранном языке. Не зря же гласит мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  К тому же, существуют и другие проверенные временем, нашим, кстати, дорогие коллеги,  педагогическим опытом,  способы   КАК мотивировать, заинтересовать и даже заинтриговать, а там и повысить  желание ребят  и их интерес к отработке аудитивных навыков и к изучению Ия в целом. Конечно же - это игры, конкурсы, эстафеты, зарницы, смотрение мультиков, любимые передачи про братьев наших меньших, чтение увлекательных сказок, слушание песенок, исполнение любимых стишков, постановки спектаклей  и многие другие подобные вещи. И всё это на языке! Хочу, к слову сказать, напомнить и о фонетической стороне языка, а как же без КРАСИВОГО произношения?  Ведь именно аудитивные упражнения отлично ставят произношения и далее помогают ориентироваться в акцентах и даже диалектах. Ведь существуют британский, американский, австралийский, канадский варианты английского языка. Что ж, вышеперечисленные конкурсы, да игры  чем не мотивация изучать язык? Чем не мотивация ПЕРЕСТАТЬ  недолюбливать, а, быть может, и поэтому бояться этого вида речевой деятельности?  Между прочим, именно ВИЗУАЛИЗАЦИЯ так замечательно развивает языковую ЛОГИКУ, то есть такой важный лингвистический аспект, как ПРИНЦИП ЯЗЫКОВОЙ ДОГАДКИ. А ведь он крайне необходим, с моей точки зрения, при изучении языка и работе над всеми четырьмя видами деятельности в целом. А уж при индивидуальной работе над чтением-то как! Поэтому именно комплексный подход и позволяет наиболее быстро и эффективно освоить новый язык и научиться правильно его использовать. Ведь, возвращаясь к детям младшего возраста, очень важно не забывать, что среди них, а все дети индивидуальны и каждый талантлив по своему, есть и такие, которые очень ранимы, застенчивы и стеснительны. Крайне необходимо учителю, например, перед работой с прослушиванием текста и последующим его обсуждением с напарником или учителем, вселить в ребят уверенность в том, что у них всё получится, они успешно преодолеют все трудности при аудировании,  даже если какие-то слова будут ими не поняты. Ибо на данном этапе важна не столько точность полученной информации, сколько получение удовольствия от её прослушивания. И опять-таки, в борьбе с этими факторами психологической особенности ребёнка, как раз и прибегают на помощь те самые психолого-педагогические приёмы, тактика, как ИГРЫ, КОНКУРСЫ и подобная деятельность. Всё то, что снимает напряжение на уроке, создавая мягкую и комфортную погоду, в которой рождается интерес, желание ребёнка  учить язык и вместе с тем совершать для себя новые открытия в знакомстве с окружающим иностранным миром, его традициями, нравом и культурой.

         И, в заключении, добавлю, что аудирование должно быть необходимой, значимой частью ежедневной работы на уроках английского языка. Ибо если не заинтересовать ребят, не дать им понять, что без ежедневного прослушивания настоящей английской речи, а значит, ежедневной отработки аудитивных навыков,  иностранному языку обучиться невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.

Статья о значении  игра на уроках английского языка в начальной школе....

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

Особенности обучения аудированию в начальной школе

статья " Особенности обучения аудированию в начальной школе"...

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"

Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...

Основы обучения аудированию в младшей школе.

В данной публикации даются основыобучения аудирования в нвчвльных классах, показана значимость и основные подходы при обучениии аудированию....

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье представлена информация об особенностях обучения аудированию детей младшего школьного возраста...