Групповая работа на уроке английского языка
статья по английскому языку

Натёкина Ольга Александровна

Статья на тему использования групповой работы на уроке иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_trkm.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Натёкина О.А., учитель английского языка

ГБОУ ЦО №167 Красносельского района

Санкт-Петербурга

ГРУППОВАЯ РАБОТА

 НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ЦЕЛИ,

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Урок английского языка характеризуется высокой интенсивностью, требует большой концентрации внимания, умственного и физического напряжения со стороны учащихся. Обычно у учащихся через 20 минут работы наблюдается вялость, потеря интереса, резко снижается активность. Это сигнал утомления.

Предотвратить умственную перегрузку, поддержать работоспособность, снять усталость поможет групповая работа.

Основные цели, которые выполняет групповая работа на уроке иностранного языка – это обеспечение активности учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения языкового материала.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

1) класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

2) Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

3) Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

4) Состав группы непостоянный, он подбирается я с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Зачастую преподаватели неверно делят на группы учащихся. Если работа парная, то впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчёт надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (но она себя не оправдывает). Решение воспитательных и обучающих задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведёт за собой остальных. Но, возможно, что лидер группы подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимается тревожность и страх.

Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом: «С кем бы вы хотели работать в одной группе?». Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной.

Влияние количественного состава на психологический климат в группе, на её работоспособность и результативность велика. Психологами проведены исследования, в которых выяснилось, что группа из четырёх человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырёх человек более продуктивна, чем пары. Группа с чётным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. С увеличением численного состава снижается её работоспособность, соответственно – результативность.

Элементы технологического процесса групповой работы можно представить так:

I Подготовка к выполнению группового задания.

1 Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

2 Инструктаж о последовательности работы.

3 Раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа.

4 Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5 Распределение заданий внутри группы.

6 Индивидуальное выполнение заданий.

7 Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

8 Обсуждение общего задания группы (замечания, дополне-

ния, уточнения, обобщения).

9 Подведение итогов группового задания.

III Заключительная часть.

10 Сообщение о результатах работы в группах.

11 Анализ познавательной задачи, рефлексия.

Современная групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой преподаватель ставит проблемы и дает задания группам: единые или дифференцированные. Именно дифференцированная групповая работа вносит новые элементы во фронтальную работу (работу преподавателя со всеми учениками одновременно). Фронтальная постановка проблемы и последующее расчленение темы и разделение между группами задач создают новую ситуацию: все ученики узнают о роли каждой группы, таким образом, устанавливаются твердые взаимные ожидания, а у группы отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед всеми. Оценка за выполнение общего задания ставится одна на группу. Это не обязательно отметка в баллах. Могут быть разные виды поощрения, оценки деятельности всей группы. И еще один момент следует учитывать при оценивании работы группы. Иногда совсем не обязательно, чтобы группы соревновались друг с другом, так как они могут иметь разную «планку» и им можно давать разное время для ее достижения.

Важным условием успешной работы в группах является организация рабочего места каждой группы. Одним из путей создания позитивной взаимозависимости является посадка учеников таким образом, чтобы каждая группа занимала отдельный стол. Это можно легко организовать, составив вместе несколько парт и посадив учеников лицом друг к другу. Очень важно, чтобы участники группы ощущали себя единым коллективом с общими целями и задачами. Для выполнения заданий в группах часто необходим определенный набор принадлежностей, например, значки с индивидуальными номерами для каждого участника группы, маркеры и бумага и т.д. Учитель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах. Так ученики почувствуют себя вовлеченными в совместную работу уже на подготовительном этапе.

В сочетании с другими формами работ групповая очень эффективна в обучении английскому языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость. Групповая работа учит школьников самостоятельности.

Например, учащиеся беседуют о понравившемся городе России, в процессы беседы они выясняют самые интересные факты об истории, традициях, обычаях и достопримечательностях, а затем сообщают классу, что они узнали. В результате учащиеся не только получают возможность проявить свою заинтересованность в обсуждении темы урока, т.к. они говорят о том, что им близко и интересно, но и активизировать свой словарный запас.

При обсуждении темы «Как ты провел каникулы», учащимся предлагается провести опрос среди своих одноклассников о том, где они провели каникулы, чем занимались в свободное время. Общим признаком методического приема интервью является задача опросить как можно больше членов группы, с тем, чтобы выяснить их мнение, суждение, ответы на поставленные вопросы. Затем они подводят итоги и сообщают результаты остальным учащимся. В данной работе ученики применяют элементы исследовательской работы. В данном случае это сбор информации и подведение итогов, общие итоги опроса обсуждаются всеми. Итогом групповой работы является составление диалога. Два ученика из каждой группы должны прочитать диалоги. Обычно, отвечать выходят именно те, кто в меньшей степени принимал участие в обсуждении. Учащиеся сами хотят поучаствовать в этом процессе и показать остальным, что в группе они тоже сильное звено.

Как уже говорилось ранее, современная групповая работа начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблемы и дает задания группам. Например, учитель выписывает фамилии известных писателей страны изучаемого языка. Ученики выбирают того писателя, о котором они имеют наибольшее количество информации. В созданных группах они обмениваются информацией и составляют один общий рассказ о жизни данного писателя. Возможно преподнесение этой темы следующим образом: учитель предлагает учащимся рассказать об одном писателе, но разбивает его биографию на 4 части. И тогда, учащиеся всех групп должны составить свой рассказ таким образом, чтобы все части были логически связаны друг с другом.

Допиши слова. Класс делится на две группы. Каждому из группы дается по два предложения из стихотворения с пропущенными словами. Время выполнения 5 минут. После этого дети читают свои варианты сначала в своей группе, затем представители от каждой команды прочитывают свой вариант.

Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках, учителя английского языка стараются предоставить учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом.

Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речевую деятельность.

Исследователи проблемы группового обучения приходят к выводу о том, что такой вид деятельности приносит положительные результаты лишь в комбинации с традиционными методами. Представляется целесообразным использование групповых форм и методов работы примерно в 20% учебного времени. К тому же нельзя забывать о том, что работа в группе - не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они не просто играют во взрослых, а прежде всего, учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.

Работа по группам является частью учебной работы в целом. Такая форма организации вызывает наибольший интерес к изучению иностранного языка, причём каждый ученик в этом процессе участвует максимально. Работа в группах активизирует деятельность всех учеников, содействует повышению самостоятельности и инициативности учащихся, развитию их индивидуальных творческих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке английского языка

В настоящее время в теории и практике образования идет поиск форм и методов, которые могут создавать условия для развития коммуникативных умений и навыков работы в ко­манде, другими словами, ра...

Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС

Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...

Программа для начальной школы "Парная и групповая работа на уроках английского языка"

Цель образовательной программы является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению....

Организация групповой работы на уроках английского языка

Организация групповой работы на уроках английского языка...

Групповая работа на уроках английского языка

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять групповую форму работы....