Групповая работа на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку

Шаповалова Елена Александровна

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять групповую форму работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_na_urokah_angl.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

"ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС"

Подготовила:

учитель английского языка

Шаповалова Е. А.

МБОУ СОШ  № 23

2018-2019 учебный год

"Последовательное и интенсивное применение организованного интеллектуального диалогического общения, будь то в крупном городе или селе, решительно содействует кристаллизации в любом коллективе максимального количества талантов и гениев".

А.Г. Ривин

        Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение.

        Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование УУД считается ключевой задачей современной системы образования.

        В современной школе важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

        Впервые понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Попробуем определить, что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. В-третьих, в деятельности надо учитывать индивидуальные и психолого-возрастные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Значит, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. На современном этапе задача школы - не дать определенный объем знаний, а научить учиться. Мы должны помочь ребенку освоить новые способы действия, дать ему инструментарий, который он сможет применить в жизни, когда выйдет из стен школы.

        Главный принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся получают информацию самостоятельно, участвуя в проектной, исследовательской деятельности.

        Цель учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Педагог должен так помочь организовать работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, ответы на вопросы, отработали в речи лексические и грамматические структуры.

        На уроках английского языка для активизации познавательной и практической деятельности учащихся можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Не случайно использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять групповую форму работы

        Групповая работа учит школьников самостоятельности. В своей работе я

руководствуюсь учебно-методическим комплексом «English» Кузовлева В. П., в котором авторы

предлагают различные виды групповой работы.

Групповая форма работы на уроке английского языка дает очень многое:

  • Укрепляет межличностные отношения;
  • Развивает способность к общению;
  • Способствует росту мотивации к учению;
  • Обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися;
  • Повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе
  • Также она делает более плодотворной роль учителя – вместо принуждения к учению, главной задачей учителя становится оказание содействия, что немаловажно.

Организация работы в группах:

  • Учителю следует задать направление. Объяснение должно быть чётким и понятным всей группе в виде записи на доске или раздаточного материала. Памятки и инструкции должны содержать четкие цели и временное ограничение.
  • Упражнение должно быть посильным и интересным для обучающихся, соответствовать их уровню. Поставленная задача должна побуждать учащихся к совместному действию в группе и принятию общего решения.
  • Нужно учитывать сложность поставленной задачи при делении класса на группы и пары. Несомненно, более сложные задания нужно поручать группе и когда предусмотрен обмен идеями с остальным классом.
  • Учитель может распределить роли в группах. Например, кто-то может быть тайм-кипером, кто-то отвечающим, а кто-то будет записывать идеи, возникшие при обсуждении.
  • Педагог может отвечать на вопросы и направлять учащихся во время обсуждения.
  • После завершения времени учитель предлагает высказаться каждой группе. Таким образом, происходит обмен мнениями.

Примеры методов групповой работы:

  • 1. Метод “разрезанной информации”. Учитель создает команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.
  • 2. Метод “учимся вместе”. Учащиеся работают над темой или лексикой в разнородных группах. После этого группы сравнивают результаты своей работы.
  • 3. Метод проектов. Школьники ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.
  • В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:
  • Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний). Принцип деятельности— заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно. Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения. Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов. Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.

        Групповые формы работы способствуют более широким контактам между учащимися чем при традиционной форме классно-урочной системы, привносят новизну в организацию традиционного процесса. В группе очень легко проходит прием рефлексии, то есть умение смотреть на себя, на свою деятельность со стороны.

        У всех учащихся разные способности и высокая миссия учителя – помочь им раскрыться. Поэтому на своих уроках я отбираю наиболее эффективные приемы и методы обучения, которые способствуют мыслительной деятельности школьников.

Примеры заданий в младших классах с использованием игровых моментов, соревнований между группами

1. Расположите слова в алфавитном порядке, учитывая вторую и третью буквы:

eyes read shoulder face knee

arm hair neck ears hand nose

toe foot mouth tooth sheep

2. Замените в стихотворении подчеркнутые слова:

The apple is red.

The plum is blue.

The lemon is yellow.

I give them to you.

Слова для использования: ball, sky, moon, rose, violet, cake, lips, eyes, heart

3. Каждая группа получает 12 листочков со словами. Ваша задача – составить из слов 3 предложения. Каждое предложение состоит из 4 частей, листочки одного цвета составляют одно предложение. Дается 3 минуты.

my

father

is

brave

his

dog and cat

are

funny

I

am

not

silly

  • По команде «Make groups in four» впереди сидящие ученики разворачиваются назад к своим одноклассникам , у которых на парте лежит картинка. Учитель дает задание «Each pupil must say two or three sentences on the picture». На работу дается 5 минут. Консультант, суммируя все сказанное членами группы, показывает картинку классу. Один из группы описывает ее, остальные добавляют несказанное.
  • В результате групповой работы учащиеся составляют диалоги и воспроизводят их вслух. Даются задания, чтобы составить вопросы и расставить их в логическом порядке:

1. Name, her, is, what? 2. Nice, she, is? 3. Play tennis, does, she ? 4. Have , sister, you, got?

5. Is, how, old, is, she? 6. Birthday, is, her, when?

        Итак, работа в группе дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Объем усваиваемого материала возрастает. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность. Характер взаимоотношений между детьми меняется. Класс становится более сплочённым. Дети получают удовольствие от работы.

        Групповая форма работы на уроке английского языка дает возможность включать в активную работу практически всех учеников класса, воспитать чувство ответственности друг за друга. Из всего сказанного следует, что формирование данных Универсальных Учебных Действий является мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке английского языка

В настоящее время в теории и практике образования идет поиск форм и методов, которые могут создавать условия для развития коммуникативных умений и навыков работы в ко­манде, другими словами, ра...

Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС

Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...

Программа для начальной школы "Парная и групповая работа на уроках английского языка"

Цель образовательной программы является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению....

Организация групповой работы на уроках английского языка

Организация групповой работы на уроках английского языка...

Групповая работа на уроке английского языка

Статья на тему использования групповой работы на уроке иностранного языка...