Приёмы целеполагания на уроке английского языка.
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Смирнова Юлия Борисовна

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Именно поэтому я использую в своей практике те новшества, о которых нас информируют на курсах повышения квалификации. Очень интересной для меня оказалась тема целеполагания, которую я раскрыла для себя в новой интерпретации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Юлия Борисовна,

учитель английского языка,

ГБОУ Лицей № 244 Кировского района

Санкт - Петербурга

Приёмы целеполагания на уроке английского языка (из опыта работы)

        

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Именно поэтому я использую в своей практике те новшества, о которых нас информируют на курсах повышения квалификации. Очень интересной для меня оказалась тема целеполагания, которую я раскрыла для себя в новой интерпретации. Конечно, и ранее учителя мотивировали учеников на открытие нового знания, но некоторые современные методы оказываются боле интересными и действенными. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его не​обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Это понятно каждому. Но как вызвать сильное желание к овладению новым знанием у нерадивых учеников до сих пор бывает сложной задачей для учителя. В таких случаях - цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объектив​ной, для него выступит как субъективная, далёкая, недостижимая. Что же тогда? Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. В этом вопросе мне помогла Ромашка Блума. (Метод задавания умных вопросов). А когда я стала использовать новые методы целеполагания, мои ученики оживились и с горящими глазами ждали следующих уроков. Далее хочу коротенько дать информацию об этих удивительных возможностях для учителя.

Возможные приемы целеполагания:

  • Метод SMART

S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.

R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

T-Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.

•   Метод «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

•   Мозговая атака. Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, задается вопрос «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока.

 •     Ситуация яркого пятна Прием заключается в том, что среди множества однотипных слов, цифр, букв или фигур одно выделено цветом, расположением или размером. Таким образом, посредством зрительного восприятия внимание концентрируется на выделенном предмете.

 •   Группировка Учащимся предлагается разделить слова на группы. cats, women, teeth, chicken, matches, feet, toys

 •     Отсроченная догадка. Предлагается интересный эпизод, фильм, содержащий интригу и затруднения в объяснении, фотографии, текст, аудио, презентация, интересные факты из жизни. В ходе фронтальной беседы определяется цель познания.

•   Скрытая ошибка. В начале урока предлагается загадка или ставится проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить. Поиск правильного решения и станет целью урока.

•     Домысливание. Формирование цели при помощи опорных глаголов. Учитель  называет  тему  урока,  например  «Housing in Russia»,  просит сформулировать цель с помощью  опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать. Учащиеся  предлагают  изучить  слова  по  теме,  научиться  составлять предложения,  описывающие  дом,  узнать,  как  живут  его  одноклассники, уметь рассказать о своем доме.

 •   Фантастическая добавка. «Что бы Вы сделали, если бы нашли много денег?» I would..

•    Использование наглядности. Незаконченная схема, таблица или объекты .

•   Проблема предыдущего урока. В  конце  урока  детям  предлагается  задание,  в  ходе  которого  должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью  времени,  что  подразумевает  продолжение  работы  на следующем  уроке.  Таким  образом,  тему  урока  можно  сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Также  данный  приѐм  можно использовать,  если  начать  урок  с  записи домашнего задания.

  •       Тема-вопрос (план). Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
  • Работа над понятием. Учащимся предлагается название темы урока, а им необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяется цель урока.
  • Исключение. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель.
  • Прием «знаю - не знаю»: Учащимся предлагается тема урока и они должны вспомнить, что они уже знают по этой теме, и определить, что они хотят узнать по ней еще.
  • «Лови ошибку!»: Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.
  • «Незаконченные предложения»: Учащимся предлагаются незаконченные предложения. При выполнении задания учащиеся выходят на проблемную ситуацию.
  • Проблемная ситуация. Учащимся предлагается заполнить письма, поставив глагол в нужной форме. В первом письме изменение глагола-связки по лицам в настоящем времени им уже известно. А во втором письме уже должно быть изменение глаголов действия, которое им не знакомо. При сравнении с эталоном учащиеся отмечают, что глаголы некоторые изменяются, а некоторые нет. Возникает вопрос, почему происходит изменение. Чтобы решить данную проблему учащиеся обращаются к справочнику и выводят модель данного правила.

Использование вышеперечисленных методов целеполагания позволяет вовлечь обучающихся в первых минут урока в глубокий мыслительный  аналитический процесс, способствует поддержанию мотивации к изучению предмета и получению стойкого результата.

                                                                                                                             март 2019 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы целеполагания на уроках русского языка

Отчё потеме по самообразованию...

Целеполагание на уроках английского языка

Выступление на семинаре "Урок в формате ФГОС"...

Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими...

Мастер-класс для учителей по теме "Целеполагание на уроках английского языка в условиях ФГОС".

Существует много приемов целеполагания. На данном мастер-классе я показала один из приемов, который называется "Незаконченное предложение". Файл содержит методическую разработку мастер-класс...

Целеполагание на уроках английского языка

Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Урок, со...

Приемы активного целеполагания на уроках английского языка

АннотацияСтатья затрагивает ключевые вопросы современного образования в школе, автор рассматривает целеполагания с теоретической и с практической стороны, практическая сторона технологии целепол...