Приёмы целеполагания на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Отчё потеме по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_tselepolaganiya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx21.97 КБ
Файл tselepolaganie.pptx626.52 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы целеполагания на уроках русского языка

Основу содержания деятельности учителя на уроке по ФГОС составляют три взаимосвязанные этапы урока:

целеполагание,

самостоятельная продуктивная деятельность обучающихся,

рефлексия.

Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание?

Это процесс:

  • выбора и реального определения цели (идеальный образ будущего результата деятельности);
  • совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности, выбору содержания деятельности и определению критериев результативности. (слайды №  3,4,5)

На современном уроке учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

 Цели должны быть:

- понятны, осознаны

- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);

- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);

- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

Можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы (слайд №  6):

Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.

Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.

Креативные цели – составление сборника задач; сочинение; конструирование модели; рисование картины.

Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.

Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии. (слайд №     )

Список целей, выявленных при опросе, может оказаться следующим:

  1. Изучить материал учебника.
  2. Усвоить основные понятия и законы темы.
  3. Подготовить сообщение по одной из проблем.
  4. Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе, тесту.
  5. Выполнить самостоятельное проект по выбранной теме.
  6. Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
  7. Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
  8. Научиться работать с техническими средствами.
  9. Проявить и развить свои способности.
  10. Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
  11. Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.
  12. Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.
  13. Научиться решать задачи и проблемы по теме.
  14. Свой вариант цели.

Анализ и систематизация полученных данных

Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося:

- цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении (личностные)

-цели № 3,5,8 – креативные наклонности

- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы

-цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности (предметные)

 -цели № 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные)

При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную иерархию целей.

При постановке целей учителем доминантное слово в формулировке цели должно быть выражено глаголом совершенного вида. Наличие такого глагола означает предположение законченных действий, результаты которых и надо контролировать:

  •  сформировать …
  •  познакомить…
  •  дать представление …
  •  раскрыть…
  •  продемонстрировать…
  •  соотнести…
  •  систематизировать…

(слайды  №  7,8):

Для учащихся целеполагание  -  процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:

  • Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.
  • Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.
  • Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель

Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания.

При обучении учеников целеполаганию необходимо помнить о некоторых правилах:

Актуализация знаний;

Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.

Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Самостоятельная формулировка цели.

Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.

На каждом этапе урока подводится вывод:

Что это задание дает?

Кто уже добился той цели, которую ставил?

Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

Приемы целеполагания                                    (слайд  №  10):

Некоторые приемы целеполагания, которые я использую на уроке:

Тема-вопрос (слайд  №  11)  

Работа над понятием (слайд  №  12)  

Ситуация Яркое пятно (слайд  №  13)  

Группировка (слайд  №  14)  

Домысливание (слайд  №  15)  

Проблема предыдущего урока (слайд  №  16)  

Подводя итог сказанному, предлагаю вам следующий отрывок:

В романе американского писателя И.Стоуна «Муки радости» о величайшем итальянском скульпторе, живописце, архитекторе и поэте эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти есть диалог, отражающий суть современного урока и роль учителя и ученика в нём.

13- летний Микеланджело пришёл поступать в знаменитую итальянскую школу живописцев под руководством Доменико Гирландайо. Между ними состоялся диалог, фрагмент которого отвечает на многие вопросы:

- Умеешь ты рисовать?

- Я умею учиться…

Учитель и ученик поняли друг друга, и талант Микеланджело, его слава, трудолюбие, желание учиться пережили века…

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы целеполагания на уроках русского языка Адашан Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Хиславичская СШ»

Слайд 2

Люди с ясными, прописанными целями выполняют гораздо больше и за более короткий период времени, чем люди без целей, которые такое не могут себе даже представить

Слайд 3

Целеполагание - процесс: выбора и реального определения цели (идеальный образ будущего результата деятельности); совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности, выбору содержания деятельности и определению критериев результативности . Целеполагание должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель – это то, к чему стремятся, то, что надо осуществить.

Слайд 4

Цели Глобальные Традиционно на уроке ставится глобальная цель , т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Глобальные цели – это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Локальные Если цель связана с конкретным уроком – это локальная цель . Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Слайд 5

Триединая цель Образовательная – соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей; Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воля) УУД; Воспитательная – формирование личностных УУД через содержание учебного материала.

Слайд 6

Группы целей по А.В.Хуторскому личностные цели предметные цели креативные цели когнитивные цели оргдеятельностные цели

Слайд 7

Доминантное слово в формулировке цели должно быть выражено глаголом совершенного вида . Наличие такого глагола означает предположение законченных действий, результаты которых и надо контролировать: сформировать … познакомить… дать представление … раскрыть… продемонстрировать… соотнести… систематизировать…

Слайд 8

Алгоритм постановки диагностических целей урока 1 . Что смогут узнать обучающиеся из уроков? 2. Какие понятия они будут осваивать на уроках? 3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне? 4. Что они смогут сделать во время урока и после него дома?

Слайд 9

Условия использования приёмов целеполагания Учёт уровня знаний и опыта детей Доступность, т.е. разрешимая степень трудности Толерантность Вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность

Слайд 10

Приемы целеполагания Визуальные Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка Аудиальные Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока

Слайд 11

Тема-вопрос Тему урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают свои мнения, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, для темы урока "Как изменяются причастия?" строим план действий: 1. Повторить знания об имени прилагательном. 2. Определить, с какими частями речи сочетается. 3.Изменить несколько причастий вместе с именами существительными. 4.Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Слайд 12

Работа над понятием Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока с просьбой объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Склонение имён существительных". Далее, от значения слова определяется цель урока.

Слайд 13

Ситуация Яркого пятна Например, при изучении темы «Правописание корней с чередующими гласными е-и » пишутся примеры и выделяется нужную орфограмму другим цветом. Анализируются примеры, через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется правило написания корней с чередующими е –и.

Слайд 14

Группировка Дается ряд слов, предлагается детям разделить их на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например, тема урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" рассматривается на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.

Слайд 15

Домысливание Предлагается тема урока и слова- "помощники": повторим изучим узнаем проверим С помощью слов - "помощников" дети формулируют цели урока.

Слайд 16

Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстанавливаем в памяти и обосновываем. Например, на уроках русского языка (вставить буквы, слова, поставить знаки препинания; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот на примере таких заданий можно сформулировать цели к следующему уроку.

Слайд 17

Вывод Все названные способы постановки учебной задачи активизируют мысль ребёнка, его воображение и эмоции, так как ставят его в ситуацию, когда решение неизвестно заранее. Следует использовать разные способы постановки учебной задачи, не повторяясь из урока в урок.

Слайд 18

Источники Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка. Пособие для учителей образовательных организаций. М .: Просвещение , 2014 Пашкевич А.В. Компетентностно-ориентированный урок. Волгоград: Учитель, 2013 Шаблоны презентаций. [Электронный ресурс]. – URL : http://учебныепрезентации.рф/shablony.html (дата обращения 08.02.2016) - Материалы сайта http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-4193