Развитие монологический речи учащихся с использованием приёмов ТРКМ на уроках русского языка (приём «Мудрые совы»)
статья по русскому языку

Ваврикова Наталья Геннадьевна

        Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Один из приёмов ТРКМ «Мудрые совы» можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время. Работа с текстом ведётся по определённому алгоритму и состоит из нескольких частей, которые представлены в данной статье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Развитие монологический речи учащихся с использованием приёмов ТРКМ на уроках русского языка (приём «Мудрые совы»)

Ваврикова Наталья Геннадьевна,

Ерошкина Елена Юрьевна,

учителя русского языка и литературы

МКОУ СОШ №5 г. Алзамай

        Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому, что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, ребенок разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников на сегодняшний день.

     С 2017-2018 учебного года введена устная часть экзамена по русскому языку. Мы готовим выпускников к вступлению во взрослую жизнь, в которой «профессиональный успех, профессиональный рост во многом определяется владением речевой культурой. Недостаточная речевая культура, как письменная, так и устная, снижает рейтинг любого профессионала, чья деятельность связана с речевым общением»1.

Речь конкретного человека - это отражение его общей культуры, поэтому она должна отвечать определённым требованиям.

1. Правильность - это соблюдение норм современного литературного языка - грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

2. Ясность - это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

3. Чистота - свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов).

4.Точность - значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

5. Выразительность - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

6. Богатство - определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

К сожалению, речь наших обучающихся далека от идеала и требует постоянной систематической работы по устранению ошибок и недочётов.

1 В. Шупенина, русский язык, 9 класс, учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, С.Н. Митюрёв и др.; М.:Вентана-Граф, 2016. – 400с.: с. 197.

Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка.       Школьная программа основными видами работ по развитию речи называет изложение и сочинение. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над образной монологической речью в дальнейшем способствует написанию правильно построенного текста. 

     Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. Обладая образной монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, художественных произведений, что формирует коммуникативную компетенцию учащихся. Обучение образной монологической речи – чрезвычайно сложное дело.

Текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. В учебнике под редакцией А.Д. Шмелёва очень много текстов разных типов и стилей, подходящих для целенаправленной работы, способствующей  развитию образной монологической речи.  

Хотим предложить один из приёмов ТРКМ «Мудрые совы», который мы используем на уроках и во внеурочное время. Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации и создания монологических высказываний. Работа с текстом ведётся по определённому алгоритму и состоит из нескольких частей.

Алгоритм приёма « Мудрые совы»

1. Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Составьте небольшое высказывание, связав все записанные вами термины.

2. Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

3. Ты уже знаешь последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

4. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

5. Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

6. Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, кластера, карикатуры и т.д.

7. Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? 

8. Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

В зависимости от поставленной цели и содержания текста работа может проводиться как в комплексе, по всем пунктам, так и с использованием отдельной части приёма. Например, изучая статью Д.С. Лихачёва «Большое в малом» (Русский язык, 9 класс, учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская и др.; М.:Вентана-Граф, 2016. – 400с.: с. 87, упр. 101) можно использовать следующие части приёма: что не ждали, главная жизненная мудрость, поучительный вывод, важные темы для обсуждения. Монологические высказывания, созданные обучающимися, всегда различны, так как каждый из них находит в тексте момент, являющийся важным и значимым для него.

     Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы. 

     Над темой «Использование приёмов ТРКМ на уроках русского языка и во внеурочное время» работаем не один год и убедились, что они помогают нам готовить выпускников к написанию сочинения и изложения и к выполнению части второй ОГЭ. Сейчас же мы ищем новые приёмы, которые помогут в работе не только над письменной речью учащихся, но и над устной. И приём «Мудрые совы» формирует у обучающихся навыки создания устного монологического высказывания, так как полностью соответствует требованиям современного образования и интересен детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст как средство развития монологической речи учащихся с русским(неродным)языком обучения

Научить ребенка писать сочинение-сложнейшая задача учителя русского языка, а научить ребенка  с родным (нерусским) языком свободно и связно говорить на русском языке , тем более живущего в дали, ...

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

Развитие креативности учащихся при использовании мультимедийных проектов на уроках русского языка.

Исследование на тему: "Развитие креативности учащихся при использовании мультимедийных проектов на уроках русского языка"....

Эффективные приемы развития монологической речи учащихся 6 класса на уроках русского языка.

Работа над умением строить монолог, отвечать на вопросы , давать краткий, сжатый, подробный пересказ; работа над умением писать сочинения, изложения, отзывы и т. д....

Статья "Особенности развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка"

Данная статья может быть полезна учителям-дефектологам на уроках русского языка...

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Содержание работы с орфографическим словаремДля того чтобы ученики уже на исходном этапе начали овладевать словарным запасом родного языка, очень важно формировать нужду пользоваться...