Опыт педагогической деятельности (ВЫСТУПЛЕНИЕ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ и ВИДЕО)
опыты и эксперименты по английскому языку

Коллеги, спешу поделиться опытом своей педагогической деятельности, который я представила в этом году (2019) на региональном семинаре учителей иностранного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.02 КБ
PDF icon interaktivnye_tetradi-konvertirovan_compressed.pdf1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Интерактивные тетради и лэпбуки как средство формирования языковых навыков младших школьников»

                                                                         Учитель английского языка

                                                                         МАОУ гимназии № 1

                                                                         г. Калининграда

Давидюк Татьяна Владимировна

- 2019 -

1. Интерактивные тетради. Что это такое?

        Всем известно, что лучше и быстрее запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, то, что сделано своими руками. Одним из решений в данном направлении является использование на уроках разнообразных дидактических материалов. Создание интерактивных тетрадей и лэпбуков является наиболее ярким тому примером. Интерактивная тетрадь и лэпбук активно распространены в Америке среди педагогов и родителей, обучающих своих детей на дому. Сегодня я хочу поделиться с вами своей практикой использования ИТ и лэпбуков на уроках английского языка в начальной школе.  Примерно года четыре назад я открыла для себя ИТ случайным образом через интернет. Мне понравился такой вид подачи материала, и я начала пробовать создавать ИТ. Методом проб и ошибок я вышла на то, о чем буду сегодня вам рассказывать. Интерактивная тетрадь – это обычная тетрадь в клетку, которая содержит в себе различные интерактивные шаблоны и элементы, направленные на изучение различного языкового материалы. В нее удобно включать все правила и конструкции, изучаемые в школе. Она помогает оживить уроки, создать условия для практики языка, собрать изученные темы и конструкции в одном месте и многократно их повторять. Мозг так устроен, что очень хорошо помнит образы, а не переписанные в тетрадь правила.  ИТ используются не только для мотивации учащихся, но и из-за высокой эффективности данного метода. Я думаю все учителя сталкиваются с такими проблемами: объясняешь детям, а они ничего не понимают, на уроке понял, а дома все забыл и сделал дз с ошибками, учили, учили, а через несколько занятий опять как чистый лист, ничего не помнит. ИТ – как палочка выручалочка, помогает объяснить материал детям понятно, а дома при выполнении упражнений самопроверить себя.  Каждое правило или материал приобретает яркий образ, и дети его помнят не один год. Потому что, например, личные местоимения у них ассоциируются с цветком, лепестки которого они все время ручками открывали и закрывали.                                                                        Для того, чтобы заполнить тетрадь, необходимы безусловно идеи. В интернете существует множество идей по созданию интерактивных тетрадей. Т.к. процесс этот творческий, а мы все знаем, что творческий процесс занимает много времени, я использую шаблоны. Необязательно придумывать сложные шаблоны, пусть они и интересные весьма. Достаточно взять базовые, простые шаблоны, чтобы дети с удовольствием работали и повторяли изученный материал. Тем более они подойдут практически ко всему материалу.

2. Практика использования интерактивных тетрадей в школе на уроке английского языка 
        
Начну с того, что перед самой первой работой над интерактивной тетрадью я знакомлю ребят с лексикой, которая нам понадобиться для работы. С существительными, например, a sheet of paper, a glue, scissors, и командами: take the glue, let’s glue the details, take the scissors, сut out the details. Знакомство сопровождаю действиями. С течением времени ребята запоминают лексику на отлично и воспринимают информацию без перевода на родной язык. Также я прошу ребят всегда носить с собой клей-карандаш на урок английского языка. Первую страницу тетради мы делаем оглавлением. Также рекомендую листики в тетради пронумеровать. Чтобы дети правильно оформили   интерактивную тетрадь им обязательно надо предоставить образец от учителя. Учитывая тот момент, что ученики начальной школы пишут медленно, то заполнение ИТ может затянутся на весь урок. Поэтому в своей работе с ИТ я использую готовые шаблоны, уже с написанной на них информацией, чтобы не тратить много времени на это, а также прошу ребят прийти уже с готовым вырезанным шаблоном на урок. Т.е. на уроке мы приклеиваем, складываем шаблон, если необходимо что-то минимально дописываем и некоторое время с ними работаем. Со временем вы и дети привыкнете к ИТ и будете тратить 5-10 минут на шаблон. Поэтому детям следует четко обозначить время работы. Т.е. обязательно ограничить их во времени.  В наше компьютерное время дети очень мало делают дома поделки.  Многие из них не умеют правильно вырезать и работать с клеем. Поэтому, в самом начале, покажите детям как правильно нанести клей на шаблон. Интерактивные тетради открывают широкий простор для творчества. Но если вы только начинаете заниматься с детьми в интерактивных тетрадях, помните, что это новый метод не только для вас, но и для детей. Важно запастись терпением и объяснить ребенку, что ошибки — это не страшно и все поправимо. Если случайно обрезал крылышки — можно вырезать дополнительную полоску; вышло криво — ничего страшного, в следующий раз получится ровнее, главное не торопиться…        ИТ я применяю на уроках формирования языковых навыков на одном из трёх этапов (введение, тренировка или применение (активизация) в зависимости от самого навыка, который я формирую. Но обычно я начинаю использовать ИТ на 2, 3 уроке после введения, на этапе тренировки. Также возможно применение во внеурочке.

3. Достоинства использования ИТ на уроке.                                 Интерактивные тетради обучают ребенка самостоятельно организовывать свое рабочее пространство и приводить полученные знания к системе, легко и непринужденно. Со временем, благодаря ведению интерактивных тетрадей, ребенок становится более организованным. Он учится правильно распределять свое время и применять полученные знания. Вести интерактивные тетради – очень весело и полезно. Они позволяют ученикам проявить свою творческую сторону, красиво оформлять и наполнять тетрадь интересными рисунками, украшать различными наклейками и картинками. У детей развивается мелкая моторика, образное мышление, воображение и т.п. Благодаря интересной манере подачи материала, и его интерактивности, дети принимают самое непосредственное участие в оформлении своих тетрадей.  интерактивные тетради не оставляют равнодушными к предмету ни одного ребенка.

У детей появляется желание похвастаться и обсудить проделанную работу с родителями, родственниками, друзьями и одноклассниками. Очень часто, даже на переменах, дети делятся друг с другом идеями; обсуждают, как сделать тетрадь еще лучше и интересней. Кроме вышеперечисленного, ИТ создают эффект «повторение без повторения», способствуют визуализации, при правильном использовании легко создают домашнюю языковую среду и обладают еще достаточным количеством различных весомых плюсов.        Поэтому, внедряйте интерактивные тетради в свою работу. В самом начале это вызовет определенные трудности и внутреннее начальное сопротивление, как при начале любого нового дела. Но, после первого же урока, как только вы увидите счастливые глаза детей их искренний интерес и результаты, которые просто поражают своей быстротой — вы навсегда измените свое отношение к урокам английского языка.

4. Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с младшими школьниками

ИТ отличается от лэпбука тем, что она не объединена одной темой и не имеет сюжета. Лэпбук – форма проектной деятельности. Лучше делать в конце четверти. Занимает два урока. Первый урок – что и где. На втором приклеивается всё.                                                                                         Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти учащегося на долгое время, чтобы он не только научился пользоваться знаниями, которые получил в ходе урока, но и старался уделять внимание сохранению собственного здоровья, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и его закреплению?                                                Лэпбук (lapbook) - это сравнительно новый дидактический материал для обучения, представляющий собой одну из разновидностей проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях учащегося. Лэпбук помогает учащемуся по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время школьник просто открывает лэпбук и с радостью повторяет изученное, а не зубрит слова, тратя много времени и сил, тем самым неблагоприятно влияя на свое здоровье.

Технология создания лэпбука проста, однако требует много времени. Раскроем этапы работы над лэпбуком:

совместно с учащимися происходит определение темы лэпбука;

  • оговаривается, что можно разместить в кармашках, продумывается содержание мини-книжечек, рисунков;
  • совместно разрабатывается макет лэпбука;
  • создание лэпбука дома, так как это требует много времени (для этого необходимы картонная коробка, ножницы, клей, карандаши или фломастеры, клей, скотч). Все детали вырезаются и приклеиваются;
  • после создания основы лэпбука происходит его наполнение лексическим и грамматическим материалами; отводится также место для хранения песен, стихотворений. Этот процесс происходит постепенно, по мере изучения материала в рамках данной тематики. Школьник также может самостоятельно добавлять дополнительную информацию.

Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее. Учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.                                 Данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме. Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или вне учебного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.                                                Итак, подводя итог, хочется сказать, что применение интерактивных тетрадей увлекательный процесс, и не такой уж и трудоемкий. Использовать ли их в школе, решать вам, дорогие коллеги.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК. (Опыт педагогического исследования.)

В данном проекте представлена система работы на уроках технологии и обосновывается продуктивность интегрированного изучения информационно-коммуникационных технологий и предмета из любой образовательно...

Презентация "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности" (выступление на педсовете)

Содержит материал, раскрывающий методы и приемы создания ситуаций успеха во внеурочной деятельности...

Опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ Запрудновской СШ Кстовского района Доронькина А.А.

Опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ Запрудновской СШ Кстовского района Доронькина А.А....

Опыт педагогической работы

Опыт педагогической работы...

Инновационный опыт. "Интерактивная доска в процессе обучения" (видео)

Мастер-класс и обмен инновационным опытом по использованию интерактивной доски на уроках биологии и химии....