АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К РАЗДЕЛУ «АУДИРОВАНИЕ» ЕГЭ НА ПРИМЕРЕ УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (Обревко А.И., Воронина А.С.)
статья по английскому языку

Обревко Анастасия Игоревна

Авторы статьи попытались проанализировать степень подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку, разделу «Аудирование», основным средством подготовки к которому служит УМК «Английский в фокусе», разработанный  Ю.Е. Ваулиной,  Д. Дули, О.Е. Подоляко и В. Эванс. Для достижения поставленной цели были рассмотрены требования к «Аудированию» в ЕГЭ и типология упражнений, представленных в данном УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_voronina_obrevko.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

А.С. Воронина, А.И. Обревко

МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов», Железногорск Курской области, Россия

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К РАЗДЕЛУ «АУДИРОВАНИЕ» ЕГЭ НА ПРИМЕРЕ УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ»

Аннотация. Авторы статьи попытались проанализировать степень подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку, разделу «Аудирование», основным средством подготовки к которому служит УМК «Английский в фокусе», разработанный  Ю.Е. Ваулиной,  Д. Дули, О.Е. Подоляко и В. Эванс. Для достижения поставленной цели были рассмотрены требования к «Аудированию» в ЕГЭ и типология упражнений, представленных в данном УМК.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, обязательный ЕГЭ по английскому языку, раздел «Аудирование», УМК «Английский в фокусе»,  разработанный  Ю.Е. Ваулиной,  Д. Дули, О.Е. Подоляко и В. Эванс, базовый, повышенный и высокий уровни сложности.

  1. Voronina, A. Obrevko

School 11 with profound studying of individual subjects

Zheleznogorsk Kursk region, Russia

CURRENT PROBLEMS OF PREPARING FOR “LISTENING”-TEST IN USE FROM THE EXAMPLE OF THE TEACHING MATERIALS “SPOTLIGHT”

Abstract. The authors of the article tried to analyse the level of the training pupils to the USE on English, “Listening”-test, where the main tool for reaching that goal were the Teaching Materials “Spotlight” by Virginia Evans, Jenny Dooly, Olga Podolyako and Julia Vaulina. For that purpose the requirements for “Listening”-test in the USE and types of exercises in the given Teaching Materials were taken into consideration.  

Key words:  the federal educational standard, the compulsory Unified State Examination on English, “Listening”-test, the Teaching Materials “Spotlight” by Virginia Evans, Jenny Dooly, Olga Podolyako and Julia Vaulina, intermediate, upper intermediate and advanced levels.

Предмет «иностранный язык» в образовательной организации является одним из самых востребованных среди будущих выпускников. Во многом, к сожалению, это не выбор самих учащихся, их искреннее стремление в познании и овладении английским, немецким и другими языками. В соответствии с ФГОС среднего общего образования, требованиями к поступлению для будущих абитуриентов в высшие учебные заведения,  учащиеся просто не могут игнорировать важность и нужность овладения таким предметом как «иностранный язык». А тот факт, что с 2022 года сдача ЕГЭ по этому предмету станет обязательной для всех, не оставляет право выбора ни учителям, ни выпускникам школ.

      Как практикующие преподаватели в этой области, можем констатировать тот факт, что многие школьники испытывают ряд трудностей в овладении этим предметом, а, следовательно, при сдаче итогового экзамена. Проблема заключается во многих факторах: как  со стороны самих детей, так и со стороны образовательной организации/методике и специфике преподавания предмета  «иностранный язык». Из основных можно перечислить:

  • низкая мотивация со стороны учащихся;
  • низкая интенсивность речевой деятельности учащихся;
  • поверхностность в формировании базовых умений;
  • большая часть учебного материала стирается из памяти за время каникул и других перерывов во время обучения, так как степень практического применения иностранного языка в повседневной жизни ребенка очень мала.

      Можно выделять и другие проблемы, но наша задача, как у учителей, научить учащихся преодолевать все эти трудности, находить пути решения и успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по иностранному языку. Одним из основных инструментов в помощь учителю является УМК, рекомендованный Министерством просвещения РФ и используемый образовательной организацией.

      Конкретно в этой статье мы бы хотели рассмотреть  процесс подготовки учащихся к разделу «Аудирование» ЕГЭ  при помощи УМК «Английский в фокусе» Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс, проанализировав всю линейку учебников начиная со второго класса и заканчивая одиннадцатым. Изучая  специфику контрольно – измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по иностранным языкам, раздел «Аудирование»,  можно выделить следующее:

  • Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых умений, а так же типом задания.

Таблица 1 - Распределение заданий по разделам экзаменационной работы

Раздел работы

Количество заданий

Максимальный первичный бал

Процент максимального первичного бала за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 100

Тип заданий

Аудирование

9

20

20

Задания с кратким ответом

  • В аудировании проверяется сформированность умений как понимания основного содержания звучащих текстов, так и полного понимания соответствующих текстов. Кроме того, в разделе «Аудирование» - понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее отсутствия:

Таблица 2 - Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам умений и навыков

Проверяемые умения и навыки

Количество заданий

Максимальный первичный бал

Процент от максимального балла, равного 100

ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ

Аудирование

Понимание основного содержания прослушанного текста

1

6

20

Понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации

1

7

Полное понимание прослушанного текста

7

7

  • Жанрово – стилистическая принадлежность текстов, используемых в разделе «Аудирование»: высказывания собеседников в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, прагматические (объявления) и публицистические (интервью, репортажи) аудиотексты:

Таблица 3 - Распределение текстов определенной жанрово – стилистической принадлежности по заданиям разного уровня сложности

Уровень сложности заданий

Аудирование

Базовый

Краткие высказывания информационно – прагматического характера

Повышенный

Беседа или высказывание в стандартных ситуациях повседневного общения

Высокий

Интервью, развернутое тематическое высказывание, репортаж

      На основе вышеуказанных требований КИМ 2019г. мы хотели бы проанализировать УМК «Английский в фокусе», тем самым посмотреть насколько выпускник будет готов к разделу  «Аудирование» при  сдаче ЕГЭ.

       Таблица 4 - Распределение заданий  «Аудирование» по содержанию и видам умений и навыков в УМК «Английский в фокусе» Английский язык. 2-11 классы. \ Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В.

Упражнения, направленные на:

На уровне начального общего образования авторы УМК предлагают нам следующие упражнения:

На уровне основного общего образования авторы УМК предлагают нам следующие упражнения:

На уровне среднего общего образования авторы УМК предлагают нам следующие упражнения:

Понимание основного содержания прослушанного текста

1.Прослушайте текст и выберите подходящую по смыслу картинку; 2.Прослушайте текст и установите соответствия между высказываниями говорящего и утверждениями, данными в списке (2 класс: Модуль 1,2,4; 3 класс: Модули 1,2,4,6-8; 4 класс: Модули 1,3,5,7)

1.Прослушайте текст и ответьте на вопросы; установите соответствие между высказываниями каждого говорящего и утверждениями, данными в списке;

2.Прослушайте ряд диалогов и сопоставьте их с происходящим на картинках в учебнике\сделайте вывод, о чем в них идет речь). (5 класс: Модули 1,2,5-7; 6 класс: Модули 4,6,7,10; 7 класс: Модули 1,3-10; 8 класс: Модули 1,2,4-6,8; 9 класс: Модули 1,3-5, 8)

1.Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего и утверждениями, данными в списке. (10 класс: Модули 2,4,5,7; 11 класс: Модули 2,3,6,7)

Понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации

1.Прослушайте текст и отметьте соответствующими символами, какие предложения из списка верны, а какие ложны;

2.Прослушайте предложения и отметьте время на часах;

3.Прослушайте текст и заполните пропуски. (2 класс: Модули 3,5; 3 класс: Модули 3,5,8; 4 класс: Модули 2,6,8)

1.Прослушайте текст и определите, какие из утверждений верны, ложны или не встречаются в аудиотексте/интервью\беседе;

2.прослушайте текст\ диалог\рекламу и заполните пропуски соответствующей информацией из аудиозаписи. (5 класс: Модули 3-6,9,10; 6 класс: Модули 2,3,5,6,9; 7 класс: Модули 1, 3-8, 10; 8 класс: Модули 1-5, 7,8; 9 класс: Модули 2,6,7)

1.Прослушайте текст и определите, какие из утверждений верны, ложны или не встречаются в аудиотексте/интервью\беседе; 2.Прослушайте запись и заполните пропуски. (10 класс: Модули 2-4,6,8; 11 класс: Модули 1,4-7)

Полное понимание прослушанного текста

На уровне начального общего и основного общего образования упражнения такого типа не предлагаются. Исключениями являются Модули 6 и 7 в 8 классе.

1.Прослушайте монолог\диалог\интервью или объявление и выберите правильный вариант ответа на соответствующие вопросы. (10 класс: Модули 1,3,5-8; 11 класс: Модули 2,3,5,8)

Развитие фонетических навыков, речевого слуха и внутреннего проговаривания

1.Прослушайте новые слова и повторите их за диктором (со зрительной опорой на слова);

2.Прослушайте текст, а затем прочитайте его; 3.Прослушайте песню, а затем спойте ее вместе с диктором (со зрительной опорой на текст).

(В каждом модуле УМК для 2, 3 и 4 классов).

1.Прослушайте ряд слов с данными в таблице звуками и распределите их по заданию;

2.Прослушайте и повторите предложения, соблюдая интонацию;

3.Ознакомьтесь с правилом произношения вопросительных предложений и воспроизведите их с соответствующей интонацией по примеру аудиозаписи;

4.Прочитайте, а затем прослушайте данный текст. (С 5 по 9 класс во всех Модулях)

1.Прослушивание аудиоматериала с целью закрепления и отработки новых лексических единиц с узкой терминологией (медицина,  экология, современные технологии); 2.Прочитайте, а затем прослушайте данный текст. (10 и 11 класс: во всех Модулях)

Обучение другим видам речевой деятельности -  «Неспециальные упражнения»  (направлены на обучение не только аудированию, но через него на говорение, чтение, письмо и т.д.)

Прослушайте звуки и соотнесите их с соответствующими музыкальными инструментами (4 класс 7 модуль)

1.Прослушайте музыкальную композицию, опишите, какие ощущения,  эмоции она вызывает;

2.На основе прослушанного текста составьте свое суждение по теме в свободной форме \ отвечая на вопросы в заданиях; 3.Прослушайте текст, составьте план и перескажите. (5 класс: Модули 5,7,9,10; 6 класс: Модули 3-5,7,9,10; 7 класс: Модули 1,2,4,6-8,10; 8 класс: Модули 1,.2,5-8; 9 класс: Модули 1-4, 6,7)

Прослушайте текст и выскажите свое мнение и отношение к теме содержанию текста. (10 класс: Модули 4-7; 11 класс: Модули 1,2,4,6,8)

      На уровне начального общего образования превалируют упражнения, связанные с фонетической стороной речи. Такие задания встречаются в каждом модуле во 2-м, 3-м и 4-м классах. Эти упражнения направлены, в первую очередь, на формирование навыков произношения. УМК содержит огромное количество песен и стихотворений, которые  учащиеся  разучивают на слух. Однако упражнения на понимание прослушанной информации практически отсутствуют. Во втором классе мы встречаем всего 5 упражнений в  рабочей тетради, направленных на основное понимание прослушанной информации, в учебнике такие упражнения отсутствуют. В третьем и четвертом классах количество и сложность упражнений на понимание прослушанной информации возрастает, встречаются упражнения, направленные на понимание запрашиваемой информации в прослушиваемом тексте. В третьем классе мы встречаем 2 упражнения на понимание прослушанного текста в учебнике и 8 упражнений в рабочей тетради, в 4 классе 6 упражнений в учебнике и 9 упражнений в рабочей тетради. В тренировочных упражнениях и контрольных работах из УМК «Английский в фокусе» для 2, 3 и 4 классов аудирование отсутствует. Если учесть, что на начальном уровне  в учебном плане отводится 2 часа на  иностранный язык  в неделю, то можно сделать вывод, что количество подобных упражнений недостаточно, и упор делается на развитие навыков чтения и письма, но не на аудирование.

      На уровне основного общего образования в УМК начинают появляться упражнения, похожие на те, которые мы видим в ЕГЭ. В 5 и 6 классах на каждый модуль приходится по 1-2 упражнения на полное и частичное понимание услышанного материала. Чаще всего встречаются такие задания, как «Прослушайте текст и  заполните пропуски», а также «Прослушайте текст и определите, какие из утверждений верны, ложны или не встречаются в аудиотексте». В 5 классе впервые в контрольных работах появляется раздел «аудирование», в котором встречаются такие задания, как «Прослушайте текст и обведите правильный ответ, выбранный из списка», «Прослушайте текст и заполните пропуски», «Прослушайте текст и определите, какие из утверждений верны или ложны». В 7 классе пока нет такого строгого разграничения заданий в формате ЕГЭ. Задания на прослушивание присутствует практически на каждом уроке. Но направлены они не на непосредственную подготовку к экзамену, а, в основном, на тренировку восприятия англоязычной речи на слух, тренировку правильного воспроизведения с учётом произношения, интонации. Преобладают задания на  заполнение пропусков, понимание основного содержания, выборочное извлечение информации. С 8 класса  в каждом модуле наблюдается чёткая градация по всем видам речевой деятельности, во многих разделах задания цикличны. Каждый модуль разбит на разделы, которые соответствуют обработке чтения, письма, аудирования в том числе. Тем не менее, задания на прослушивание довольно часто встречаются и в других модулях, но не несут прямой задачи подготовки к экзамену, а служат тренажёрами для восприятия речи на слух и имитации. Конкретно в разделах "Listening" встречаются задания-объявления по радио для заполнения пропусков недостающей информации, интервью, диалоги, объявления рекламного характера, что соответствует заданиям итогового экзамена по базовому и повышенному уровням сложности. В 9 классе в каждом модуле обязательно есть одно задание в формате ЕГЭ. Доля упражнений по аудированию довольно велика, они также служат тренажёром для отработки восприятия речи на слух и имитацию.

      Учебники 10 и 11 классов имеют четкую структура по разделам. Появляется глава “Spotlight on Exam” после каждого модуля, где прорабатываются все разделы ЕГЭ. Но в каждой главе уделяется внимание только одному типу заданий. Тем не менее, аудирование не задвигается на задний план, оно присутствует и на обычных уроках. Но опять – таки, это может быть и интервью, упражнения с целью нахождения необходимой информации, и просто прослушивание текста или музыкального произведения с целью тренировки восприятия и имитации речи на слух, побуждения к говорению, тренировке письменной речи. На наш субъективный взгляд, заданий по аудированию становится чуть меньше. В выпускных классах интенсивная работа проводится по грамматике и устной речи. Но для устранения этого пробела в помощь учителю приходит рабочая тетрадь «Контрольные задания» из линейки рассматриваемого УМК.

      На основе проведенного нами анализа, практического использования данного методического комплекта, в целом, можно сказать, что УМК «Английский в фокусе» готовит к ЕГЭ, разделу «Аудирование». Если следовать всем рекомендациям и добросовестно работать по комплекту, можно ли сдать этот раздел на максимальные 20 баллов? Сложно сказать, так как на наш взгляд, упражнений на полное понимание прослушанного текста, что соответствует высокому уровню сложности заданий, очень мало. По факту, они встречаются в 8, 10 и 11 классах. В начальных классах упор идет на развитие навыков чтения и письма, а аудирование используется в основном для тренировки восприятия речи на слух, имитацию. Соответственно, когда с 5 класса начинается активная работа над этим навыком, обучающиеся впадают в некий ступор при прослушивании и выполнении тех  или иных заданий. А если говорить обо всей линейке УМК,  акцент делается  на развитие фонетических навыков, речевого слуха и внутреннего проговаривания, что подтверждается частотой встречающихся упражнений в каждом модуле.

Список литературы

  1. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. «Английкий в фокусе»: УМК для образовательных организаций.- 6-е изд. – М.: Express Publishing «Просвещение», 2015. – 2 – 11 классы.
  2. https://4ege.ru/angliyskiy/56941-demoversiya-ege-2019-po-angliyskomu-yazyku.html (дата обращения: 14.07.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы подготовки школьников к ЕГЭ по физике

В условиях современной школы невозможно предоставить качественное образование школьникам без учета межпредметных связей. Это связано с увеличением объема информации в школьном курсе и необходимостью п...

Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования

В новое столетие система среднего профессионального образования России вошла не в лучшей форме. На это повлияли как демографический спад, так и расширение доступности высшего профессионального образов...

Формирование и развитие навыка аудирования во 2 классе на примере УМК «Английский в фокусе» авторов В.Эванс, Дж. Дули, Н.Быковой, М.Поспеловой.

АУДИРОВАНИЕ ВО 2 КЛАССЕ УМК  «Английский в фокусе» авторов В.Эванс, Дж. Дули, Н.Быковой,   М.Поспеловой....

Digital Literacy, или Как обучить компьютерной грамотности на примере УМК «Английский в фокусе 5–9

«Digital Literacy, или Как обучить компьютерной грамотности на примере УМК «Английский в фокусе 5–9»...

Письмо как вид речевой деятельности на примере учебника «Английский в фокусе».

В последние годы роль письма в обучении иностранному языку неуклонно повышается. Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но все более...

Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс).

Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс)...