" Механизмы функционирования объяснительно-иллюстративных технологий"
учебно-методический материал по английскому языку

Дикова Наталья Юрьевна

Учебно-методический материал  о плюсах и минусах использования объяснительно-иллюстративных технологий в преподавании иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Самый распространённый, укоренённый и экономичный метод в арсенале традиционного обучения, бесспорно, объяснительно-иллюстративный.

Учитель сообщает учащимся обобщённые знания, затем приводит множество частных примеров, подпадающих под общее правило, наполняющих абстракцию конкретным содержанием (иллюстрирует, растолковывает). В этом случае объяснительно-иллюстративный метод реализуется в дедуктивной форме. Есть ещё одна форма – индуктивная. «Сначала пример, потом правило» (Я.А.Коменский). Учитель движется в противоположенном направлении, а именно, от частного к общему. От конкретных представлений, от многообразия проявлений, от иллюстраций к их обобщению, обнаружению «единого во многом». Словесное, вербальное определение, формулировка правила, закономерности при таком алгоритме появляется в конце, как итог сравнения, категоризации, обобщения частных проявлений какой-либо изучаемой «сущности».

Объяснительно-иллюстративный метод не противоречит «деятельностному» подходу. Объяснительно-иллюстративный метод вовсе не пытается «дать знания в готовом виде, абстрагированными от способов их получения». Даже при самом консервативном, «воспроизводящем» алгоритме реализации традиционного обучения, объяснительно-иллюстративного метода, когда: «учитель наглядно преподаёт «готовые» знания и приёмы учебной работы, ученики копируют учителя только на начальном этапе. Затем, усваивая элементарные, а на их основе и более сложные приёмы учебной деятельности, учащиеся начинают работать самостоятельно». Ведь нельзя «самостоятельно работать», выполнять задания «на понимание», если ученик не освоил некоторых общих (теоретических) способов решения проблемы.

Объяснительно-иллюстративные технологии это технологии, при которых объяснение учебного материала сопровождается визуальными средствами. Более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимации, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается. Для активизации познавательной деятельности школьников целесообразно представлять учебный материал в мультимедийном, интерактивном виде. Многие творческие работы учащихся (рисунки, проекты, мультфильмы, видеофильмы и т.д.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении.

Продуктивный вариант учебной деятельности содержит ряд элементов: логическое и интуитивное предвосхищение; выдвижение и проверка гипотез; перебор и оценка вариантов и др. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности.

Продуктивный вариант обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапа, которые предполагают поисковый, творческий характер.

Продуктивное обучение предусматривает высокий уровень педагогической квалификации и творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. В процессе продуктивной деятельности учащийся всегда создает что-то новое, по сравнению с усвоенным ранее, т.е. генерирует новую информацию или способ деятельности. Создание нового в поисковой деятельности всегда опирается на предшествующий опыт. Связанные между собой репродуктивная и продуктивная деятельности представляют различные ступени одного и того же процесса освоения учебного материала.

В продуктивном обучении используются технологии, интерактивного значения, то есть предполагающие активную, исследовательскую позицию обучающегося, готового самостоятельно добывать знания с целью решения познавательных задач, проблемных учебных ситуаций. К основным технологиям, имеющим значительный продуктивный ресурс относят следующие.В основе сотворчества учителя и ученика лежит сотрудничество в разнообразной деятельности(труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения.

Сотворчество с одной стороны предстает как плодотворное общение учителя и ученика( вербально, не вербально) С другой стороны сотворчество выступает как совместное преобразование действительности более того создание новой педагогической реальности.

Состоявшееся творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса.

Технология-жестко запрограммированный алгоритмизированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение цели. ( Махмутов).

Педагогические технологии- это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов, средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Особенности:

1) Просвещение обучающихся Низкий уровень навыков общения; Невозможность развернутых ответов с собственной оценкой учеником рассматриваемого вопроса; Недостаточное включение слушающих ответ в общее обсуждение.

2) Доминирование обучения над учением Основные функции учителя: Информирующая (рассказать)

Контролирующая (заставить выучить) Оценивающая (оценить усердие).

3) Единообразие и консерватизм содержания и форм

4) Регламентированное исполнительство Учитель - исполнитель заданного программой, учебным планом и методикой. Ученик - объект воздействия. Учитель работает на механизмах восприятия и памяти, стимулируя послушание и исполнительство.

5) Формирование личности с заданными свойствами

6) Превознесение внешних показателей

7) Надзор вместо управления

Сильные стороны:

1) Организационная четкость педагогического процесса

2) Систематический характер обучения

3) Идейно-эмоциональное воздействие личности учителя

на учащихся

4) Разносторонность и обилие информации, богатое

использование наглядности, технических средств

обучения.

Слабые стороны:

1) Преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьников

2) равнение на среднего ученика, невозможность учитывать индивидуальные особенности ученика.

3) Шаблонное построение урока и одинаковая его продолжительность.

4) Монологическая форма обучения - учитель активен, ученик - пассивен.

5) Перенос всей тяжести работы по усвоению нового учебного материала на домашнюю подготовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...

«Дистанционное образование в контексте функционирования информационно-коммуникационных технологий»

Доклад по образовательной программедополнительного профессионального образования«Современный образовательный менеджмент.Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОСобщег...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»

laquo;Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»...

Объяснительно-иллюстративная технология обучения Я.А. Коменского

Цели технологии:1.Повышение уровня общего развития учащихся.2.Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.3.Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных БУД.4.Коррекция от...

Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функционирования"

Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функциониров...