«Дистанционное образование в контексте функционирования информационно-коммуникационных технологий»
учебно-методический материал

Доклад

 

по образовательной программе

дополнительного профессионального образования

«Современный образовательный менеджмент.

Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС

общего образования»

на тему: «Дистанционное образование в контексте функционирования информационно-коммуникационных технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnoe_obrazovanie.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

по образовательной программе

дополнительного профессионального образования

«Современный образовательный менеджмент.

Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС

общего образования»

на тему: «Дистанционное образование в контексте функционирования информационно-коммуникационных технологий»

Ковалева Ирина Владимировна

МБОУ ДО ДТ «Юность»

Педагог дополнительного образования

                        

Шушенское – 2018


Содержание

Введение …………………………………………………………………..стр. 3

  1. Понятие информационных и коммуникационных технологий.......стр. 5
  2. Средства ИКТ, применяемые в образовании ……………………....стр. 7
  3. Дистанционные технологии обучения………………………………стр. 9
  4. Основные элементы дистанционного образования………………..стр. 12
  5. Влияние информационных и коммуникационных технологий на качество открытого и дистанционного обучения………………….стр. 15
  6. Выводы………………………………………………………………..стр. 19
  7. Список используемой литературы………………………………….стр. 21

Введение

Процессы информатизации современного общества, являясь необратимыми, проникают во все сферы деятельности человека, к числу которых в полной мере относится и образование. Информатизацию образования принято считать третьей революцией в сфере образования, которая может оказать более радикальное воздействие на способы мышления и обучения, чем две предыдущих образовательных революции, порожденные изобретением алфавита и печатного станка.

Сегодня процессы перемен в системе образования связаны с внедрением новых образовательных технологий. Наряду с традиционной системой образования успешно развивается и новая форма обучения – дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии – это технологии, предназначенные для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов.

Информационные технологии – это совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Коммуникационные технологии – это процессы и методы передачи информации и способы их осуществления.

Дистанционное обучение – это процесс, который не требует физического присутствия в аудитории преподавателя, назначенного для его осуществления, либо же преподаватель присутствует там, но время от времени или при выполнении студентами специальных заданий.

Дистанционное образование/преподавание – метод передачи знаний, навыков и системы взглядов с помощью применения технологии разделения и научной организации труда, а также благодаря активному использованию технических средств, особенно в процессе разработки высококачественных учебных материалов.

Данный метод позволяет одновременно обучать большое количество учащихся, независимо от места их проживания. Это – «индустриализированная» форма обучения и преподавания (О. Петерс (Peters), 1973, с. 206)

Дистанционное преподавание можно определить как систему методов обучения, при которой преподавание осуществляется отдельно от учебной деятельности учащегося, однако, тем не менее, включая такую учебную деятельность, которая в аналогичной ситуации осуществлялась бы в присутствии учащихся. Таким образом, общение между преподавателем и учащимся должно обеспечиваться с помощью печатных, механических, электронных или других устройств (М. Мур (Moore), 1973, с. 664).

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дистанционной среде обучения для профессиональной подготовки будущих специалистов позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, а также научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни.

Студент перестает быть пассивным слушателем и вовлекается в активную познавательную деятельность, а учитель становится координатором учебного процесса.

Таким образом, дидактические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы – от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что видеоучебники принесут пользу там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, однако с их помощью трудно развивать умения и навыки, поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционным материалом.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Дистанционные технологии обучения

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

         Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:

  • доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
  • интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
  • предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
  • оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

  • предоставление учебников и другого печатного материала;
  • пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
  • дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
  • трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;
  • кабельное телевидение;
  • голосовая почта;
  • двусторонние видеотелеконференции;
  • односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
  • электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.

В настоящее время реализуется две технологии дистанционного обучения – кейсовая и сетевая. Кейс – это портфель с полным комплектом учебно-методических материалов по конкретной дисциплине или по каждой дисциплине согласно учебного плана. Качество образования обеспечивается применением специальных образовательных комплектов, учебно-методических материалов (кейсов), проведения консультаций, планирования учебного процесса и определяется в первую очередь качеством кейса, качеством и регулярностью консультаций с преподавателями. Кейс-технология может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими технологиями.

Факторами и отличительными особенностями кейс-технологий является то, что основу образовательного процесса при дистанционном обучении, составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект

специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Таким образом, дистанционное обучение является наиболее эффективной современной формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основные элементы дистанционного образования

Основные элементы дистанционного образования:

• разделение преподавателя и обучающегося в пространстве и времени,

которое отличает ДО от очного обучения «лицом к лицу»;

• участие в учебном процессе учебного заведения, что отличает его от индивидуального обучения;

• использование технических средств для взаимодействия преподавателя и учащегося и для подачи учебного материла;

• обеспечение двухсторонней связи таким образом, чтобы обучающийся мог пользоваться ее преимуществами или даже инициировать диалог;

• возможность периодических встреч, как с дидактическими целями, так и для социализации;

• участие в индустриальной форме обучения, которая в случае своего утверждения обеспечит предпосылки радикального отделения дистанционного обучения от других форм обучения.

В настоящее время практическое применение ДО требует проведения разграничений между заочным образованием и дистанционным образованием на базе телекоммуникаций. Последнее лучше всего характеризуется как живая, одновременная трансляция уроков ведущего преподавателя из основной аудитории или студии во многие аудитории-получатели в удаленных местах. Двустороннее живое общение в реальном времени, посредством аудио или видео, между преподавателем и учащимися, обеспечивает интерактивность обучения. Это определение подразумевает, что обучение, скорее всего, нацелено на малые группы учащихся или группы учащихся по интересам, чем на отдельного учащегося. В идеальных условиях учащиеся в одной аудитории не только имеют реальный двусторонний аудио-визуальный контакт с преподавателем, но и могут напрямую общаться с учащимися в других местах в процессе обучения.

Появляются виртуальные выставки, дублирующие реальные условия

(например, музеи): данная среда обеспечивает большое разнообразие

впечатлений, для получения которых не нужно путешествовать или планировать свое время. Распределенные научные проекты позволяют учащимся проводить совместные эксперименты, рассредоточенные во времени и пространстве, при этом каждый из участников команд узнает

больше об изучаемом явлении и о научном исследовании, чем при работе поодиночке. Собранные воедино, данные предоставляют возможности совершенствовать сбор и создание информации и формировать образовательные сети.

В процессе создания данных учебных ресурсов методы обучения на основе деятельностного подхода и ситуационного анализа способствуют преодолению основного недостатка презентационной мультимедиа/гипермедиа. Обучающая среда, в которой имеется только доступ к информации, пассивна: учащийся выбирает, что смотреть, и решает, нужна ли ему помощь. Если для многих учащихся такой вид управления может быть мотивирующим, неискушенные обучающиеся рискуют потратить много времени на бесцельное брожение, используя неэффективные стратегии для достижения поставленной цели или игнорируя помощь системы, которая могла бы способствовать их успеху. Разработанные скрытые структуры в заданиях, сеть ссылок и обеспечение помощи являются ключевыми аспектами для эффективного управления мультимедийными или гипермедийными приложениями.

        Сам по себе доступ к информации не означает, что обучающиеся могут автоматически приобретать новые знания; как и доступность информации еще не создает систему концепций, которую обучающиеся могли бы использовать для лучшего понимания реальности. Презентационные методы

быстро передают материал от источника к учащемуся, однако часто содержание данных курсов быстро улетучивается из головы обучающегося. С целью создания мотивации для освоения понятий и обретения навыков, обучающиеся должны видеть связь того, чему они обучаются, с остальной частью их жизни и с ментальным образом мира, который у них уже есть. Даже если обучающиеся уже подготовлены по какой то теме, знание фактов остается неопределенным и инертным: мы все знаем, что сумма внутренних углов треугольника составляет 180 градусов, но большинство людей не знает, как применить абстрактные теории, которые они выучили в школе, к решению реальных проблем.

С целью продвижения учащихся от усвоения пустых фактов к выработке концептуальных моделей преподаватели должны систематизировать обучение и обозначить, как новые концепции могут помочь найти выход в интересных и сложных ситуациях. Учебная программа уже перегружена информацией; преподаватели быстро пробегают требуемый материал, помогая учащимся запомнить фактическую информацию, чтобы выдать ее во время обязательного стандартного теста. Использование информационных инфраструктур для подачи еще большего объема информации в образовательную среду только ухудшит сложившуюся ситуацию. Без квалифицированной помощи многие учащиеся, имеющие

доступ к сегодняшним образовательным сетям, будут барахтаться в трясине несистематизированной информации.

Следующий шаг в развитии презентационных форм дистанционного обучения – интеграция ориентированного на учащегося применения онлайн материалов в рамках конструктивистского подхода и к учебной программе и к среде традиционного образовательного учреждения. Как показывают выше приведенные примеры, данному процессу может способствовать превращение процесса обучения в групповую работу посредством применения сотрудничества различных видов. Источник 1.2.2. Э. Керквуд

Влияние информационных и коммуникационных технологий на качество открытого и дистанционного обучения

Новая медиа-мания: способны ли информационные и коммуникационные технологии повысить качество открытого и дистанционного обучения?

Многие образовательные учреждения стараются использовать новые технологии c целью увеличения контингента учащихся (по возможности,

из разных географических регионов), а также для решения проблемы ограниченных ресурсов (человеческих и финансовых). Информационные и

коммуникационные технологии (ИКТ) вряд ли являются средством достижения данных целей, но в то же время решения об их применении редко строятся на педагогическом анализе проблем преподавания и обучения.

Аргументы в пользу применения ИКТ в учебном процессе должны основываться на целях обучения, для достижения которых могут быть использованы вышеупомянутые технологии. Одни медиа-технологии служат в основном для односторонней связи; они расширяют возможности доставки учащимся заранее подготовленных учебных материалов. Другие технологии

обеспечивают необходимую двустороннюю связь и предоставляют людям возможность для интеллектуального взаимодействия. ИКТ могут повысить уровень открытого и дистанционного обучения только в том случае, если они используются в доступной учащимся учебной деятельности всех видов.

Прогресс в области ИКТ заставил многие учебные заведения по всему миру рассмотреть или пересмотреть свое участие в открытом или дистанционном образовании. Некоторые вузы и колледжи, которые раньше использовали в основном очные методы, сегодня вынуждены по экономическим соображениям переходить на новые средства доставки образовательных услуг; при этом они далеко не всегда корректируют свой подход к преподаванию. Для таких учебных заведений это может оказаться лишь началом использования технических средств обучения. Они надеются, что новые технологии позволят обучать большее количество учащихся, при этом стоимость обучения одного учащегося будет намного меньше. Одни учебные заведения поддерживают более активное использование обучения, основанного на печатных материалах; другие применяют электронные коммуникации для «совместного» использования курсов в географически рассредоточенных районах; а третьи до сих пор используют технологии для обеспечения обучения на дому. Несомненно, что появление цифровых технологий открывает новые возможности для образовательных учреждений, обеспечивая охват более широкой аудитории, которая не только географически рассредоточена по разным регионам, но также отличается неоднородностью состава – по возрасту, уровню образования, статусу занятости и т.д. (Эдриан Керквуд (Adrian Kirkwood), 1993).

Напротив, те учреждения, которые уже в течение нескольких лет участвуют в дистанционном и открытом обучении, имеют возможность, благодаря развитию технологий, пересмотреть свои нынешние методы и практику: для них это может стать началом нового этапа.

Однако часто упускается из виду, что информационные и коммуникационные технологии – лишь средство достижения целей; цели же должны быть образовательными, а не технологическими. Многие из данных технологий берут свое начало в сфере бизнеса или развлечений, а не в менее привлекательной образовательной области. Новые медиа-системы могут принести пользу открытому и дистанционному обучению, особенно, если речь идет о большом количестве учащихся; однако педагогам необходимо продумать, как данные технологии можно использовать для повышения качества образования. Для этого нам следует начать с рассмотрения формы и

результатов обучения, а не концентрироваться на самих технологиях.

        Обучение по сети выходит за рамки нынешней практики открытого и дистанционного обучения и обеспечивает новые подходы к обучению и преподаванию, которые задействуют связи между людьми. Зачастую это выражается в форме компьютерных конференций, которые позволяют участникам курса обсуждать и изучать информацию, проблемы, идеи, стратегии и т.д. Работа онлайн может использоваться для работы в сотрудничестве над конкретной проблемой в том случае, если это соответствует выбранному педагогическому подходу. Разумеется, недостаточно просто   обеспечить общение: учащиеся должны понять, что эффективное обучение возможно только при целенаправленном участии в сетевой деятельности. Коллис (Collis, 1996) описывает широкий спектр подходов к обучению онлайн, которые могут служить поддержкой открытому и дистанционному обучению.

        Некоторые преподаватели и руководители учебных заведений, которые

только начинают свою деятельность в области дистанционного обучения,

пытаются как можно точнее «скопировать» процесс обучения, доступный

«традиционным» учащимся. Учащиеся, которые не могут посещать очные

занятия, имеют возможность получить суррогатное обучение с помощью

ряда средств – «живой» видеосвязи, записей лекций, доступа к конспектам и рукописным материалам лектора (ксерокопированным или доступным через компьютерную сеть) и т.д. Однако я бы сказала, что цель слишком узкая и ставит под вопрос целесообразность принятия очного обучения в качестве стандарта, в соответствии с которым следует оценивать и дистанционное обучение. Те учреждения, которые стремятся соответствовать образовательным потребностям учащихся, занимающихся самостоятельно, стараются не копировать традиционное преподавание в аудитории, а создать другую, но равноценную форму обучения.

Во многих случаях такие учреждения предлагают более разнообразную учебную деятельность, которая недоступна обучаемым традиционных учебных заведений. Качество открытого и дистанционного обучения можно повысить, если предоставить учащимся саму возможность обучения, если

обеспечить учебную деятельность и процессы, жизненно необходимые для их обучения. Например, участие в курсах, разработанных ведущими специалистами в данной области отечественного или мирового уровня; комплекс программ, позволяющий ученикам побывать в конкретных точках планеты или почувствовать себя участником событий, что иначе было бы недоступно; моделирование, которое позволяет изучать и оценивать информацию и данные; совместная работа по проектам, проводимая с учащимися из разных стран, и т.д. Другими словами, преподаватели и учащиеся имеют возможность использовать телевидение, работать на компьютере, стремясь реализовать учебные задачи, которые сложно или невозможно достичь другими средствами.

Выводы

Итак, «способны ли информационные и коммуникационные технологии повысить качество открытого и дистанционного обучения»? Качество системы обучения невозможно повысить путем простого применения технологий, как таковых: важно то, как именно они используются. Для специалистов-практиков вопрос должен быть сформулирован по-другому, например: «Как технология может усовершенствовать процесс обучения/преподавания, чтобы повысилось качество обучения в целом?»

Создание и использование высококачественных учебных материалов

само по себе не гарантирует улучшения учебного процесса. Фактически создание таких материалов может создать проблемы для учебных заведений и для качества обучения учащихся в целом, если в результате такой стратегии будет снижен уровень методической поддержки учащихся. Это может иметь особое значение, если рассматривать двухстороннюю связь и диалог как важные составляющие процесса обучения. Более десяти лет назад Гаррисон и Шейл (Garrison, D.R. andShale, D., 1987, с. 12-13) утверждали:

В результате прогресса в области телекоммуникационных и компьютерных технологий существующие методы дистанционного обучения

сводятся к массовой доставке образовательных услуг. Задача будущего обучения на расстоянии заключается в разработке и доставке персонифицированной информации отдельным целевым группам. Индустриальная форма дистанционного обучения с ее идеологией массового потребления перестанет быть доминирующей формой.

Сегодня ИКТ могут сделать высшее образование доступным более широкому кругу людей: они могут изменить отношения между преподавателями и учащимися. Но… станут ли процессы обучения и преподавания более эффективными благодаря использованию ИКТ, скорее зависит от педагогического дизайна, который разрабатывают специалисты, а не от возможностей самих технологий. Индустриальная форма дистанционного обучения с ее идеологией массового потребления перестанет быть доминирующей формой.

Список используемой литературы

  1. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специальный учебный курс Автор/создатель: Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк, Онората Муши, Ракел Кавена Шейльефу-Шимхопилени, Крезо Са, Эдвард Томпсон, Джон Нвори год: 2006 
  2. Источник 1.1.2. Б. Баркер , А. Фрисби, К. Патрик. Расширяя определение дистанционного образования с учетом новых телекоммуникационных технологий
  3. Новая медиа-мания: способны ли информационные и коммуникационные технологии повысить качество открытого и дистанционного обучения? Эдриан Керквуд (Adrian Kirkwood), 1993
  4. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты : автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 – Москва. – 2007. - 48 с. [Электронный ресурс] – http://oldvak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/pedagogicheskie/Zenkina.doc
  5. Пархоменко Е.И. Применение современных информационных технологий в обучении студентов техническим дисциплинам : канд. пед. наук // Проблемы и перспективы развития образования (II) : материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – 190 с.
  6.  Приходько В. Подготовка преподавателей технических дисциплин в соответствии с международными требованиями / В. Приходько, А. Соловьев // Высшее образование в России. – 2008. - № 10. – С. 43–49.
  7.  Соловьева Т.А. Использование дистанционных образовательных технологий при обучении будущих учителей информатики построению рекурсивных алгоритмов : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тула, 2008. - 23 с.
  8. Холодкова И.В. Дидактические условия интеграции очной и дистанционной форм обучения : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / ГОУ ВПО Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2009. – 169 с.
  9. Курманов М.К. Организация дистанционного обучения в системе технического, профессионального послесреднего образования: Учебно-методическое пособие, г. Караганда: ТОО «САНАТ-Полиграфия», Соколова М.Г., Жайлыбаева А.Р.,2010-126с.
  10.  Нургалиева Г.К., Артыкбаева Е.В. Методология и технология электронного обучения. Монография.- г. Алматы,2010г. -198с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма к образовательной программе дополнительного образования детей «Пресс-центр» «Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности»

Настольные компьютерные издательские системы приобрели широкую популярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образования. Издательское дело актуально практически для любой о...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОТ «Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения школьников среднего звена в контексте модернизации российского образования»

Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать н...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Методическая разработка «Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий

Методическая разработка«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий...