Методические требования к уроку иностранного языка
статья по английскому языку

Порхаева Кристина Викторовна

В статье рассмотрены важные и наиболее существенные требования к уроку иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_trebovaniya_k_uroku.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Методические требования к современному уроку (по М.М. Поташнику)

☻ Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков.

☻ Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей; обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей, особенностей детей и др.

☻ Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое (то есть, прежде всего – личностное) выполнение программно-методических требований к уроку.

☻ Знание каждым учителем типологии уроков и обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.

☻ Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет знания и сути того, что должны изучить дети.

☻ Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся, учет особенностей, интересов, склонностей, и их запросов.

☻ Стремление к формулированию так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока.

☻ Специально спланированная, продуманная деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока.

☻ Комплексное планирование задач по трем группам:

1. Педагогические цели: обучение, воспитание, развитие и социализация личности (креативные, оздоровительные, развивающие).

2. Цели развития образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские.

3. Цели саморазвития учителя:

а) профессионального;

б) личностного.

☻ Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.

Формулирование ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

☻ Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

☻ Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.

☻ Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего — к человеку понимающему и деятельному.

☻ Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной, сходной, частично новой (измененной) и в полностью незнакомой ситуации.

☻ Обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.

☻ Знание разных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся.

☻ Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания разных форм.

☻ Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей.

☻ Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности.

☻ Продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них устойчивой мотивации к познанию.

☻ Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребенка в обучении.

☻ Обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.)

☻ Органичное, корректное и целесообразное включение информационно-коммуникационных технологий.

☻ По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, опережающего продвижения третьими.

☻ Знание учителем психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

☻ Обеспечение благоприятных для работы на уроке гигиенических условий.

☻ Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала.

☻ Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.

☻ Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся.

☻ Выбор учителем оптимального для конкретного урока рационального соотношения интеллектуального и эмоционального поля в работе с детьми.

☻ Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства.

☻ Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку (импровизация).

☻ Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания и развития учащихся.

☻ Самооценка работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Подходы к проектированию урока иностранного языка в контексте требований ФГОС

Как построить систему образования в условиях, когда все так быстро меняется? когда мы не знаем, какие компетенции будут востребованы через 5 лет? Ответ можно найти в новых образовательных стандартах, ...

Требования к современному уроку иностранного языка

Урок иностранного языка и его планирование, принципы построения урока, характеристика современного урока ИЯ, цели, содержание, структура и типы урока, а также его моделирование....

методическая разработка к уроку иностранного языка Экскурсия по городу «Reise durch eine Stadt»(немецкий язык) Смирнова Светлана Валентиновна

Методическая разработка к уроку немецкого языка в 8 классе. Немецкий язык как второй язык- четвертый год обучения. Разработка урока обобщения по теме Город....

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка. Урок совершенствования речевых навыков.

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка предназначены для учителей иностранного языка, работающих в средних и старших классах общеобразовательных организаций. Данные рекомендаци...

Методические требования к уроку иностранного языка в основной школе

Материал содержит требования, предьявляемые к уроку английского языка в условиях ФГОС...

Требования к уроку иностранного языка и формированию различных образовательных компетенций обучающихся в освоении новых образовательных стандартов.

Данный материал использовался для распрастранения опыта работы на заседании школьного методического объединения....