Программа по самообразованию
методическая разработка по английскому языку

Соколова Наиля Назиповна

Программа по самообразованию Соколовой Наили Назиповны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_samoobrazovaniyu_plan_shmo_sokolova.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_______ /_________

Протокол №____        

От «__» _____20__г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

 МБОУ «Красноключинская СОШ »

_________    /_______________/  

«__» ________ 20__г.

ПРОГРАММА

по самообразованию

Соколовой Наили Назиповны

учителя английского языка

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Красноключинская средняя общеобразовательная школа »

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

на 2016-2021 г.г.

Личные данные

1.1.

Фамилия

Соколова

1.2.

Имя

Наиля

1.3.

Отчество

Назиповна

1.4.

Должность, преподаваемый  предмет

Учитель английского языка

1.7.

Стаж (педагогический)

6 год

1.8.

Стаж (по специальности)

6 год

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа)

Высшее профессиональное  образование; Нижнекамский муниципальный институт, квалификация по диплому Лингвист, преподаватель по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», диплом К № 60263, выдан 29 июня 2011 года.

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Курсы повышения квалификации учителей английского языка по теме  «Совершенствование профессионализма учителя английского языка в условиях перехода на ФГОС ОО», в количестве 96 часов, в Елабужском институте (филиале) КФУ,  удостоверение: регистрационный № УПК -11-000399/2017, 24.06.2017 выдано  05 июня 2017 г.;

Курсы повышения квалификации «Профессиональный рост и карьера молодого педагога: компетентностный подход», в количестве 64 часов, в ГАОУ ДПО  «Институт развития образования Республики Татарстан», удостоверение: регистрационный номер ИРО_000269_ИО выдано 02 октября 2018 г.;

Курсы повышения квалификации по теме «Информатизация образования», в количестве 24 часа, в ГБУ ДПО Республика Марий Эл «Марийский институт образования», удостоверение: регистрационный номер №04156, выдано 04.07.19г..

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Нет

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Благодарственное письмо за активное участие в работе Х Межрегионального Форума молодых педагогов и их наставников «Таир-2019», 2019; диплом Лауреата муниципального конкурса «Учитель года 2018»; благодарственное письмо от УДМС Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ, 2018 год; благодарственное письмо администрации МБОУ «Красноключинской СОШ» в честь 100 летия школы, 2016 год

Методическая тема школы

Методическая тема МО

Тема самообразования «Реализация деятельностного подхода в обучении ия посредством применения проектных технологий как основного способа совершенствования качества образования и социализации обучающихся»

Цель педагогической деятельности:  совершенствование образовательного процесса посредством реализации деятельностного подхода

  Для достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач: осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания иностранного языка и реализации деятельностного подхода, средств и форм обучения; разработать  и апробировать задания деятельностного подхода  , определить психолого-педагогический мониторинг деятельностных  результатов.  

 

Задачи: продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание английского языка, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания английского языка.

Использование современных образовательных технологий, создание образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

 Развитие мотивации и интереса познавательной деятельности.

Обучение овладению основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, организация  учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно давать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычной страны с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка.

Воспитательный аспект также является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности. 

Планируемые результаты

  1. повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
  2. повышение своего теоретического, методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  3. разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
  4. разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;

доклады, выступления на заседаниях педагогических советов,участие в конкурсах и конференциях  с  само обобщением опыта.

 

Основной перечень документов:

  1. План школы на текущий год
  2. План ВШК
  3. План ШМО
  4. Локальный акт

Перспективный план

Направление работы

Учебный год

2016-17

2017-18

2018-19

2019-20

2020-21

Аттестация

Курсы

*

Переподготовка

*

Выступление на МО

*

Выступление на педсовете

Выступление на августовском совещании

*

*

Грант Главы

Участие в семинаре

*

*

*

*

Участие в предметной неделе

*

*

*

*

*

  1. 8

Публикации

*

Участие в олимпиадах

*

*

*

*

*

Участие в научно-практических конференциях

Подготовка к ОГЭ

Подготовка к ЕГЭ

Воспитательная работа

*

*

*

*

*

Родительские собрания

*

*

*

*

*

Мониторинг

*

*

*

*

*

Авторская программа

Национальное образование

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Поурочные планы
  • Заполнение электронного журнала
  • Заполнение журнала кружка

Еженедельно

  • Взаимопосещение уроков

Ежемесячно

  • Пробные экзамены по предмету
  • Участие в конкурсах

Каждую четверть

  • Организация работы по преемственности
  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению
  • Посещение семинаров

Один раз в полугодие

  • Посещение семинаров

Один раз в год

  • Разработка и утверждение рабочей программы
  • Утверждение плана по самообразованию
  • Представление и утверждение программ элективных курсов
  • Анализ открытых уроков по преемственности в 5 классах
  • Школьные олимпиады
  • Муниципальный этап олимпиады
  • Стартовый контроль 1, 5 классах
  • Входной контроль 2-4,6 классы
  • Промежуточная аттестация
  • Подготовка материалов к промежуточной аттестации

ПЛАН на 2019-2020 учебный год

Наименование работы

Из плана работы школы

Содержание

Сроки

С Е Н Т Я Б Р Ь

Нормативная база

  • Изучение положений, приказов, рекомендаций на новый учебный год. (Учебный план, положение об аттестации, график каникул)

1 неделя

Выполнение закона о всеобучении

  • Провести учет детей. Заполнение социального паспорта.
  • Списки по группам здоровья

До 5.09

Взаимопосещение уроков

Посетить уроки Ф.И.О. 1 класс

Цель:  из ВШК

В течение месяца

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.
  • Заполнение журнала
  • Корректировки тематического плана

В течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

Работа учителей по ФГОС

  1.  Проведение стартовых и  входных контрольных работ по предметам
  2. Составление списка обучающихся «группы риска»
  3.  Составление списка одаренных обучающихся
  4. Анализ материально-технического оснащения, информационно – методических ресурсов
  5. Определение темы открытого урока, мероприятия

2-4 неделя

Маркетинговая служба

  1. Выступление  ______ по теме  «Проектная деятельность учителя начальной школы».

2 неделя

Научно - исследовательская работа

  1. Выбор конкурса по исследовательской работе
  2. Составить список  учеников на олимпиаду

2 неделя

О К Т Я Б Р Ь

План взаимопосещений

 Посетить уроки Ф.И.О.  4 класс

Цель: из ВШК

В течение месяца

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.
  • Заполнение журнала кружковой работы
  • Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.

В течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

 Работа учителей по ФГОС

1.Диагностика учащихся 1 класс по формированию коммуникативных УУД

2. Методические чтения по теме: «Метод проектов в начальной школе»

3.Работа школьной педагогической комиссии

4.Проведение тематической контрольной работы 3 класс

5. Планирование  и проведение уроков  с использованием нестандартных групповых форм обучения.

До 28 октября

Маркетинговая служба

  1. Приглашение учителей на открытые уроки в 1-х классах

2 неделя

Научно - исследовательская работа.

1. Проведение консультаций с обучающимися по подбору материала, видам исследовательских  работ, последовательности их выполнения и требованиям к ним.

2. Определение тем для проведения  исследовательской работы обучающихся.

До 10 октября

Воспитательная работа

Участие начальных классов в заключительном концерте

последняя неделя

Индивидуальный план самообразования

учителя английского языка

МБОУ «Красноключинская СОШ»

Соколовой Наили Назиповны

на 2016-2021 учебный год

Пояснительная записка.

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

Методическая проблема, над которой работает учитель:

«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования».  Срок реализации проблемы – 3 года (до 2019 г.)

В основе Концепции образования МБОУ «Красноключинская СОШ» заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признания его способностей и права на саморазвитие. Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации невелика без процесса самообразования учителя.

    Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для  того чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные.

 Цели:

  1. уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе,
  2. обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла,
  3. использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования,
  4. развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование  общих и специальных учебных умений,
  5. ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы  в изучении английского языка,
  6. формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

Задачи: 

  1. продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание английского языка, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания английского языка,
  2. изучение психологических и возрастных особенностей школьников,
  3. проведение  целенаправленной работы с одарёнными детьми,
  4. создание условий:
  1. для проявления творческих  способностей учащихся на уроках,
  2. для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.
  1. разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемому предмету с применением ИКТ,
  2. разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи

Методы процесса самообразования:

  1. Изучение ФГОС начального общего образования.
  2. Изучение проектирования универсальных учебных действий.
  3. Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
  4. Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
  5. Сбор и селекционирование информационного материала по проблеме применения ОУД.

Формы самообразования:

  1. индивидуальная – через индивидуальный план,
  2. групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.

Литература, которую необходимо изучить:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.Просвещение. 2011 год.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение. 2011 год.
  3. Копылова В.В. Методика проектной деятельности на уроках английского языка. М. 2003 г.
  4. Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на Дону. 2004 г.
  5. Иностранные языки в школе. М. Просвещение.
  6. Урок иностранного языка: планирование и контроль (методические рекомендации)
  7. Приложение к газете «Первое сентября»

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук,    Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. —

М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).

Направления самообразования:

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Отметка о

выполнении

Профессиональное

1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования:

Английский язык

- Примерная программа по иностранным языкам. Английский язык (базовый уровень). Основное общее образование, размещённой на сайте Минобрнауки России http://www. Mon.gov.ru.

- Авторская программа общеобразовательных учреждений по английскому языку для 2-11 классов М.З. Биболетова (М.: Просвещение, 2007) 

- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4!е изд., дораб. —

М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).

- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

(в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)

Сентябрь

Октябрь

+

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

Текущий учебный год 

3. Повышать квалификацию на  курсах по ФГОС для учителей- предметников, работающих в начальных классах.

Текущий учебный год

4. Повышать квалификацию на дистанционных курсах для учителей английского языка по теме «Специфика обучения английскому языку в начальной школе» (Пед.университет «Первое сентября», автор курса З.Н. Никитенко)

Текущий учебный год

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Текущий учебный год

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

Текущий учебный год 

2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Регулярно

3. Принимать активное участие в работе школьного МО и районного МО.

2016-2021

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

Текущий учебный год 

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

2016-2021

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Регулярно

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

2016-2021

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

Текущий учебный год 

9. Проводить открытые уроки и мастер-классы

Текущий учебный год 

10. Разработать программы элективного курса по предмету, авторских программ.

Текущий учебный год 

12. Выступать с докладами, с творческим отчётом  на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования» на заседаниях МО.

11. Разработать рабочую программу по английскому языку, соответствующую ФГОС  для 2 кл.

Текущий учебный год 

Сентябрь 2016

Информационно- коммуникативные технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

Регулярно

2.Обзор в Интернете информации по английскому языку, педагогике и психологии.

2016-2021

3.Создать персональную страницу на сайте Дневник.ру  и ежемесячно её пополнять.

2016-2021

4.Провести мастер-класс «ИКТ на уроках»

2016

5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

6. Прохождение курсов по ИКТ компетентности.

7.Создать библиотеку электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе.

2016-2017

Март-май 2016

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Регулярно

Психологическое

1.Ознакомиться с новыми  формами мониторинга в образовательном процессе.

2. Ознакомиться с формами профилактики профессионального выгорания.

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-ноябрь

 

Разработка уроков  и мероприятий:

Название, тема

Срок выполнения

Отметка о выполнении

1.

Оформление папки «Из опыта работы»

Весь год

2

Оформление материала «Грамматические игры » для 2-3 кл.

Весь год

3.

Оформление постоянной и временной экспозиции кабинета

Август- сентябрь

4.

Материал об использовании приемов проектного обучения в работе

апрель

5.

Подборка и оформление материала по теме «Сказки на английском языке»

декабрь

6.

Сбор материала для библиотеки Интернет- ресурсов

Весь год

7.

Разработать материал по теме «КИМы» для 5-10кл

Весь год

8.

Подборка и оформление материала по теме «День Святого Патрика»

март

9.

Подборка и оформление материала по теме «Исследовательские работы учащихся»

Апрель-май

10.

Презентация с использованием материалов Интернет «The United Kingdom of Great Britain and Northen Ireland»

февраль

                         

   Ожидаемые результаты:

  1. повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
  2. повышение своего теоретического, методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  3. разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
  4. разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  5. доклады, выступления на заседаниях педагогических советов,участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта.                          

№п/п

Основные направления

Мероприятие

Срок

Результативность

1.

Повышение собственного уровня знаний

Изучение материалов ФГОС

Курсы повышения квалификации

Изучение опыта работы учителей, работающих в соответсвии с требованиями системно-деятельностного подхода

Изучить новые программы и учебники по ФГОС

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

«Порядок введения ФГОС начального общего образования»

Изучение нормативных документов.

2016-2021

Июнь 2017

2016-2021

2016-2021

Регулярно

Август 2017

Регулярно

Список литературы в плане самообразования.

Методическая копилка учителя

Методическая копилка учителя

Применение на уронах и во внеурочной

деятельности

Методическая копилка учителя

2

Методическое

1.Формирование портфолио по теме самообразования.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения

2016-2021

регулярно

Портфолио

Методическая копилка учителя

3.Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

4. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

5.Обогащение методической базы учителя на уровне требований современности

2016-2021

2016-2021

2016-2021

Самоанализ

Методическая копилка учителя

3

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2016-2021

Использование ИКТ на уроках

 английского языка

4.

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

Регулярно

регулярно

Разработка уроков по здоровому

образу жизни

«Специфика ФГОС на уроках английского языка в начальной школе»

       «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»

                                                                                                                                               А.Дистервег                        

Цель – изучение и внедрение современных образовательных технологий в ходе организации образовательного процесса в рамках ФГОС, повышение эффективности педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Изучить литературу и материалы в сети;
  2. Пройти курсы повышения квалификации;
  3. Посетить семинары по проблеме внедрения ФГОС;
  4. Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
  5. Разработать методические разработки  уроков с применением системно-деятельностного подхода. Апробировать разработанные уроки на практике.
  6. Провести  самоанализ и самооценку деятельности по самообразованию.

Теоретическая подготовка

Практическая деятельность

№п/п

Основные направления

Мероприятие

Срок

Результативность

1.

Диагностика  способностей учащихся

1.Диагностика деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе.

2.Диагностика сформированности ключевых компитенций учащихся.

2016-2021

2016-2021

Выступление на пед.совете

Применение на уроках и во внеурочной деятельности

2

Методическое

1. Систематически пополнять картотеку уроков и  внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.              

   2.         Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.

    3 .  Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
4.Разработка комплекта раздаточного материала по предмету.      

5.Апробация разработанных уроков на практике.      

6. Выступление на заседании ШМО по теме самообразования.  

7.Участие в предметной недели.  

 

8. Участие в профессиональных конкурсах  

9.Разработка электронных презентаций

10.Составление каталога интернет-ресурсов по предмету                                                    

2016-2021

2016-2021

2016-2021

2016-2021

2016-2021

2016-2018

По плану школы

По плану школы

2016-2021

2016-2021

2016-2021

Картотека уроков

Пакет поурочного планирования

самостоятельные, практические и контрольные работы

карточки, задания и

вопросы по предмету

Самоанализ

Выступление на ШМО

Создание базы данных электроннго материала по темам

Создание каталога интернет-ресурсов

3.

Информационно-технологические технологии

1.Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять

2016

Регулярно

Сайт учителя английского языка

4.

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни

Регулярно

регулярно

Проведение уроков

по здоровому образу жизни

Итоги деятельности по самообразованию.

1.Повышение качественной и абсолютной успеваемости.

2.Разработка методических разработок уроков, программ.

3.Разработка новых форм и приёмов обучения.

4. Выступление на ШМО, семинарах.

5.Разработка и проведение открытых уроков.

6.Обобщение опыта по исследуемой теме.

7. Написание отчета по проделанной работе с анализом, выводами и рекомендациями.

Целеполагание на уроках английского языка в  соответствии с  требованиями ФГОС

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Что же такое целеполагание?

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

 

Рассмотрим некоторые ошибки, которые следует избегать при планировании урока.

Завышение цели урока. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком – это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения.  Например, на уроке «Sights of London» учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали ученики?

Формальный подход при постановке  цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Постановка собственной цели учителяУчащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Цель должна быть:

  • Конкретна.
  • Измеряема. Это обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Достижима.
  • Реальна.
  • Ориентирована на результат.
  • Ориентирована по времени.

Есть еще один способ сформулировать корректную цель. Это метод SMART ( в переводе с английского - умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную мысль).

Критерии SMART

S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.

R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны  соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся

T- Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

 

Возможные приемы целеполагания:

ü     Тема-вопрос>>>план

ü     Работа над понятием

ü     Ситуация яркого пятна

ü     Исключение

ü     Домысливание

ü     Проблемная ситуация

ü     Группировка.

ü     Прием  «знаю - не знаю»

ü     Подводящий диалог

ü     Собери слово

ü     Исключение

ü     Проблема предыдущего урока.

ü     Скрытая ошибка

 

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

 

Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос>>> план

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например,  в 4 классе  можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната Саймона, комната одноклассника,  сказочного персонажа)?» Как это сделать?

1.Посмотреть на комнату.

2. Послушать рассказ о комнате.

3. Прочитать текст.

4.  Расспросить.

Так формулируются  конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название тему урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

« Как образуются порядковые числительные?»

Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.)

Какие слова в формулировке вопроса не понятны?

Как вы думаете, что обозначает слово « порядковые»?

Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Предъявляю тему урока: «The differences between the country and the city? »

Возможные варианты заданий: заполнить таблицу, вписывая черты города и деревни; составить словесную паутину; выбрать  из предложенных  слов слова, описывающие город и деревню; записать 3-5 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город и деревню.

Выясняем, все ли  различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю  слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Группировка

Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.

Например: Dogs, men, women children, boxes, feet, balls.

Затем прошу, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему  слова  множественного числа имеют разные признаки?" будет задачей урока.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид основан на зрительном восприятии. Например, показываю учащимся картинки собаки, кошки, тигра, лошади, овцы, поросенка. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.  Определяем тему урока « Дикие и домашние животные» и цель« Перечислить отличительные особенности диких и

домашних животных».

Второй вид предполагает восприятие на слух. Например,

Прослушайте и запомните ряд слов: Played, liked, helped, went, lived.

Что общего во всех словах?  Что  лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

 

Домысливание Формирование цели  при помощи опорных глаголов

Учитель называет тему урока, например «Enjoying your home», просит сформулировать цель с помощью  опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.

Учащиеся предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие дом, узнать, как живут его одноклассники, уметь рассказать о своем доме. (Цели могут быть разные в зависимости от личностных  и психологических особенностей школьников).

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

 

Прием «знаю- не знаю»

Предъявляю тему урока  в начале 4 класса « Speaking about seasons and the weather»

На доске записано: Знаю…. Не знаю…. Хочу узнать …  Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме с прошлого года, добавляют, чтобы они хотели узнать. В разных классах   возможны разные цели урока, в зависимости от уровня развития.( названия времен года, слова по теме «Погода», структура It is cold и т.д.)

 

На уроках можно употребить множество приемов целеполагания,  которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Отсроченная отгадка.

Задаю в начале урока загадку, или ставлю проблемный вопрос,  но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить  Поиск правильного решения  и станет целью урока. Использую этот прием в 6 классе, при изучении темы «Famous Faces». Предлагаю фотографии, текст, аудио, презентацию, интересные факты из жизни. На одном из уроков, мы, таким образом, познакомились с  творчеством Джона Толкина  и Редьярда Киплинга.

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  сказочному герою; помочь справиться с заданием; представить, что встретились с героями; рассказать от лица кого-то. Один  из возможных приемов целеполагания, который я использую в 3 классе: «Ребята, мы уже с вами говорили о временах года. Но сегодня к нам пришел мышонок Джерри и просит помочь ему научиться рассказывать о временах года. Вы согласны ему помочь?».Урок сопровождается презентацией  и анимационными картинками.

 

Лови ошибку! Думаю, что каждый учитель использует этот прием, который  позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.

 

Использование подобных  приемов целеполагания поможет вашим учащимся понять и принять цели урока, сделает ваш урок эффективным и ярким, будет способствовать формированию совокупности «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Источники информации

 

1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

2.Образовательная технология и целеполагание. Г.Г.Левитас//Завуч.-2003г.-№ 1

3.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

4.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.

5.Целеполагание при проектировании урока.  http://www.slideshare.net/siberian_squirrel/ss-16748018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проффессионального самообразования

Программа проффессионального самообразования учителя географии позволяет самореализовываться, создавать свое портфолио...

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Программа по самообразованию

Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы "Использование игровой технологии на уроках русского яхыка и литературы"...

Программа профессионального самообразования

Программа профессионального самообразования...

Программа по самообразованию

Программа по самообразованию...

Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"

Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....