«Исследовательская деятельность как фактор развития
статья по английскому языку

Выступление на семинаре учителей английского языка на тему : «Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл докдод31.59 КБ

Предварительный просмотр:

                   МБОУ «Березкинская основная общеобразовательня школа  

                                 Высокогорского муниципального района РТ»

         

               Выступление на семинаре учителей английского языка на  тему :

       «Исследовательская деятельность как фактор развития

      личности ученика в свете нового образовательного

                                            стандарта»

                      Учитель английского языка МБОУ  

                             «Березкинская основная общебразовательная                  

                              школа Высокогорского муниципального района

                              РТ» : Гарипова Раиля Адилевна

                                             Высокая гора, 2017г.

Тема: Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта 

                                                     Учение вообще есть «совместное      

                                              исследование, проводимое учителем и учеником»

                                                                                            С.Л.Рубинштейн

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям отвечает исследовательская деятельность, которая позволяет усилить мотивацию процесса обучения, расширяет межпредметные связи, развивает интеллектуальные способности детей, создает творческую среду сотрудничества педагогов и учащихся.  

             Одной из ключевых ценностей названной модели является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария исследовательской деятельности, самостоятельного поиска, т.е. ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися позитивного опыта самостоятельной работы. Средством формирования личности школьника в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации обучающегося, является исследовательская деятельность.

             По нашему мнению, способов развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка много, но собственная исследовательская практика и создание своих проектов - один из самых эффективных.

            Что касается учебной дисциплины «Иностранный язык», то она имеет беспредметный характер и поэтому в исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься исследованиями в различных областях науки. Для того чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других.

             Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей.

Если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно. 

Только совместная с учителем деятельность в ходе всего исследования даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями. Для того чтобы учитель стал руководителем исследовательской деятельности и передать свой опыт учащимся, он должен уметь:

  • владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов,
  • уметь организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся;
  • уметь организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом;
  • устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направленность учащихся на самостоятельный поиск;
  • уметь интегрировать знания из различных научных областей.

 Слайд

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа предполагает наличие основных этапов, характерных для реального научного исследования и в целом соответствует в научной сфере традициям:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • научный комментарий, собственные выводы.

                  В настоящее время учителю необходимо научить учащихся хотя бы простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания самому. Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся происходит как на уроках, так и во внеурочное время. Включение исследовательских технологий в процесс обучения иностранному языку позволяет применять речевые навыки и умения на практике, расширить рамки урока, и требует много времени, но усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач. Занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении английского языка. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать информацию из разных источников. В исследовательской деятельности успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем. Весь учебный процесс ориентирован на учащегося: учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Усиливаются индивидуальная ответственность учащихся за конкретную работу, так как каждый должен представить группе результаты своей деятельности. Я убедилась в том, что учебно-исследовательские умения требуются ученикам на всех этапах обучения, и я стараюсь перенять опыт своих коллег в этом вопросе. Так создание мини-проектов подразумевается после каждой пройденной темы, и в эффективности этого подхода я убедилась на собственной практике. Прежде всего, формирование учебно-исследовательских умений, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности ученика, нужно начинать как можно раньше, желательно уже в начальной школе.  

   При организации ученической исследовательской деятельности в конце работы необходимо провести рефлексию, хотя анализ и самооценка могут вызвать незначительные трудности, так как рефлексивные способности в этом возрасте находятся в стадии формирования. Фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и
для того чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку.
Создание ученической исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У учащихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие способности. Исследовательская работа помогает глубже осмыслить другие дисциплины, лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке и овладеть универсальными учебными действиями.

           Основными формами организации исследовательской деятельности в процессе обучения английскому языку является- метод проектов. Метод проектов – это такая организация обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий.

           При обучении методом проектов, учитывая уровень знаний и активности обучающихся, подбираю тематику, обучаю ребят элементам проектной деятельности, часто использую на разных этапах урока уже готовые проекты, что так или иначе акцентирует внимание учеников на способах оформления проекта. С учётом научных рекомендаций и передового опыта учителей школ в ходе реализации в учебном процессе проектной методики соблюдаю следующие этапы работы: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов.

               В этом учебном году ученики выполнили работы  на темы «My school life», “Designers”, «Вusiness life», «Мy hobby», «Dreaming house», «Funny animals», «English- speaking countries», “ Мy city”.  При объяснении нового материала целесообразно можно вывести на экран компьютера для показа учащимся иллюстрации, информацию о конкретном лингвистическом явлении, лексический и грамматический материал, который исследуется в проекте. Например при знакомстве с речевыми оборотами “There is…”, “There are…” – текстовое описание квартиры или дома  с использованием данных оборотов для подготовки проекта  “Дом моей мечты” . В процессе закрепления материала можно предложить обучающимся найти различные тексты и упражнения, прилагающиеся к учебному проекту, над которым ведется работа.

 В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:мини-исследовательские проекты (например, рейтинг любимых каналов Российских подростков  (8 класс) и многие другие. В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.  С  учениками начиная со 2  класса ,  ведем  портфолио проектов, где они оформляют свои мини-проекты по изученным темам.

В 5-6 классах основное направление работы Самовоспитание. «Сделай себя сам». Работая с ребятами данного возраста, я ориентирую их на приобретение положительных качеств личности. При этом использую следующие задания: составление рассказов по теме урока, стихов, выражение темы через фотографию, рисунок.  В 5-х классах выполняются  краткосрочные практико-ориентированные монопроекты, что объясняется конкретностью мышления детей Учащимися 5 класса были выполнены проекты по темам: «Моя семья»,  «Мой дом», «Мой друг», « Распорядок дня», «Письмо английскому другу», «Новогодняя открытка». Это - творческие проекты, многие ребята использовали компьютер при выполнении  проектов. Ученики пятого класса делали творческие презентации о себе по пройденным темам, используя свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им рассказывать. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Исследовательские навыки у учащихся я также формирую, работая с текстами. Работая с текстом, учащиеся часто сталкиваются со словосочетаниями типа “Buy time”, “The hands of the clock” и т п. Каждое отдельное слово в приведенных примерах хорошо знакомо школьникам, но сами словосочетания могут вызвать некоторые затруднения при переводе. Возникает необходимость, своего рода, аналитической работы.

           Исследовательскую  деятельность на уроках английского языка применяю, конечно же, и при введении новых грамматический правил. Это как нельзя более оправдано по ряду причин. Первая причина – психологическая. Хорошо известно, что лучше всего запоминается материал, который был добыт путем логических рассуждений и самостоятельных умозаключений. Вторая причина – лингвистическая. Русские школьники, изучая английский язык сталкиваются с рядом грамматических структур, аналога которым в русском языке нет: 12 времен английского глагола, сложная система предлогов и некоторые другие. Исследовательская работа  как раз и помогает преодолеть некоторые неизбежные трудности в изучении языка.

            Роль учителя состоит в том, чтобы помочь собрать информацию по теме, объяснить ученику, какими источниками можно пользоваться, на одном из уроков вместе с учащимися поработать с одним из источников, показывая, как работать с информацией и составлять план своего проекта или презентации. Этот этап необходим, так как многие ученики теряются в огромном количестве информации, доступной в наше время. И педагогу, на первых этапах, нужно ограничивать эту информацию. Научившись выбирать источники материалов и работать с ними, ученик сделает первый шаг к приобретению учебно-исследовательских навыков. И чем раньше он приобретет опыт подбора материала для проекта, тем больше количество источников станет для него доступным впоследствии.

   В заключение можно сказать, что  Организация исследовательской деятельности на уроках английского языка  – это перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим, необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс каждой школы. Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что, когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую необходимо целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности гарантирует успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."

"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."...

Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)

          Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...

Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...

Исследовательская деятельность как фактор развития личности

   Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?                  Тогда помогите им с...