развитие социальных навыков обучающихся на уроках английского языка в 6 классе
статья по английскому языку (6 класс)

статья о развити социальных навыков на уроках 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социальных навыков обучающихся на уроках английского языка в 6 классе на основе метода проектов.

Термин «социальные навыки» стал не только одним из самых употребительных и популярных в образовании, но и одним из самых обсуждаемых в различных сферах деятельности человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет социальные навыки как «способности человека к адаптационному, позитивному поведению, которое обеспечивает возможность справляться с запросами и требованиями, возникающими в повседневной жизни».

Глобальные изменения в мировой экономике  и связанные с ними технологические трансформации, произошедшие за последние пять лет, привели к переменам в образовании, бизнесе и повседневной жизни. Нарастающий темп современной жизни требует сегодня от обучающихся овладения самыми разнообразными социальными навыками, например таким, как стрессоустойчивость, ибо завтра им придется работать по специальностям, характеризующимся высокими психологическими нагрузками.

С развитием медицины общество будет предъявлять дополнительные требования к будущим поколениям. Молодежь должна будет взять на себя заботу о старшем поколении, такие качества, как доброта и сострадание будут особенно востребованы. С повышением социальной мобильности общество будет становиться все более и более неоднородным, поэтому будут также ценны  толерантность и социокультурные навыки.

Существует целый ряд образовательных систем, которые, отвечая на потребности общества, активно выступают за развитие социальных навыков. Каждая система преследует свою особую цель и предлагает свой перечень навыков для включения в учебный план. Однако, ни одна образовательная система не является универсальной в этом смысле и не может удовлетворить потребности всех школ, учителей и обучающихся.

1

С одной стороны, общество и государство ожидает, что обучающиеся будут социально адаптированы к современным условиям жизни, но, с другой стороны, такие качества, как толерантность, доброжелательность, умение работать в команде, планировать свое время, способность ставить цель и достигать ее, умение аргументировать, достигать компромисс, трудно развить в детях, которые  привыкли  в одиночестве проводить свободное  время за компьютером, в интернете, где поток информации не ограничен цензурой, а время проходит незаметно.

Таким образом, выявляется профессиональная проблема: как же интегрировать обучение социальным навыкам в образовательный процесс в  средней школе, в частности в 6 классе на уроках английского языка, учитывая, что материально-техническая база не всегда соответствует требованиям новых стандартов, а обучающиеся не всегда готовы к приобретению нового социального опыта?

В средней школе учителю становится сложнее устанавливать правила, особенно если обучающиеся не видят необходимости их соблюдать.  Учителя часто сами определяют цели и задачи отдельных уроков, я стараюсь вовлечь и самих обучающихся в процесс планирования. Предлагаю обучающимся задуматься, каких результатов они смогут достичь за неделю, триместр или учебный год и взять на себя определенные учебные обязательства. Это позволяет обучающимся расставить приоритеты, определить цели и оптимально организовать свое рабочее время. Среди ключевых социальных навыков , которые обучающиеся могут приобрести и развить на этапе обучения в 6 классе  можно выделить самостоятельность в учении, критическое мышление, планирование и социализацию.  Не важно, решит ли обучающийся после школы продолжить свое образование в вузе, начнет ли работать или возьмет год на размышления - в любом случае, социальные навыки приобретенные в школе, послужат ему необходимым условием для достижения успехов в жизни.

Решить профессиональную проблему мне помогает применение метода проектов на своих уроках.

Метод проектов был разработан американским педагогом У.Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов –предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые

2

требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии  Е.С. Полат,  

М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1.По методу, доминирующему в проекте

-исследовательские

-творческие

-приключенческие, игровые

-информационные

-практико-ориентированные

2. По характеру координирования проекта

-с явной координацией

-со скрытой координацией

3. По характеру контактов

-внутренние (региональные)

-международные

4. По количеству участников

-личностные (индивидуальные)

-парные

-групповые

5. По продолжительности проведения

-краткосрочные

-средней продолжительности

-долгосрочные

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей - D. L. Fried-Booth "Project Work" (OUP, 1986) - в настоящее время готовится к переизданию. В отечественной

3

практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно

использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение.

Проекты, предназначенные для обучения иностранному языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями,

среди  которых,  главными являются следующие:

-использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

-акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

-выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

-отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

-наглядное представление результата.

Основные виды проектов для обучения иностранному языку.

Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов:

1.Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы".

2.Мини-исследование, состоящее в проведении "индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью".

3.Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей студента теме" и подходящий для индивидуальной работы.

Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и так далее.  В связи с этим кажется справедливой точка зрения  Р. Джордана,  который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время "мини-исследование" и "работу с литературой" можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для

4

методики преподавания иностранных языков.

В своей педагогической практике для решения профессиональной проблемы в 6 классе я использую различные виды проектной деятельности. Преобладают в моей практике групповые проекты и мини-проекты индивидуального характера.

Для того, чтобы развить у обучающихся такие социально значимые качества, как инициативность, активность, умение работать в команде, стрессоустойчивость, мне пришлось вместе с обучающимися определить этапы работы над проектом:

1.Определение темы проекта.

2.Определение проблемы и цели проекта.

3.Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.

4.Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.

5.Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

6.Работа в группах.

7.Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, учитель комментирует проделанную обучающимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.

8Анализ собранной информации, координация действий разных групп.

9.Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления,  праздника и т.д.

10.Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).

Представленные этапы работы проводятся на нескольких уроках. Соответственно, мне приходится менять структуру уроков английского языка, на которых проводится данная работа. В течение  урока обращать особое внимание обучающихся на лексику и грамматические структуры,  

которые ребята могут использовать в своих проектных работах. Постоянное пополнение mind map по заданной теме проекта во время всех уроков.  В конце уроков выделять время, для обсуждения и  консультаций  по работе над каждым этапом проекта. Часто во внеурочное время проводить консультации.

5

Первой и основной трудностью при разработке проектного задания №1

являлось нежелание обучающихся работать в команде с определенными ребятами - все хотели выполнить проект индивидуально, полностью отсутствовало доверительное отношение друг к другу.  А так как первый проект был групповым, то необходимость деления на микро группы была

очевидной. Для того, чтобы на данном этапе работы не возникало конфликта

между обучающимися мне пришлось провести мини анкетирование, которое выявило интересы  и предпочтения ребят, такие как склонность к изобразительному искусству, музыкальные способности, интерес к научной и исследовательской деятельности, к спорту и т.д.  Соответственно, работая над первым проектом, я самостоятельно, на основе анкеты, разделила ребят на группы  и назначила куратора в каждой группе, который являлся «сильным» обучающимся. Ребятам со «слабыми» знаниями английского языка было поручено оформление проектной работы.

  Первый проект по теме «Животные» относится по характеру координации к проекту с открытой, явной координацией. Обучающиеся в микро группах самостоятельно выбрали тему, например « Экзотические животные Австралии», «Морские чудовища: рыбы и млекопитающие», «Насекомые» и т.д. Каждый участник группы отвечал за определенный фронт работ: поиск необходимой информации, фотографий, видеозаписей, музыкальное сопровождение, подготовка вопросов в формате теста для остальных групп класса, подготовка итоговой презентации. Когда наступило время представления итоговой презентации,  обучающиеся волновались и в классе с трудом  удавалось сохранить тишину. Ребята впервые выполнили проектное задание в мини-группе,  постарались преодолеть внутренние конфликты, проявили активность и инициативность при выборе темы и сбору необходимой информации, но оставалась проблема дисциплины, т.к. из-за стресса ребятам было трудно сосредоточится на презентациях своих одноклассников.

Я сделала вывод, что 6 занятий для подготовки проекта-презентации ребятам недостаточно, и при подготовке следующего проекта выделила время на каждом уроке для разработки проектных заданий, т.е.  проекты стали не краткосрочными, а средней продолжительности,  следовательно, у обучающихся снизилась тревожность, и им стало легче преодолевать стрессовую ситуацию,  поэтому во время просмотра и прослушивания проектных работ одноклассников ребята не волновались, а просто с интересом и вниманием слушали. Проблема дисциплины была решена.

6

Следующее проектное задание  по теме «Космос. Солнечная система» обучающиеся выполняли почти самостоятельно. Преодолев противоречия

внутри класса, самостоятельно разделились на группы, учитывая степень владения английским языком: «высокий», «средний», «низкий». В каждой группе были ребята с разным уровнем подготовки. Обучающиеся самостоятельно распределили задания внутри микро группы. Каждый ученик представлял свою часть задания куратору группы из числа «сильных» учеников, потом мне. Ребята активно использовали электронные словари издательства Macmillan, в которых особое внимание уделяется фонетической стороне речи, так что не возникало постоянной необходимости консультироваться у меня. Продемонстрировав высокую степень заинтересованности, инициативности, активности ребята нашли в сети интернет звуки Земли и других планет солнечной системы. Участники данной проектной работы развили  в себе такие качества как терпение, способность к планированию, доброжелательность, лидерские качества. Все участники второй проектной работы  научились работать в команде, вести диалог, то есть осуществили продуктивное сотрудничество.

Последующие проектные задания выполнялись ребятами самостоятельно, координация со стороны учителя  проходила в скрытой форме. Так как ребята проявляли самостоятельность в делении на группы, ( а в каждом проектном задании участники группы менялись), то все шестиклассники независимо от уровня владения языком смогли проявить свои лидерские качества, кураторами группы побывали все обучающиеся без исключения.

Так как темы проектных заданий ребята разрабатывали сами, то им было интересно подбирать материал, и оригинально его представлять.

 В соответствии с Федеральным законом об Образовании конкуренция должна являться неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому выполнение проектных заданий имело  так же и соревновательный характер.

Этап оценивания включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который проводится в традиционной форме теста ( контрольные вопросы тоже готовят участники проектной деятельности), но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, общая культура работы и представления проекта.

Каждую группу оценивали  по определенным критериям, которые разработали обучающиеся:

7

-научность (новая лексика, правильное использование грамматических структур, фонетика),

-актуальность

-способ представления (артистичность, наличие музыкального сопровождения, костюмов, наглядность)

-общая культура группы обучающихся (взаимоотношение участников между собой, доброжелательность, взаимовыручка, терпимость, умение слушать).

В итоге побеждает одна группа, участники которой получают сертификат и по две отметки «отлично». В итоге такая социально значимая компетенция , как умение конкурировать развивается у обучающихся 6 класса.

Второй трудностью являлось отсутствие в моем кабинете проектора и экрана, хотя ноутбук с колонками есть в наличии.  Для того, чтобы решить профессиональную  проблему мне приходилось взаимодействовать с заместителем директора, который составляет расписание уроков, чтобы мне и ребятам разрешили доступ в кабинет с проектором и экраном. Очень часто администрация шла мне навстречу и производила замену: мы проводили занятие в этом кабинете, а учитель, который по расписанию должен был работать в нем переходил в мой кабинет, при условии, что ему тоже не требуется проектор и экран на данном занятии. Если замена по объективным причинам не могла быть произведена, занятие проводилось с использованием только ноутбука. Иногда были проекты, которые обучающиеся выполняли в форме рисунка, стенгазеты, небольшой инсценировки.

Третьей трудностью являлось отсутствие школьных ноутбуков у каждого обучающегося, Т.к. часть работы  выполнялась на занятии, обучающиеся использовали личные планшетные компьютеры и  iPad, пользовались электронными словарями издательства Macmillan.

Т.к. в соответствии с новыми ФГОС обучающиеся должны быть полностью обеспечены материально-техническим оборудованием, администрация лицея приняла к рассмотрению мою заявку на следующий учебный год и кабинет английского языка будет оснащен проектором и экраном.

В течение учебного периода мы выполнили  проектные работы по темам «Экзотические животные», « Еда. Здоровое сбалансированное питание» ,  

« Космос. Солнечная система», « Спорт. Олимпийские игры», «Составление путеводителя. Знаменитые здания мира», «Правдивая история, которая насмешила окружающих, но заставила меня краснеть».  Все обучающиеся проявили высокую степень активности, заинтересованности,

8

инициативности, самостоятельности. Ребята научились достигать

компромисса в спорных ситуациях, проявлять терпимость и доброжелательность, вести диалог,  работать в команде и индивидуально, критически мыслить, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать.

Выводы

Анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения

на практике для решения профессиональной проблемы показывает, что

проекты предоставляют новые возможности решения методических задач. В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но особенности каждого типа проектов.

Для организации внеаудиторных проектов требуются значимые внешние стимулы (поощрения, призы, возможность продемонстрировать результаты широкому кругу людей и т.п.) и значительные дополнительные затраты времени как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей.

Кроме того, в таких проектах достаточно сложно ставить специальные обучающие цели, они скорее ориентированы на использование уже

имеющихся знаний , а вот социальные навыки развиваются очень активно.

Проведение учебного курса или его фрагмента на основе проектной

методики (классические проекты) требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо

самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый языковой материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.

Проекты, включенные в традиционные курсы, представляют собой наиболее

органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников. Именно эти проекты активно развивают социальные навыки обучающихся –постепенно и последовательно.

При этом важно, чтобы проекты были ориентированы не только на внешний наглядный результат, но и органично решали задачи обучающего, творческого  и социального характера.

Почему мы, учителя английского языка , несем особую ответственность, когда речь заходит о формировании социальных навыков? Прежде всего потому, что социальные навыки, такие как умение аргументировать,

9

достигать компромисс, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать, являются  неотъемлемой частью успешной коммуникации, в том числи и иноязычной. Поэтому задача учителя английского языка состоит не только и не столько в том, чтобы обучающийся приобрел знания грамматики и лексики, а в том, чтобы он мог успешно общаться, безусловно,  с применением полученных знаний.

Итак, исходя из вышесказанного,  мы должны осознать важность социальных навыков и сделать процесс по их формированию и развитию неотъемлемой частью учебного процесса. И эта часть не должна быть второстепенной. А в тот момент, когда наши ученики смогут применить социальные навыки на английском языке, они поймут, что и само знание английского языка является их важнейшим социальным навыком.

 .

   

10

Список литературы.

1.Федеральны закон «Об образовании в РФ»

2.Указ Президента  РФ от 07.05.2012г. №599 « О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

3.План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы  (утвержден распоряжением Правительства РФ от 7.09 2010г. №1507-р « О реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа».)

4.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением правительства РФ от 7.02.2011 г. №61.)

6. English Teaching Forum №50, 04.11.2012

11. Marckwardt H. A.Getting the most out of  the dictionary. 2012

12. Fried-Booth D. L. Project Work. - Oxford: Oxford University Press, 1986.

13. Haines S. Projects. Resource Material for Teachers. - Harlow: Longman, 1989.

14. Hutchinson T. Introduction to Project Work. - Oxford: Oxford University Press, 1991.

15. Phillips D., Burwood S., Dunford H. Projects with Young Learners (Primary Resource Books). - Oxford: Oxford University Press, 1999.

16. Turkenik C. Choices. Writing Projects for Students of ESL. - Cambridge, Cambridge University Press, 1998.

17. Hutchinson T. Project English. - Oxford: Oxford University Press, 1997.

18. Granger C., Beaumont D. Generation 2000. - Oxford: Heinemann, 1993.

19. Wilson K., Taylor J. Prospects. - Macmillan Heinemann ELT. - 2000.

20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

21. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.

22. Лукьянчикова М.Е. Опыт литературного e-mail проекта // Иностранные языки в школе. - 2003 - № 1.

23. Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. - Иркутск, 2003.

24. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках английского языка при помощи JazzChants.

Данная статья повествует о спицифике использования фразовых рифмовок JazzChants на уроках английского языка на всех этапах урока....

Выступление по теме "Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках английского языка"

Выступление по теме "Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках английского языка"...

Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»

Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...

Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках английского языка при помощи JazzChants

Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках английского языка при помощи JazzChant...