2018 г. Доклад с элементами мастер-класса на ГМО. "Подготовка учащихся к ГИА"
материал по английскому языку

Сорокина Наталия Викторовна

В данном выступлении описаны используемые мною стратегии обучения учащихся 9, 11 класов аудированию и говорению формата ОГЭ, ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_uchashchihsya_k_gia.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся

к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ

Учитель английского языка

МАОУ СОШ №1

Сорокина Н.В.

15.03.2018

В спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ сказано:

«Экзаменационная работа для проведения ОГЭ и контрольные измерительные материалы ЕГЭ по иностранному языку имеют общие объекты контроля (коммуникативные умения выпускников в аудировании, чтении, письменной речи и говорении, лексико-грамматические навыки) и некоторые общие элементы содержания.

Для проверки коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся в экзаменационных работах выпускников IX и XI классов используются одинаковые типы заданий (задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом), а также реализуются единые подходы к оцениванию продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности.

Вместе с тем экзаменационная модель ОГЭ и КИМ ЕГЭ различаются целями проведения, некоторыми проверяемыми элементами содержания, количеством и уровнями сложности заданий, временем выполнения работы, что обусловлено различным содержанием и условиями обучения иностранному языку в основной и старшей школе».

Учителю нужно понимать, что подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ начинается с начальных этапов обучения, с формирования всех необходимых коммуникативных умений, которые в конечном итоге формируют необходимый уровень коммуникативной компетенции, достаточный для готовности учащихся общаться на иностранном языке в пределах, определенных стандартом основного общего / среднего (полного) общего образования по иностранному языку. Иными словами, зная формат заданий и соотнося их с заданиями, предложенными в учебнике любого автора, мы имеем возможность изменить формулировку, цель, либо, в конечном итоге, предложить другое задание, для обучения необходимому формату.

 Главной организационной формой обучения в школе является урок, потому что только на нем реализуется учебная программа, и, постепенно формируются все необходимые умения.

Обучение аудированию

Самым главным, а также и самым сложноформируемым умением, по моему мнению, является аудирование. Аудирование в начальной школе необходимо предъявлять на каждом уроке, фрагментарно. Начиная обучаться иностранному языку, человек попадает/должен попасть в языковую среду и самое важное на данном этапе для него научиться слушать, слышать и понимать услышанное. Ребенок-второклассник, приходя на урок английского, должен научиться понимать услышанное, поэтому для начала, ему нужно научиться распознавать в потоке иностранной речи:

  • сначала единичные знакомые слова (работа с песней, видеоклипами, видеосюжетами)
  • затем изученные клише, языковые структуры и т.д. с постепенным усложнением заданий.

Обучение аудированию должно быть системным, кропотливым, постоянным, на протяжении всего процесса обучения в 2-9 классах. В процессе обучения аудированию необходимо обращать внимание учащихся не только на понимание языка, как явления, но и на когнитивную составляющую, на социокультурные особенности, на интернациональные слова, на умение прогнозировать, представлять ситуацию и ее особенности. В иных случаях очень помогает пониманию ситуации общения умение определить количество собеседников.

  • Обучая заданиям, соответствующим заданиям формата ОГЭ необходимо объяснять учащимся, что распознать место действия разговора можно по присущим ему особенностям, например, диалог с клиентом в сфере услуг – в магазине или гостинице условно может содержать фразы типа How can I help you?/ What can I do for you? и т.п.
  • Кроме того, нужно обучать распознаванию ложных маркеров и предостерегать учащихся от определения места действия разговора по отдельно выделенным и понятым ими словам, так как, как правило, тема разговора в разных местах говорения может быть/будет общая. Приведу пример: общая тема разговора – температура, (Приложение 1, doc.- задание, Приложение 1, mp3- аудиозапись; материалы взяты с сайта ФИПИ – Открытый банк заданий ОГЭ – Английский язык - Аудирование), но:

в бассейне говорят о том, какова температура воды сегодня – теплая вода или холодная;

в классе учитель с учеником рассуждают о температуре кипения воды;  

в магазине мама с сыном спорят, нужно ли покупать ему теплое пальто летом, когда температура воздуха не падает ниже 15 градусов; и, наконец,

в кабинете врача врач говорит пациенту о том, что сестра измерит ему температуру.

  • Важно обращать внимание учащихся на социокультурные особенности страны изучаемого языка, например, на обращение друг к другу – в англоязычных странах ученик к учителю обращается Mrs Parker, поэтому, услышав подобное обращение, учащийся должен сделать правильный вывод.
  • Немаловажно обучать учащихся различать грамматические особенности видовременных форм при определении места действия разговора. Совершенно четко можно понять, что из предложенных выше четырех мест действия, только в кабинете врача будут употреблять Past Simple, так как если врач будет задавать вопросы о том, когда состояние пациента ухудшилось, то в вопросе, начинающемся с вопросительного слова When, далее следует простое прошедшее время.

Все вышесказанное можно отнести и к выполнению остальных заданий на аудирование в формате ОГЭ.

Обучение говорению в формате ОГЭ и ЕГЭ

Обучая говорению, я условно делю этот вид деятельности на две части, которые, по моему мнению, очень помогают друг другу и очень помогают друг другу.

Первый метод очень широко известен и употребляем многими учителями – это перевод законченных предложений с русского на английский язык, но, в обязательном порядке эти предложения должны быть объединены рамками одной грамматической темы. В идеальном варианте этот метод работает, когда учащиеся уже изучили данный грамматический материал давно, и чем больше времени прошло с момента изучения темы, тем действеннее он работает. Например, если в 8 или 9 классе предложить учащимся перевод нескольких предложений с русского языка на английский с конструкцией It takes me five minutes to …, либо  I used to…., либо с существительными, образующими форму множественного числа методом исключений, то можно с уверенностью предположить, что безошибочно, без повторения, эти предложения не переведет из группы никто, либо 1-2 учащихся. Это закономерно, так как данные структуры/слова никак не выделяются в родном языке, и ничего особенного для учащихся они не представляют. Таким образом, очень быстрое повторное объяснение уже изученного материала и предъявление его на перевод действует очень эффективно, в данном случае можно довести навыки перевода до автоматизма, требуя безошибочного употребления данной структуры с опорой/без опоры на схему. Для данного вида работы мне понравилось использовать учебное пособие «Английский язык. Практическая грамматика для ОГЭ и ЕГЭ». – Обнинск: Титул, 2017.  Автор пособия - Словохотов К.П. (Приложение 2, doc.)

Второй метод обучения говорению – коммуникативно-ориентированный метод - побуждение учащихся к коммуникации любым способом – задать ему вопрос, дать тему для говорения, и т.д., но при этом выслушать мнение учащегося до конца, не останавливая учащегося, когда он говорит, не исправляя допущенные в речи ошибки. При этом, допускается переспрашивать, уточнять, т.е. коммуницировать. Данный метод используют в иностранных школах преподаватели - носители языка при обучении иностранному языку. Суть и цель его заключается в реальном общении, исправление ошибок в  речи возможно только впоследствии, после разговора, причем рекомендуется исправить только наиболее грубые, мешающие пониманию, ошибки, мелкие ошибки не нужно исправлять совсем. Этот метод я считаю оправданным, действенным и на самом деле работающим, так как постоянное исправление ошибок приводит к боязни учащихся говорить и нежеланию вступать в коммуникацию. Не чувствуя ситуации успеха, ученик невольно занимается без удовольствия, либо увиливает от обучения.

Данный метод, назовем его условно «свободное говорение», я применяю при обучении формату 2 и 3 задания ОГЭ для формирования и автоматизации навыка говорения. Но, возвращаясь к теме отличий между КИМ ОГЭ и ЕГЭ, отмечаю, что сформированный «речевой позыв» на уровне «Elementary», обязательно нужно отрабатывать в части грамматической правильности на старшей ступени обучения, так как в ЕГЭ требования к устной части гораздо строже, и языковые, лексические и грамматические средства, применяемые учащимися при выполнении задания 2- 4 устной части ЕГЭ должны быть грамматически правильными, иначе учащийся потеряет баллы за лексико-грамматическое оформление речи в 3,4 заданиях и неправильно построенные вопросы в условном диалоге – расспросе не будут засчитаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Использование эффективных методов по подготовке учащихся к ЕГЭ"

В своем докладе я рассказываю как работаю с учащимися 11 классов при подготовке к ЕГЭ...

Доклад с элементами мастер-класса на тему "Этап включения в систему новых знаний и рефлексия"

Работа предназначена для выступления на педсоветах, заседаниях РМО, ШМО. Включает описание 2  этапов урока по ФГОС, и практические приемы их реализации....

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"

Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...

Публичный доклад на тему "Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку"

Публичный доклад на тему "Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку"...

2019 г. Доклад с элементами мастер-класса на ГМО по теме самообразования "Персонализированное обучение в развитии коммуникативной компетенции учащихся"

Персонализированное обучение в развитии коммуникативной компетенции учащихся необходимо, так как каждый учащийся индивидуален, имеет свой способ восприятия и воспроизведения языковой и речевой информа...

Обобщение опыта по теме "Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)" (доклад и презентация, мастер-класс и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение педагогического опыта работы по теме «Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)».  ...