ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Дейкова Людмила Александровна

Данная статья рассматривает специфику организации проектной работы в средней школе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход, развиваемый в рамках ФГОС, позволяет создать систему творческого сотрудничества педагога и учащихся для решения образовательных задач. Статья освещает определенные технологии проектной работы в Симбирской гимназии «ДАР» (г. Ульяновск).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_proektnoy_raboty.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС

PECULIARIRIES OF ORGANIZING PROJECT WORK IN SECONDARY SCHOOLS ACCORDING TO THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Дейкова Л.А., Краснова И.Р.

L. Deikova, I. Krasnova

Россия, Санкт-Петербург,ГБОУ СОШ №321;

Россия, Ульяновск, гимназия «ДАР»,  

Аннотация: Данная статья рассматривает специфику организации проектной работы в средней школе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход, развиваемый в рамках ФГОС, позволяет создать систему творческого сотрудничества педагога и учащихся для решения образовательных задач. Статья освещает определенные технологии проектной работы в Симбирской гимназии «ДАР» (г. Ульяновск).

Annotation: The article deals with the specific trends of organizing project work in secondary schools according to the requirements of the federal state educational standard. The system-activity approach developed within the frames of this standard lets build the system of creative cooperation of a teacher and students for deciding educational tasks. The article spotlights certain techniques of project work in the Simbirsk gymnasium “DAR” (Ulyanovsk).

Ключевые слова: проектная деятельность, учебный проект, тьютор, проектная задача, продукт проекта.

Key words: project activity, educational project, tutor, project task, project product.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на деятельностный подход в обучении. Вaжнейшим становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Одной из важнейших задач является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных). Поэтому стал необходимым поиск адекватных способов и форм организации образовательного процессa, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Одной из таких форм и является проектная деятельность.

 На протяжение 5 лет в Симбирской гимназии «ДАР» активно ведется работа по проектной деятельности. Проектная деятельность в средней школе считается актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Проектнaя деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Таким образом, проектная деятельность может быть рассмотрена с позиций возможности решения очерченных проблем.

Так что же такое учебный проект? Учебный проект – это форма работы, которая ориентирована на изучение учебной темы или учебного раздела, это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального или группового проекта. Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избрaнных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

- отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Защитa проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.

Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится тьютором – действительным организатором совместной работы с учащимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Как руководитель проекта учитель должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.

Процесс проектирования и исследований на протяжении всей основной школы проходит несколько стадий.

Нa переходном этапе (5-6 классы) в учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результaта («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное сaмоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются реперными точками, задать возможные «стратегии» ее решения. Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения. Педагогические эффекты от проектных задач: задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачам. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе; учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания; дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших подростков (5-6 классы) формируются следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему);

-анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось;

- видеть трудности, ошибки);

-целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии способностей детей ставить задачи, искать пути их решения. На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата. Итак, проектные задачи на образовательном переходе (5-6 классы) есть шаг к проектной деятельности в подростковой школе (7-9 классы). На этапе самоопределения (7-9 классы) появляются проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование.

Проектная форма учебной деятельности учащихся – есть система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.

Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт. Проектная деятельность именно на этом этапе образования представляет собой особую деятельность, которая ведет за собой развитие подростка. «Ведущая деятельность» означает, что эта деятельность является абсолютно необходимой для нормального хода развития именно подростков. Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток — автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетенций. А задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Библиографический список:

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117.
  3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
  4. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
  5. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  7. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23

Приложение 1

Анализа работы проектной группы

Комплект №1

В рамках первичного анализа необходимо выявить ожидаемые от проектной деятельности личностные метапредметные результаты групп и каждого обучающегося. Перечислите. Также необходимо обозначить первичную проблематику.

Метапредметные

Личностные

Первичная проблематика

Акцент аналитической работы

Распределение ролей

Примечание

Приложение 2

Комплект №1 тьютора проектной деятельности

Каждая группа тьюторов должна провести встречу с проектными группами на первой недели. Расписание занятий и составы групп учеников необходимо узнать у организаторов проектной деятельности (Карасёва Е.В., Фадеева Н. Э.).

Подготовительный этап:

  • Необходимо подготовить кабинет для групповой работы.
  • Предупредить детей о проведение встречи за день до мероприятия.
  • Забрать комплект заданий (приложение 1) у организаторов проектной деятельности
  • Подготовить необходимый раздаточный материал

Модуль «Открытие кейсов»

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с правилами выполнения проектно-исследовательской работы
  • Ознакомить проектные группы с графиком выполнения исследовательской работы
  • Зарегистрировать без возможности внесения изменений состав проектных групп и темы исследования
  • Открыть проектный кейс и выполнить задания в соответствии с указанными инструкциями
  • Тьюторы обязаны до 15:00 пятницы сдать листы анализа
  • Тьюторам необходимо получить в понедельник новый комплект для выполнения следующего модуля проектной деятельности и  составить расписание встреч  с помощью организатора

Структура модуля:

        Каждая тьюторская группа во время встречи должна ознакомить ребят с правилами выполнения учебно-исследовательской деятельности.  Этапы реализации описаны в отдельном документе.  Каждый педагог должен изучить данную программу и составить вместе с учениками план работу (дорожную карту). Также проектные группы необходимо ознакомить с формами отчётной документации проектной деятельности.

  • Результатом каждого исследования должен быть продукт проекта. Продуктом проекта не может быть доклад, реферат, эссе, анализ, презентация. Что может быть продуктом учебно-исследовательской деятельности? Механизм, аппарат, разработанные методики, информационные программы и приложения, буклет, брошюра, информационный стенд. Продукт проекта должен соответствовать уровню развития учащихся и возрастной категории.
  • Каждая проектная группа должна распечатать и заполнить дневник проекта (приложение 3), тьютору необходимо отслеживать уровень эффективности работы  обучающихся с данным документом.  Дневник проверяется организаторами и тьюторами в рамках всех модулей, ставится средняя оценка. Перед защитой проекта группы должны будут приложить данный документ к отчёту.
  • Кроме продукта проекта учащиеся должны создать отчётную работу по учебно-исследовательской деятельности. Отчёт представляет собой документ, выполненный на нескольких листах. (Times New Roman, 14 шрифт)
    Структура отчёта:
    1. Титульный лист
    2. Цель

3. Задачи

4. Гипотеза

5. Главы (исследование)

6. Заключение

        

Второй этап: открытие кейса для первичного оценивания коммуникативных и личностных данных учащихся. Кейс представляет собой задание, связанное с нахождением решения проблемы, которые могут касаться глобальных вопросов человечества, таких как:

  • Беспилотный транспорт и логистические системы
  • Агропромышленные и биотехнологии
  • Большие данные, машинное обучение и финансовые технологии
  • Когнитивные исследования
  • Космические технологии
  • Нанотехнологии
  • Нейротехнологии и природоподобные технологии
  • Новые материалы
  • Освоение Арктики и мирового океана
  • Персонализированная и прогностическая медицина
  • Современная энергетика
  • Умный город и безопасность

 

Региональных проблем: экологическая ситуация, экономика, культура, социум и т.п.

Внутригимназические проблемы: структура гимназии, образовательный процесс, среда, социум и т.п.

Личностные проблемы: здоровый образ жизни, психология подростка, ораторское искусство, развитие индивидуальности, отношение к социуму и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивная модернизация средней школы на базе нового ФГОС: проблемы и задачи федерального и регионального уровня (Обсуждение материалов социологического исследования).

В настоящее время современное образование подразумевает под собой мотивационно-смысловые и ресурсно-технологические проблемы управления при введении стандартов нового поколения в образовательных учреж...

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС....

Особенности организации проектной работы учащихся по технологии

В настоящее время учебное проектирование все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «Проектирование образовательных результатов профильных направлений обучения в старшей школе в свете внедрения ФГОС среднего общего образования»

В материалах описаны подходы к организации обучения в 10-11 классах в условиях введения ФГОС ССО; представлен опыт работы образовательной организации по организации сетевого обучения....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются практические вопросы организации проектной работы на уроках изобразительного искусства в начальной школе....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)

Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Широко применяется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Развивающи...

Особенности организации проектной деятельности на уроке в средней школе (из опыта работы учителя математики)

В последнее время одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался, как организация  специальной исследовательской деятельности учащихс...