Дидактические аспекты организации самостоятельной работы школьников по иностранному языку.
статья по английскому языку

Самостоятельная работа - органическая часть учебного процесса, в основе ееторганизации лежат общепедагогические принципы. Общепедагогический подход предполагает рассмотрение сущности самостоятельной работы  в единстве трех основных аспектов обучения - предметно-содержательного, организационно-управленческого и личностно-мотивационного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические аспекты организации самостоятельной работы школьников по иностранному языку.

                Самостоятельная работа — органическая часть учебного процесса, в основе ее организации лежат общепедагогические принципы.

                Общепедагогический подход предполагает рассмотрение сущности самостоятельной работы в единстве трех основных аспектов обучения — предметно-содержательного, организационно-управленческого и личностно-мотивационного. Он требует организации деятельности обучаемого в единстве с деятельностью педагога, ибо как часть педагогического процесса самостоятельная работа всегда включает прямое или косвенное педагогическое руководство. Этот подход требует единства методов обучения и способов учения.

                Трактовка предметной сущности самостоятельной работы, ее форм и методов, роли в обучении зависит от общей трактовки учебного процесса, которая претерпевает постоянные изменения. До определенного времени обучение понималось как руководство процессом овладения некоторой системой знаний и способов деятельности. Деятельность учителя была направлена на передачу готовых знаний, организацию тренировки и контроля усвоения. Познавательная деятельность учащихся проявлялась в операциях восприятия информации, ее осмысления, запоминания, воспроизведения, реконструкции. Самостоятельная работа выступала главным образом как способ приобретения и закрепления знаний, применения их на практике. На первый план в организации самостоятельной работы ставилось содержание обучения. Задания для самостоятельной работы носили преимущественно репродуктивный и реконструктивный характер.

        Научно-технический прогресс значительно усложнил учебный процесс. Возрос объем информации, ускорился процесс ее обновления. Все это внесло свои коррективы в трактовку общей концепции обучения, его целей и задач, содержания, методов и средств.

                Современный подход состоит в том, что обучение рассматривается как процесс формирования познавательной деятельности, подготовки к самостоятельному поиску и извлечению информации, сознательному творческому ее использованию, как процесс формирования учебных умений, обще интеллектуальных умений, профессиональных умений и навыков. В деятельности учителя происходит переориентация — от передачи знаний к управлению процессом формирования познавательной деятельности. Увеличивается доля творческих видов работы.

        При таком подходе возрастает роль самостоятельной работы. На первый план выступает процессуальная сторона обучения. Усложняются задачи самостоятельной работы. Они связываются и с усвоением знаний, и с развитием творческих способностей учащихся. Задания для самостоятельной работы включают в себя как овладение конкретными способами решения учебно-познавательных задач, так и ориентируют на самостоятельный поиск их решения.

                Современный подход к обучению трактуется и как процесс управления формированием личности. Период учебы является наиболее плодотворным для всестороннего развития школьника. Усиливается мотивационный аспект обучения, воспитывающий характер содержания и методов. С этих позиций самостоятельная работа выполняет функции формирования самостоятельности и активности личности, формирования потребностей и мотивов, выработки оценочных суждений, подготовки школьников к продолжению учебы.

                Таким образом, самостоятельная работа играет важную роль в реализации основных функций обучения: воспитывающей, развивающей, обучающей, контролирующей, функции подготовки к самообразованию, профессиональной подготовки. Поэтому самостоятельная работа рассматривается как обязательный компонент в структуре учебного процесса. Ученик становится центральным звеном. Его учебно-познавательная деятельность складывается из учебных действий и операций, направляемых учителем и выполняемых при его непосредственном участии и контроле, и самостоятельной работе, выполняемой при косвенном руководстве учителя.

                Самостоятельная работа — это прежде всего индивидуальная работа по усвоению, тренировке, применению, творческому использованию знаний, овладению навыками и умениями.

        Самостоятельная работа занимает  значительное место в обучении любому предмету школьного цикла. Ее организация зависит от целей и задач обучения предмету, его специфики. В практическом курсе иностранного языка самостоятельная работа играет большую роль. В условиях массового обучения успех во многом зависит от того, как организована самостоятельная работа. Она преследует цель учить школьников овладевать иностранным языком, поддерживать и совершенствовать достигнутый уровень иноязычных навыков и умений.

                Общеизвестно, что иностранный язык обладает большим потенциалом в плане воспитания и развития учащихся, а длительность курса создает благоприятные условия для последовательной и систематической реализации указанных выше функций обучения в процессе организации самостоятельной работы по иностранному языку.

                Специфика иностранного языка как учебного предмета, которая проявляется прежде всего в его деятельностной природе, целевые коммуникационные установки на обучение общению задают ориентиры на операционный аспект обучения. Ведущими функциями учителя иностранного языка признаются коммуникативно-обучающая и организующая. Все это создает определенные предпосылки для успешной организации самостоятельной работы. Однако следует признать, что в изучении иностранного языка учащимся больше всего недостает именно самостоятельности.

                Выполнение самостоятельной работы по иностранному языку — это решение учебно-познавательных задач, направленных на формирование общих учебных умений: умений планировать свое время, ориентироваться в учебном материале, работать с книгой и т.п. - и специфических учебных умений: умений работать с лексикой, грамматикой, текстом, осуществлять самоконтроль и т.п. Условиями успешного решения учебно-познавательных задач являются: высокая мотивация, четкая постановка цели, наличие ориентиров или способности вести самостоятельный поиск путей решения, организации контроля.

                В соответствии с общепринятой классификацией типов самостоятельных работ, в основе которой лежит соотношение воспроизводящих и творческих видов учебной деятельности, выделяются тренировочные, реконструктивные и творческие задания.

                Задания тренировочного характера выполняются на основе копирующей и воспроизводящей форм деятельности. В практике обучения иностранному языку они нацелены, в частности, на формирование фонетических и орфографических навыков как основы более сложных учебных умений. Такие задания могут выполняться устно на уроке с помощью аудиозаписей с использованием таких установок, как: «Слушайте», «Слушайте и повторяйте за диктором», «Повторите и скорректируйте», «Слушайте и читайте за диктором», «Прослушайте и прочитайте» и т.п., и письменно дома — с помощью учебника и использования таких установок, как: «Спишите», «Выпишите...», «Напишите и проверьте» и др. Задания тренировочного характера преобладают на самом начальном этапе обучения и имеют место на последующих этапах как подготовительная работа  к выполнению более сложных заданий. На начальном этапе они играют роль формирования первичных учебных умений, самоконтроля, на последующих этапах — способствуют восстановлению, коррекции и совершенствованию учебных умений. Целевые установки при организации таких заданий могут быть мотивированы как общей задачей, стоящей перед изучением иностранного языка, - научиться слушать, правильно произносить, писать, так и частной, конкретной задачей — научиться распознавать на слух определенные звуки, слова, фразы, писать буквы, слова и т.д. Обязательные условия выполнения тренировочных заданий — наличие четкого образца для копирования (устного или письменного), многократность повторения, сочетание самоконтроля с внешним контролем.

                Задания реконструктивного характера выполняются на основе преобразующего воспроизведения, зачастую с элементами творчества, будучи ориентированными прежде всего на форму или на форму и содержание. Примером относительно простых видов заданий такого типа являются задания на идентификацию и группировку («Из данного списка выпишите слова по теме «Спорт», «Прочитайте и перепишите слова, сгруппировав их по типу ударного слога», «Посмотрите, прочитайте и выбирите предложения для описания внешности мальчика» и т.п.) Суть преобразования (реконструкции) в данном случае состоит в том, что требуется изменить (преобразовать) данный порядок слов в предложении или порядок предложений в тексте в соответствии с заданием. Другим пример примером заданий для самостоятельной работы реконструктивного типа являются упражнения на задание пропусков, подстановку, трансформацию и некоторые другие.

                Самостоятельная работа с учебными текстами также носит преимущественно реконструктивный характер: ее основу составляет идентификация фактов, воспроизведение и реорганизация или реконструкция предложений («Прочитайте и скажите...», «Прочитайте и ответьте на вопросы», «Задайте вопросы»). Задания реконструктивного характера выполняются всеми учащимися индивидуально в условиях преимущественно домашней работы в письменной форме. Они подготавливают учащихся к творческой работе и могут выполняться как отдельно, так и в комплексе с заданиями тренировочного характера (второе предпочтительно, поскольку это усиливает мотивационный аспект самостоятельной работы).

                Задания реконструктивного характера мотивируются задачей перспективного использования данных форм или информации, новизной, а также отметкой, поскольку они должны подкрепляться внешним контролем. Обязательным условием организации самостоятельной работы этого типа является наличие непосредственных опор выполнения данного задания и умение работать с учебником, вести самостоятельный поиск и находить решение с помощью словаря, грамматического справочника, таблиц и других справочных материалов учебника. Важно при этом не оставлять непонятным или неопознанным ни одно слово, ни одно предложение, вести индивидуальный словарь забытых слов, выполнять индивидуальные задания по коррекции и предупреждению ошибок. Поскольку преобладающей формой выполнения таких заданий являются письменные работы они легко поддаются учету, контролю и оценке. В классный журнал должны периодически выставляться оценки за самостоятельную работу, которые учитываются при подведении итогов за четверть и за год.

        Творческие задания для самостоятельной работы нацелены на содержательную сторону устной и письменной речи, на углубленное понимание и толкование информации, заложенной в тексте, решение коммуникативных задач в устном общении. Такие задания преобладают на продвинутом этапе (8-11 классы) и выполняются на основе систематизации усвоенных ранее языковых знаний, иноязычного опыта и обще интеллектуальных умений.

                Творчество — это самостоятельный поиск, индивидуальность, инициатива. Для организации творческой работы характерна ситуация выбора — задания, текста, ориентиров. Такая ситуация особенно благоприятна для работы над разговорными темами в классе. Задания к текстам для чтения носят творческий характер, если они нацелены не просто на распознавание фактов, воспроизведение и реконструкцию текста (ответить на вопросы, задать вопросы), а на использование дополнительного материала, выработку оценочных суждений, например: «Прочитайте и закончите рассказ», «Прочитайте и дайте дополнительную информацию о Джеке Лондоне», «Прочитайте и скажите, почему...». Такие задания представляют значительные трудности для учащихся и, как правило, лишь немногие могут полностью самостоятельно справиться с ними. Другим учащимся необходимо дать советы, инструкции, ориентиры. При этом важно приучать старшеклассников пользоваться не только учебником, но и двуязычными словарями (англо-русским и русско-английским), дополнительными источниками информации, заданными логико-синтаксическими, логико-функциональными схемами в качестве ориентиров для подготовки высказывания.

                Таким образом, для самостоятельной работы по иностранному языку характерна учебная деятельность по тренировке, применению, творческому использованию учебного материала. Основными видами самостоятельной работы являются задания тренировочного, реконструктивного и творческого характера, которые могут выполняться в классе и дома, устно и письменно.

                Особое место в системе заданий для самостоятельной работы составляет домашнее задание. Это специфическая для иностранного языка форма самостоятельной работы требует специального рассмотрения. В ней фокусируются все учебные умения, все типы и виды самостоятельных работ.

                Определенная система самостоятельной работы по предмету заложена в учебно-методических комплектах. Основными средствами организации самостоятельной работы являются учебные пособия и учебники. Главная роль, на мой взгляд, принадлежит учебнику иностранного языка, поскольку из всего богатого арсенала средств обучения, которые входят в состав УМК, именно учебник адресован ученику и должен быть ориентирован на самостоятельную работу школьников в классе и дома. В силу специфики иностранного языка учебник не может обеспечить решение всех задач, стоящих перед обучением данному предмету, он предназначен главным образом для обучения чтению и использованию письма как средства, помогающего усвоить и осмыслить употребление языкового материала. Тем не менее, учебник должен быть надежным помощником при выполнении самостоятельных заданий по устной речи, особенно в условиях домашней работы.

                Учебник должен последовательно, год за годом наращивать потенциал самостоятельной работы в учебном процессе. Это представляется тем более важным, что курс иностранного языка в средней школе, не является узко функционально направленным и будучи очень растянутым во времени, задает лишь основы владения языком, базу для дальнейшего совершенствования  и использования иностранного языка как источника информации и средства общения.

                Учебник должен быть адресован не только идеальному ученику, который проявляет максимум активности на каждом уроке, хорошо удерживает в памяти отдельные единицы и цельные образцы речи, четко фиксирует в сознании все указания и пояснения учителя, легко ориентируется в учебнике, но и задавать условия для самостоятельного восполнения пробелов у отдельных учащихся, преодоления возникших у них трудностей.

                Основы самостоятельной работы закладываются на начальном этапе обучения. Как показывает опыт и наблюдения, учащиеся не проявляют большого интереса к самостоятельной работе, получая на уроке все в готовом виде, при выполнении домашней работы они чувствуют себя беспомощными.

                Самостоятельная работа на этом этапе носит тренировочный и реконструктивный характер, но задания для самостоятельной работы в учебнике ориентируют главным образом на предметную сторону — что делать, без достаточно четко выраженной операционной и мотивационной сторон — как и для чего. Так, например, упражнения в конце раздела учебника, предназначенные для домашней самостоятельной работы, имеют целью закрепить на письме то, что отрабатывалось на уроке устно. Установка «закрепить» ориентирована на учителя и недостаточно убедительно мотивирует работу учащихся дома: если они хорошо научились выполнять действия или операции по использованию грамматических форм на уроке, то дома такая работа не будет выполняться с большим напряжением внимания, если же действия не усвоены на уроке, то учащиеся могут не справиться с заданием, поскольку они поставлены а неадекватные условия — лишены того многообразия средств, которые использовались на уроке (доска, иллюстративный материал, пояснения, коррекция в ходе тренировки). Большой временной разрыв между уроком и выполнением домашней самостоятельной работы (особенно при двух уроках в неедлю) снижает устойчивость ориентиров, заданных на уроке. К таким заданиям я отношу упражнения на заполнение пропусков артиклями, предлогами, глаголами, конструирование вопросов и другие. Они рассчитаны в основном на внешний отсроченный контроль — учитель собирает тетради, корректирует и оценивает письменные работы. Все это свидетельствует о том, что выполнение самостоятельной работы конструктивного характера не полностью обеспечено с точки зрения мотивационного, операционного и контролирующего аспекта организации самостоятельной работы.

                Домашние задания реконструктивного характера с элементами творчества типа: «Прочитайте и перескажите текст...» (текст предъявляется впервые) — представляют определенные трудности для большей части учащихся. Они еще не обеспечены надежной и устойчивой базой (среднее звено) — комплексом необходимых учебных и обще интеллектуальных умений. Контролировать такие задания довольно сложно. Практически на уроке эта работа выполняется заново под руководством учителя.

                При планировании самостоятельной работы в книгах для учителя наблюдается разрозненность заданий, что также снижает ее продуктивность.

                Вопросы организации самостоятельной работы по иностранному языку еще требуют углубленного изучения.

                Велика  роль и самого учителя в организации самостоятельной работы, поскольку он хорошо владеет не только самим предметом обучения, но и конкретной учебной ситуацией — знает интересы, возможности, способности, уровень достигнутого, недостатки и недоработки каждого ученика. Однако по своей сути самостоятельная работа — это прежде всего работа, выполняемая без непосредственного участия учителя, и учебник должен быть надежной базой организации и управления ею. С этих позиций, на мой взгляд, учебники иностранного языка должны иметь русско-иноязычный словарь (учебники французского языка Кулигина не имеют), грамматический справочник, построенный по принципу коммуникативной грамматики, позволяющий быстро распознать грамматическую форму в процессе чтения и скорректировать подготовленное устное высказывание, а также набор клишированных выражений, позволяющих передавать коммуникативное намерение говорящего (выражение согласия, несогласия, оценочные суждения и пр.).

                Общие задачи учителя в организации самостоятельной работы по иностранному языку можно определить следующим образом. Первая задача состоит в том, чтобы научить школьников работать с учебником, познакомить с его структурой, особенностями организации материала в каждом разделе, научить пользоваться словарем, справочным материалом учебника, таблицами, правилами, находить путь преодоления встретившихся трудностей. Учащиеся старших классов должны получить представление о разных типах словарей — двуязычных, одноязычных, специальных, а также грамматиках и разговорниках. Вторая задача стоит в том, чтобы готовить учащихся к работе с иностранным языком без учебника. На выпускных экзаменах по иностранному языку навыки и умения учащихся проверяются без учебника, и учащиеся должны быть готовы к этому.

                Определение роли, места, задач самостоятельной работы еще не гарантируют успеха. Необходим постоянный поиск, исследование вопросов, которые на первый взгляд кажутся уже давно решенными.

                Итак, с обще дидактических позиций самостоятельная работа по иностранному языку охватывает целый комплекс учебных и обще интеллектуальных умений, а также специальных умений пользоваться иностранным языком в определенных сферах коммуникативной и профессиональной деятельности. К факторам, снижающим эффективность самостоятельной работы в практическом курсе иностранного языка, следует отнести:

•        слабую мотивацию учения школьников,

•        отсутствие или неполноту ориентиров и речевых опор,

•        временной разрыв между ориентировочными и исполнительными действиями,

•        отсроченный контроль,

•        разрозненность заданий для самостоятельной работы,

•        отсутствие необходимых справочных материалов в учебнике,

•        недостаточную обеспеченность школ учебными пособиями, справочной литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку в системе СПО

Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить студентов использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, а т...

Презентация тема: "Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку"

В обучении иностранному языку все большее внимание уделяется самостоятельной работе. Это связано со многими факторами, и прежде всего с тем что, в современном мире недостаточно просто обладать знаниям...

Cовременный урок информатики в контексте требований фгос: аспекты организации самостоятельной работы обучающихся

ФГОС регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки учащихся по обязательной и вариативной частям разработанной образовательной программы по информатике...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности для специальности 29.02.09 Печатное дело

В соответствии с требованиями ФГОС среднего про­фессионального образования образовательное учреждение при фор­мировании основной профессиональной образовательной программы обязано обеспечивать...

Современный урок информатики и ИКТ в контексте требований ФГОС: аспекты организации самостоятельной работы обучающихся.

Достижение новых результатов образования в школе от учителя требует использование современных образовательных технологий, методических приемов и методов, которые будут формировать самостоятельного доб...