Использование технологии педагогических мастерских на уроках иностранного языка
методическая разработка по английскому языку (11 класс)

Филонич Андрей Васильевич

Мастерская -одна из технологий личностно- ориентированного обучения, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка24.88 КБ

Предварительный просмотр:

        Филонич А.В.                                                           Учитель английского языка                                        ГБОУ ЦО № 162        

Санкт- Петербург

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Смысл образования в XXI веке, по всеобщему признанию, заключается в том, чтобы воспитать и обучить человека, способного к самоопределению, навыкам самостоятельной деятельности. Современное общество испытывает потребность прежде всего в людях с высоким уровнем социокультурного развития, ответственности, способности к активной самореализации. Вследствие этого возникает объективная необходимость в обновлении образования. В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой жизни.                                 Подлинное обновление образования требует новых методологических оснований. Востребованные временем личностные качества не могут быть «сформированы» усилиями педагогов, внешними по отношению к личности, - лишь сам человек способен выработать их у себя. В последнее время в отечественных педагогических публикациях проводится положение о том, что попытки обновления образования в нашей стране не могут быть эффективными без признания определяющей роли активности личности в ее становлении. Успешность этих попыток может быть обусловлена утверждением идеи саморазвития личности ребенка в качестве важнейшего методологического основания этого обновления, а также соответствующим научно-методическим обеспечением данного процесса в школьной практике.        Сам смысл образования, деятельности учителя сегодня не в том, чтобы «вооружить» человека знаниями и опытом, а в том, чтобы помочь развить механизмы целенаправленного саморазвития, которое будут продуктивно действовать в самых сложных обстоятельствах. Именно поэтому педагогическое мастерство, обеспечивающие активизацию саморазвития школьников, современная психолого-педагогическая наука считает важнейшим компонентом новой педагогической компетенции учителя. При таком подходе к образованию школа начинает осознавать себя и развиваться не как место и время обучения ребенка, а как пространство его взросления.        Серьезная проблема современной педагогики в целом и каждой школы, и каждого педагога в частности – это система, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса, пока не реализуется на практике в должной мере. Задумываясь о работе с детьми, учителя-практики перечисляют, что в традиционной школе для нас неприемлемо: трансляция учителем лишь предметных знаний, пассивность учеников, один и тот же способ и темп работы для всех детей в классе.                                                                        Многие из этих проблем позволяет решить педагогическая технология французских мастерских. Она придется по душе тем учителям, кто хотел бы не просто сообщать ученикам информацию, а передавать разнообразные способы учебной деятельности. Мастерская – одна из технологий личностно - ориентированного обучения, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой – либо цели. Такие технологии называют антропоцентрическими.                                                                        Слово «Мастерская» появилось в отечественной педагогике в начале 1990-х годов как термин французской группы «Новое образование» («Демарш» - движение вопреки всему, в обход), как калька с французского языка. Слово это обозначает новый тип занятия, основанный на гуманистической философии. Французская группа нового образования ЖФЭН возникла в 20-х годах 20 века. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Представители ЖФЭН считают, что изменить общество можно, только коренным образом изменив образование. Группа разработала технологию «Ателье», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. По мнению А.К.Колеченко, «Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе мастерских учащиеся также обучаются осознавать свои психические состояния и учатся ими управлять. Технологии проведения мастерских разработаны хорошо. Но есть еще перспективы в этом направлении. Временные затраты оправдываются развивающими, воспитывающими результатами». [ 3, 274].                                                        В своей книге «Практика обучения: современные образовательные технологии» Д.Г. Левитес дает следующее определение данной технологии: «Мастерская – это иная форма организации учебного процесса. От урока мастерская отличается так же, как военные учения от реального боя, как аквариум от природного водоема, как ученический фортепианный этюд от джазовой импровизации мастера». [ 2, 110].        Мастерская – это та педагогическая технология, которая по своей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые стратегией модернизации образования отмечаются как важнейшие. Рассмотрим цели технологии педагогических мастерских в сравнении с целями традиционной технологии.

Цели технологии (в сравнении с традиционной)

Традиционная технология  

Технология педагогических мастерских

Формировать гармоническую личность

Создавать условия для самореализации обучающихся

Дать знание по конкретному предмету или теме

Предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира.

Проконтролировать и оценить сделанное

Реализовать возможности самооценки и саморазвития.

Сформировать умение

Помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

Таким образом, в традиционной системе познания учитель принуждает, вынуждает, властвует над волей ребенка.                                                Исходя из целей мастерской, ученик строит свой путь познания и проживает, «выращивает» свои знания. Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод. В работе педагогической мастерской большая роль отводится мастеру- учителю, который:                                                                                                 1. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении                                                                                                2. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).

3. Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не торопится отвечать на вопросы.

4. Необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.

5.  Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, ругает, не выставляет оценок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося.  

Технология позволяет решить задачи:                                                         -личностного саморазвития;                                                                 -образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;                                         -функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;                                         -культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;                 -социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знания.                                                          Существует четкий алгоритм построения мастерской.

Этапы работы мастерской                                                                                1. Индукция – создание эмоционального настроя, личностного отношения к предмету, введение в ситуацию, в тему мастерской. Задания должны быть максимально неожиданные. Любое средство (слово, звук, предмет, текст, картинка, видео) приемлемы для наведения на разговор.                2. Самоконструкция – индивидуальное задание, направленное на активизацию субъектного опыта, создание индивидуального мини-проекта.                3. Социализация – выход в социум, сопоставление своего знания и знания своего товарища, представление своего результата самоконструкции, обогащение своего знания.                                                                        4. Социоконструкция – работа в группах, выработка групповой позиции по данному вопросу.                                                                                5. Групповая социореализация – представление результатов работы группы.                                                                                                6. Разрыв – внутреннее осознание неполноты своего знания или возникновение информационного вопроса.                                                        7. Рефлексия – самоанализ своей деятельности, осознание, что происходило на мастерской.                                

Что касается изучения иностранного языка в школе, то для реального овладения важна ориентация на личность ученика; на первое место выступает практическая направленность урока, т.е. формирование навыков и умений использовать иностранный язык как средство общения. «Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит активный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка». [6, 20]. Учитель-мастер должен стремиться к созданию атмосферы, при которой учитель и ученики являются речевыми партнерами. Важна также комплексность урока: каждая доза речевого материала пропускается через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают. Таким образом, комплексность- это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании одного из них. Язык должен выступать не только как цель, но и средство обучения, использоваться для раскрытия творческого потенциала учеников. Всем этим критериям как нельзя лучше соответствует технология педагогической мастерской. Она позволяет учащимся овладевать различными аспектами иноязычной речи в процессе общения, создания творческих работ, через обсуждение и рефлексию.                         В качестве иллюстрации использования данной технологии хотелось бы привести разработку урока.

11 класс, «Отношения в семье», УМК «Spotlight», Афанасьева О.В. и др.

Цель урока: развитие коммуникативной компетенции

Задачи:

  1. закрепить лексику по теме
  2. развивать умение работать с аутентичным материалом
  3. способствовать развитию творческого мышления
  4. развивать умение вести диалог, работать в команде

Технологическая карта урока

Технологический этап

Действия учителя

Действия учащихся

время

Индукция

Показ видеосюжета «Отношения в семье». Побуждает выразить свое отношение к изучаемой теме.

https://youtu.be/beuvyZfBFGQ

Смотрят и догадываются о теме урока. Высказывают мнения об отношениях в семье.

3 мин

Самоконструкция

Просит записать слова и выражения по теме урока.

Вспоминают и записывают слова и выражения по данной теме.

5 мин

Социоконструкция

Организует работу в парах: чтение текстов из учебника (стр.10-11).

Работают в парах по заданию

5 мин

Социализация

 Просит учащихся разделиться на группы 3-4 человека и написать текст по теме «Идеальная семья».

Работают в группах, создают тексты.

10 мин

Афиширование

Просит представить резуль-

таты работы групп

Представляют результаты.

10 мин

Рефлексия

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по

поводу совместной деятельности

Осуществляют рефлексию.

3 мин

⃰ Сиквейн- пятистишие, которое строится по следующему шаблону:                    1 строка- одно слово, выражающее главную тему синквейна;                          2 строка-  два прилагательных, выражающих главную мысль;                                 3 строка- три глагола, описывающие действия в рамках темы;                                    4 строка- фраза, выражающая авторское отношение к теме                                         5 строка- заключение, в форме существительного (ассоциация с первым словом)                                                                                                                                               Литература                

1.  Педагогические мастерские «Франция-Россия» / Под редакцией Э.С. Соколовой. - Москва: Новая школа, 1997.                                                2.  Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 1998.                                                                                3.   Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб.: КАРО, 2002.                                                                                                4.  Щепкина Н.К. Современные педагогические технологии в обучении. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т,2005.                                                        5.  Афанасьева О.В. и др. Английский в фокусе. 11 класс. - М.: Express Publishing, Просвещение, 2009.                                                                        6. Сафонова В.П. Современный урок иностранного языка. — М.: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии педагогических мастерских на уроке литературы.

Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позв...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

СОДЕРЖАНИЕ    Введение 1.      Обоснование выбора технологии «Педагогическая мастерская»2.      Обоснование выбора тем ...

Использование технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла

Возможность использовать технологию педагогических мастерских на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования....

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.

Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...

Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"

Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка....