Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
статья по литературе (10, 11 класс) на тему

Шейда Галина Андреевна

Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастерских позволяет организовать новый способ познавательной деятельности обучающихся на уроках. Данная работа в краткой форме знакомит с системой проведения уроков  литературы, которые становятся уроками – открытиями. На таких занятиях  ученики учатся высказывать свои мысли, смело дискутировать и выступать в роли консультантов, собеседников и   самостоятельно добывать знания.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии педагогических мастерских на уроках литературы  для формирования  и развития  интеллектуальных и коммуникативных компетенций учащихся старших классов.

Галина Андреевна Шейда,

учитель русского языка и литературы

Мы много говорим о том, что сегодня школе изменилась, изменились дети, родители стали другими. И что же?  Сетовать  на «век нынешний и век минувший»? Мы, педагоги,  поставлены в условия, когда необходимо отказаться от тех привычных рамок в обучении, которые сковывают процесс обучения,  и найти новые методы, которые подходят к требованиям современного дня.

 В основе преподавания литературы всегда лежал принцип ориентации на развитие творческих сил ученика. Еще Е.Н.Ильин утверждал: «Урок литературы только тогда воспитывает и вызывает интерес, когда он идет не от привычных штампов и формальных учебных вопросов, а от "безответных" нравственных проблем, обсуждение которых ставит старшеклассника  в активные личностные отношения с писателем и его героями».

Новый способ  организации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы сегодня  возможен при применении технологии педагогических мастерских.

На уроке, построенном на принципе педагогических мастерских,  ученик   имеет активную позицию,  он не   принимает готовые знания, о сам    становится творцом своих новых знаний.

Методисты и учителя – практики выделяют следующие типы мастерских:

1. Творческие мастерские обобщение и систематизация знаний по теме.  

(на уроке решаются репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного);

2. Автор и его творчество. Обзорные темы.  

3. Научные исследования.  Работа с литературоведческим материалом,  анализ крупных произведений  
4. Система образов.   Сопоставление или противопоставление главных героев произведения.  
.
5. Художественное произведение – комплексный анализ небольших по объёму прозаических и поэтических произведений.
 

6. Поэтическая мастерская – составление тематических поэтических сборников известных авторов, их защита, анализ авторских поэтических текстов, сочинение собственных, работа с теорией литературы. 
7. Мастерская – экскурсия. Заочная (виртуальная) экскурсия на родину писателей и поэтов или по описанным в произведениях городам.  
8. Интегрированная мастерская.

 Уроки- мастерские  требуют долгой подготовки, и провести за четверть можно не больше одного-двух. Старшеклассники с удовольствием   работают на нестандартных уроках,   творчески подходят к их подготовке.   Но, если ученики знают, что предстоит участвовать в уроке – мастерской,  –  они уверены, что  их  ждет очень интересное и необычное занятие.   В моей педагогической копилке есть  разработанные конспекты уроков – мастерских по литературе в 10 и 11 классах по разным темам:  изучение лирических и эпических  произведений,   обзор определенной  темы и обзор  определенного периода в истории   литературы. Опыт показывает, что  эту технологию можно использовать при изучении новой темы, при повторении и закреплении изученного материала.  На  таком уроке  учитель выступает в новом качестве: становится консультантом,  советником и  собеседником. На  уроке обязательно создается особая  эмоциональная атмосфера,  которая помогает ученику быть свободным, высказываться, не боясь ошибиться

Считаю: технология привлекательна для учителя тем, что все уроки    подчиняются  своим внутренним законам, поэтому готовлю их, заранее представляя структуру.

  Методисты  выделяют  следующие этапы мастерских:

  • индукция - создается эмоциональный настрой и мотивация к творческой деятельности;
  • деконструкция - возникновение проблемной ситуации, отделение известного от неизвестного, создание информационного запроса;
  • реконструкция - выдвижение гипотезы, способов ее решения создание своего мира: рисунков, рассказов  и т.д.;
  • социализация - соотнесение своей деятельности с деятельностью других учеников и представление окончательного результата;  
  • афиширование - наглядное представление результатов деятельности обучающихся и учителя;
  • разрыв - высшая точка творческого процесса. Осознание неполноты своих знаний и побуждение к поиску ответов;
  • рефлексия - анализ своей деятельности, обобщение чувств, возникших в ходе мастерской.

Эти этапы являются  важными,    необходимо их придерживаться, иначе  не будет достигнут  результат.   Но   отмечу, что время  отводится  на один и тот же  этап  на каждом уроке разное, нельзя хронометрировать жестко, иначе не получится свободного обмена мнениями и общения.  Занятия в мастерских  я строю  на принципах трех «СО»: сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.    

         Главное в уроке – мастерской  - создание эмоционального настроя. Только тогда  атмосфера урока будет способствовать  творческому  развитию учеников. Вот некоторые классические приемы, которые помогают и детям и мне настроиться на урок:

- На фоне мелодии учитель читает отрывок из стихотворения  С.Гудзенко «Нас не нужно жалеть» (?» (Лирика периода 1941 -1945 годов)

- Чтение стихотворения  Б.Окуджавы «У поэта соперников нету…» (Тема любви в творчестве В.Маяковского»)

-Чтение отрывка из поэмы А.Ахматовой «Реквием» (Анализ рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

-Прослушивание записи песни Б.Окуджава «Пока земля еще вертится» (Анализ рассказа А.П.Чехова «Ионыч»)

-Прослушивание  записи песни А.Пахмутовой  «Главное , ребята, сердцем не стареть» (Поэтический бум. Поэзия оттепели).

Целью мастерской является развитие творческих способностей учащихся. Эта цель реализуется через задания,  стимулирующие творческую мысль ученика, подталкивающие его к самостоятельному добыванию знаний.

Задания, помогающие  назвать тему урока.

- Какую     тему урока вы предложили  бы своим одноклассникам?  (Анализ  рассказа Чехова «Ионыч»)

-Как бы назвали урок вы, чтобы рассказать об одном герое? ( История очарованного странника)

-Сформулируйте тему урока, чтобы отразить проблему выбора (С кем вы: с Лукой или Сатиным?)

Задания, определяющие  пути анализа произведения:

 -Мы будем анализировать  рассказ  с точки зрения сочетания разных видов анализа:  концептуального,        анализа  внутренней формы произведения, анализа организационной  формы произведения (Анализ  рассказа А.П. Чехова «Ионыч»)

- Индивидуальное    задание на   урок для учащихся  с повышенной мотивацией к изучению литературы: 

1 ученик - анализ произведения  с точки зрения уровня организации произведения как художественного целого;

2 ученик - характеристика главного героя, анализ приемов создания художественного образа человека;

3 ученик - значение произведения  и его роль в   литературе  ХХ века.

( Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Мастерские предусматривают вовлечение ребят в исследовательскую деятельность:

- В конце урока   предлагаю учащимся  решить исследовательскую задачу: Почему рассказ А. П. Чехова называется «Ионыч»?

- Проведете  исследование -  определите  жанр произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича , найдите  в произведении черты повести и черты рассказа,  обоснуйте  свою точку зрения.  

- Устно порассуждайте:  «Нужна ли поэзия на войне?»  

  Использование технологии педагогических мастерских  позволяет не только развивать творческие способности учащихся, но и воспитывать у них умение слушать, общаться, вести диалог, уважать мнение других. Этому способствуют   проблемные вопросы,  ответ на которые  у каждого ученика может быть свой.  

Проблемные вопросы:

- Чему может научить читателя  в 21 веке этот  задумчивый,  мудрый человек, живший на рубеже   веков девятнадцатого и двадцатого? (Анализ  рассказа А.П. Чехова «Ионыч»)

- В лагере человек оказывается перед великим выбором,  если он выбирает жизнь «любой ценой», то в результате теряет совесть.   Другой путь приводит к нравственному восхождению и внутренней свободе.      Проблема выбора существует только в лагере? Сегодня  в повседневной жизни так не бывает?   ( Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

- Почему так трудно жилось поэту? Каким он был? (Тема любви в творчестве В.Маяковского)

Проблемный вопрос  должен  быть интересен  и понятен ученику, тогда работа на уроке может  перейти от простой беседы к  жаркому диспуту.

Этап афиширования становится на уроке самым интересным и запоминающимся. Учащиеся предлагают свой вариант ответа, который они получили в ходе работы в группах или по вариантам.

Варианты заданий для работы в группах:

-Проведите сопоставительный аспектный анализ двух стихотворений:

В.Маяковский «Лиличка! Вместо письма» и С.Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных»

-  Обвините  или  защитите доктора  Дмитрия Старцева.

- составьте   мини-проект -  опорный  конспект  по теме урока, пользуясь различными источниками, в котором отразите следующее :

  • Тематик у    лирических произведений периода 1941-1945 годов;
  •  Отразите  своеобразие лирического героя;
  • Укажите  мотивы военной лирики.

На уроке очень важно научить учащихся      быть готовыми   к самоанализу и самопознанию. Этому способствуют  письменные задания, предложенные   для  выполнения по выбору учеников.

Письменные задания на выбор:

  • Урок на тему: «Лирика периода 1941-1945 годов»

Напишите небольшое рассуждение (5-8 предложений)  на темы:

-Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?

-В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

-Кто  главный герой поэзии, опаленной войной?

  • Урок на тему «Тему любви в творчестве В.Маяковского»

Опираясь на изученные стихотворения и  свой эпиграф, напишите  творческую работу по выбору:

«Слово о поэте»

«Гимн любви….»

«Размышление  о судьбе  поэта»

Очень важно, чтобы после урока ученикам была предоставлена   возможность испытать особое чувство рождения собственного, глубоко  личного   текста. Ученики выбирают задания разной сложности, учитывая свой уровень знаний.  Работы, которые выполняют старшеклассники  после проведения таких уроков, отличаются  искренностью и неожиданными  выводами.

Особый этап работы мастерских – рефлексивная деятельность, которая проводится в письменной или  устной форме.  Этот этап урока обязательно предусматриваю и провожу, иначе не возникнет состояния искренности и откровения при выполнении домашнего задания.    

  Работу в мастерской трудно оценить стандартно, оценкой «5», «4», «3». Это позволяет ученику чувствовать себя свободно, не бояться ошибок, высказывать свои мысли вслух.   Все действия обучающихся в мастерской поощряются положительной установкой, педагогической поддержкой учителя.  Помогает  объективно оценить  работу учеников оценочный лист. Приложение к уроку – мастерской.

Приложение

Лист оценки работы на уроке __________________________________

                                                                           Фамилия, имя ученика

Тема урока ________________________________________________

Оцени свои  знания, в трудных случаях оценку помогут получить товарищи

Девиз урока

Сотрудничество , сотворчество,  совместный поиск

  Пожелания  учителя

Я  верю, что ты будешь на высоте во время урока

Этапы урока

Самооценка  

Оценка  товарища

Оценка  группы

Оценка  учителя

Общая  оценка

1.Выразительное чтение наизусть

2.Знание теоретического материала

3.Составление конспекта

4.Письменная работа

5.Участие  в  беседе

6.Активность на уроке

Ученикам всегда предлагаю провести самооценку своей деятельности на уроке, но главное – оценить свои мысли и чувства.

- Ваше впечатление от стихотворений, прозвучавших на уроке?

-Какие  вопросы вы  зададите  автору произведения?

-Что нового открыли  вы для себя на уроке?

-О чем задумались, читая произведение?

-Какие умения приобрели во время урока?

 Результатом работы каждой мастерской  стараюсь сделать  продукт коллективного творчества:  

  • круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);
  • собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения,   рисунки, опорные конспекты, кластеры)

Главным результатом уроков - мастерских становится проявление интереса к личности поэта или писателя, желание больше, глубже узнать и понять творчество.

Уроки, проведенные  в рамках технологии «творческая мастерская», помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности;

2) воспитание чувства ответственности по отношению к  слову, чуткости к красоте и выразительности   речи;
3)   формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;
4) воспитание   культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию;  
5)   самое важное -  формирование потребности в систематическом чтении художественных произведений
.

Уроки – мастерские дают  положительные результаты, занятие литературой становится творчеством ума и души ребенка. Такие уроки становятся уроками – праздниками для меня, моих учеников и коллег.  

 

 

         

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

Инновационные технологии в использовании интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах

В статье представлены инновационные технологии, которые можно использовать при интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах....

Технологии интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах

В статье представлены технологии интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах....

Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.

Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....