Роль интегрированного урока
статья по английскому языку (10 класс)

Хасанова Гульнара Раисовна

Роль интегрированног урока на примере интеграции двух языков английского и татарского языков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_integrirovannogo_uroka.docx44.28 КБ

Предварительный просмотр:

                Перемены, происходящие в современном мире - изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество – требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

                Поэтому в середине 80-х годов 20 века начались новые поиски инновационных  педагогических технологий. Это относительно новое веяние в образовательном процессе привело к появлению понятия «интегрированный урок».

                Впервые интегрированный урок был рассмотрен в трудах исследователей проблемного образования В.С. Безруковой, М.Н. Берулавы, М.И. Махмутова [1], Н.М. Таланчука, Г.Д. Кириллова, И.А. Халиуллина. Под интегрированным уроком они разрабатывают вариативную форму организации процесса целенаправленного взаимодействия преподавателей и учащихся, ориентированную на решение комплексных задач освоения информационной деятельности, т.е. на взаимосвязь теоретических и практических действий.

                Т.Г. Браже[2], Н.В. Лямина[3] рассматривают интегрированный урок как урок, в котором вокруг одной стержневой темы объединяется информация нескольких предметов – изучается материал нескольких учебных предметов, каждых из которых имеет свои цели и задачи, но в это же время связывают воедино эти предметы.

                Сейчас уже мало вооружить школьника суммой знаний, и даже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине, необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет  изучается отдельно в отрыве от реальной жизни. Предметная разобщенность становиться одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника. Несогласованность учебных программ приводит к тому, что одна и та же учебная информация в разных дисциплинах изучается в разное учебное время. Поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов,  проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. 

                  Целью интегрированного обучения  становиться: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой. Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления - среди множества решений выбрать наиболее оптимальное. Наступило время, требующее от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти свое место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое.

                  Задача интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления; формирование познавательной компетенции учащихся; дать возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики и объективно оценивать достижения учащихся.

                   Интегрированный урок развивает потенциал самих учащихся, мотивируя их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей:   развитие воображения, внимания, логики, критического мышления, речи и памяти учащихся. На данных уроках ученики интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждаются или углубляются определенными выводами, наблюдениями учащихся в различных предметах. В большей степени интегрированный урок способствуют формированию умения сравнивать, анализировать, делать выводы, находясь в тесном взаимодействии со своими одноклассниками и учителем. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний, сколько на развитие образного мышления. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, а также раскрыть способности учеников. На интегрированном уроке имеет место психологический комфорт учащихся: побуждая интерес к предмету, снимая напряженность, неуверенность, помогая сознательному усвоению подробностей, фатов, деталей, тем самым мы обеспечиваем формированию творческих способностей учащихся, наряду с мотивацией к исследовательской деятельности.

               Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика. Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, так как ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что всё взаимосвязано.  Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода. С практической стороны зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.

                В этой связи на интегрированном уроке привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.  Форма проведения интегрированного урока нестандартна, так как использует различные виды деятельности, сменяющие друг друга и способствующие, прежде всего, удерживать внимание учеников на протяжении всего урока, а также повысить уровень познавательной деятельности. Поэтому интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков,  и уроков с широким использованием межпредметных связей: урок-лекция, урок-путешествие, урок-исследование, урок инсценировка, учебная конференция, урок-экскурсия, проблемно-ориентированный урок и так далее.

               Составляя план интегрированного урока, необходимо четко представлять  его структуру, так как он значительно отличается от обычных уроков четкостью, компактностью, сжатостью материала. Очень важно, чтобы каждые этапы урока были логически взаимообусловлены, материал обладал большой информативной ёмкостью. Планируя интегрированный урок необходимо четко правильно определить цель и задачи урока. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и  учителями, ведущим разные предметы, требуется тщательная координация действий. При этом один из предметов является ведущим. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

                   Мы регулярно используем технологию интегрированного обучения на уроках. Элементы интегрированного урока используется в разном объеме в зависимости от уровня класса. Опыт показывает, что такие элементы вызывают большой интерес у учащихся. Одновременное применение различных предметов позволяет не только сделать современный урок содержательным, информационно насыщенным, но также эмоционально вовлечь ученика в решение поставленной перед ним проблемы. На этих уроках используются объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские методы обучения;    разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Также, широко используются также разнообразные формы работы: индивидуальная,  парная,  командная, фронтальная.

                  Школьные предметы такие, как «Английский язык» и «Татарский язык», по своей сути являются интегрированными, связывающие несовместимые предметы. Наша дисциплина пронизана межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры. Обычно указывают на то, что предметы  английского и татарского языков  связаны со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам»,  поскольку «он отражает все стороны действительности и без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность». Наличие такой связи бесспорно, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.

                    Школьные предметы такие, как «Английский язык» и «Татарский язык», как предметы школьного образования – явление многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не только в содержании. Связь между предметами,  как отмечают ученые, выражается также и в том, «что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете».

Методическая разработка интегрированного урока татарскому и английскому языкам для учащихся 10 класса

по теме   «Почему жители Казани  считают башню Сююмбике

своей национальной святыней?»

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся;
  2. Закрепление основных понятий базового уровня;
  3. Раскрытие сущность символа Казани – башни Сююмбике;
  4. Контроль и оценка уровня знаний учащихся.

Развивающие:

  1. Развитие познавательного интереса;
  2. Развитие логического мышления и внимания;
  3. Подведение учащихся к пониманию причины народной любви к Сююмбике ее почитания;
  4. Формирование потребности в приобретении знаний;
  5. Развитие умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста школьника;
  6. способствовать развитию умений работать с новой информацией по теме.

Воспитательные:

  1. Воспитание основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России)
  2. Воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
  3. Воспитание духа соревнования;
  4. Воспитание любви и уважения к красоте духовного мира и накопленному на протяжении тысячелетий наследию татарского народа.

Оборудование : 

  1. интерактивная доска Smart board,
  2. видео “Cleopatra”,
  3. видео «Сююмбике»,
  4. иллюстрации с изображением башни и самой Сююмбике,
  5. иллюстрации с изображением Пейзанской башни в Италии, Эйфелевой башни в Париже и башни Лондона в Англии.  

Раздаточный материал: 

  1. текст «Легенда Сююмбике» на английском языке,
  2. текст «Исторические факты: жизнь Сююмбике» на татарском языке.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка задач урока.  Warm – up

-  Добрый день, дорогие гости и учащиеся 10 класса. Добро пожаловать на наш интегрированный урок татарского и английского языков.

  • Good afternoon, dear guests and students. Welcome to our integrated lesson of two languages – Tatar and English.
  • Во-первых, мы бы хотели представить Вам небольшое видео (отрывок из фильма «Астерикс и Обеликс», без звука, с субтитрами на английском языке, в котором Клеопатра приказывает построить дворец за несколько месяцев).
  • First, we would like you to watch a small video. (Video “Cleopatra” with no sound, with subtitles). Slide 2
  • Узнали ли Вы эту известную историческую личность, не могли бы Вы вспомнить примеры других исторических лиц, которые отдавали приказ построить здание в короткие сроки?
  • What famous person of world history does this video bring to your mind? Please share your ideas in your teams and explain your choice?

(ученикам дается минута обсудить в командах, затем по одному представителю из каждой команды выдвигают предположение, а учитель записывает на доске – варианты ответов даются на английском и татарском языках)

Partners 1 stand up and explain their choice (free answers). Slide 3

Возможные ответы:

Possible answers: 1) Анна Иоанновна (которая приказала построить Ледяной дом, чтобы отметить свадьбу двух шутов) who ordered to build the Icy Palace to celebrate the marriage of two jesters.                        

                    2) Ivan the Terrible who told to raise a fortress to conquer Kazan.

We know it as Svijazhsk. (Иван Грозный велел построить крепость в честь завоевания Казани, нам известна эта крепость как город Свияжск).

                   3) Сююмбике, по указу которой, по легенде, была воздвигнута Башня.

  1. Чтение: работа в командах. Reading: teams

а) Конечно же, сегодня мы вспомним одну из самых таинственных личностей истории Казанского Ханства, Сююмбике. Давайте вспомним известную легенду об этой царице.

- And today, we are going to remember one of the most mysterious Queen of Kazan Khanate, Soyembike. Now, let us see if you know well the legend connected to this outstanding person of Tatar history.

б) У Вас на партах части легенды, Ваше задание – за 1 минуту восстановить эту легенду в правильном порядке.

- You have got ten small papers; your task is to order them to reproduce this legend. Slide 4

     Students have got 1 minute to do this task.

в) Первая команда представляет легенду на английском языке

- Will you tell your version of the Soyembike legend in English?  Slide 5

When Ivan the Terrible conquered Kazan and saw a beautiful khan woman Soyembike. He was so struck by her beauty that he offered her to become his wife.  Soyembike Khanum understood: if she refuses the terrible king, he would kill all her people. And she agreed. But with one indispensable condition: to build in seven days seven storied tower to the sky. Ivan the Terrible accepted this condition. He collected all the most famous Russian artists, and the work started. On the first day was built the first tier, on the second - the second tier and so on. A week later the tower was ready - harmonious, seven storied, up to the sky. And the wedding feast started. Guests feasted, and Kazan citizens  were  sad. They realized that they no longer see Soyembike - good mistress. Soyembike had no choice but to fulfill her promise. She asked the king's permission to climb the tower and say goodbye to the city before departure from Kazan. The king allowed. Soyembike climbed the tower. But looking at her hometown, she realized that she could not leave it forever. She burst into tears and threw herself headfirst. So she died, did not want to fall into the hands of the hated king. Since then, they say, the tower has her name.

      г) Учитель просит другую команду рассказать эту легенду на татарском языке.

- Is there a volunteer to present the Soyembike legend in Tatar?  Slide 5

  1. Говорение: работа в командах. Speaking: teams

Вы знаете, что в основе каждой легенды лежат исторические факты. Кем же была на самом деле Сююмбике, какие факты из её жизни Вы знаете.

  • You know that the historical events lie in the heart of every legend. It’s time you to remember everything you know who Soyembike was and what actually happened to her. Slide 6

Работа в командах: каждый ученик имеет 30 секунд, чтобы вспомнить исторических факт, затем Партнёр 1 берет лист бумаги и пишет свой  факт, затем передаёт партнеру 2, чтобы он написал свой вариант, и так все партнеры должны написать по одному факту. Одно условие факты должны чередоваться: на английском и татарском.

ROUND ROBIN   1) Think and try to remember.

                               2) Student 2 in each team is the first to write a historical fact.

                               3) He/she gives the paper to Student 3, and he\she does the same.

                               4) Then, Student 4th  turns to note down.

                               5) Partner 1 finishes.

                                6) If you have got something to add, do it clockwise, please.

Учащиеся делятся своими вариантами. Из каждой команды встает один  ученик и по очереди они называют свои варианты,  факты не должны повторяться, если в одной из команд нет одного из вариантов, они должны дописать.

STAND UP -  SHARE UP – All partners 4 stand up and take turns to read their facts in English or Tatar languages.

  •  Please, do not repeat the facts. If you have got the same, just tick, if you haven’t got add to your list. Slide 7

At this time, teacher writes down them on the board. Slide 8

  1. Работа с текстом: индивидуально – команда. Текст белән эшләү

В каждой команде текст на татарском языке с пропущенной информацией. Индивидуально, прочтите и заполните пропуски.

-    Сез тарихи фактларны сөйләдегез. Ә хәзер шуларны берләштерик.

-  Сезнең алдыгызда текст, аны тулыландырырга кирәк (текст экранда Һәм парталарда).  Сез саннар урынына сүзләр яки даталар  куярга тиеш. Сезгә ярты минут вакыт  бирелә.

Учитель спрашивает одного из учеников – он читает вставленные пропуски.

Slide 9 - Сез текст белән эшләгәндә Венера Ганиева белән Нариман Сахабиев башкаруында Сөембикә җыры яңгырар.

                 Сөембикә турында ишетмәгән, аның язмышы белән таныш булмаган кеше юктыр. Аның хакында тарихи романнар, җырлар, симфонияләр иҗат ителгән инде. Казан Кремлендә аның исемендәге (1)… калкып тора. Сөембикә манарасы - Казанның гына түгел, бөтен Татар иленең символы ул. Халыкның тарихи хәтерендә бик күп данлы шәхесләр саклана. Шундый шәхесләрнең берсе – Сөембикә ханбикә. Сөембикә кем ул?  

                Ул (2)… нчы  елда туган. Сөембикә – Нугай морзасы (3) …ның кызы. Ул Казанга (4)…нче елда Җангали ханның хатыны булып килә. Тарихчы аның турында: « Сөембикә чиктән тыш матур, сөйкемле һәм бик акыллы кыз була. Нугай кызлары арасында да, Казан һәм Рус йортларында да аңа тиңдәш булырлык кыз юк иде», - дип яза. 1535 елда Җангалине үтерәләр. Шуннан соң Сөембикә Кырымнан килгән (5)… хан белән никахлаша. Аларның Үтәмешгәрәй исемле уллары туа. (6)… елны хан кинәт үлеп китә. 33 яшьлек Сөембикә Казан ханлыгы белән идарә итә башлый.  

                Шул вакытларда Мәскәү белән мөнәсәбәтләр начарлана. Явыз (7)… Сөембикәне улы белән Мәскәүгә озатуларын таләп итә. Сөембикәне Мәскәүгә алып китү өчен, Казанга берничә меңлек рус отряды килеп керә. Ханбикәне озату өчен, Казанның бар халкы Казансу буена җыела. Озакламый көймәләр кузгалып китә. Елганың ике яры өстендә Сөембикәне саклап рус гаскәре атлый. Сөембикә белән бергә аның бөтен байлыгын – алтынын, көмешен, ефәк киемнәрен, зөбәрҗәт ташларын, савыт-сабаларын, берничә зур көймәгә төяп, Мәскәүгә алып китәләр.

                Сөембикәнең соңгы еллары турында мәгълүмат бик аз сакланган. Баласын  аның кулыннан тартып алып, көчләп чукындыралар һәм (8)… исеме бирәләр. Ул озак яшәми, яшьли үлә (20 яшендә). Сөембикә ямьсез (9)…гә хатынлыкка бирелә һәм 1557 елда (10)… шәһерендә вафат була.

                Фаҗигале язмыш… Менә ни өчен халык Сөембикә образын, риваятьләргә, бәетләргә төреп, күңелендә саклый.

Затем, ученикам предлагается прослушать этот текст на татарстком языке, они проверяют себя.

  1. Slide 10 -  Ә хәзер текстны тыңлап китик. Аидиоязмада текст янгырый, сез тынлысыз хэм жавапларны тикшерегез.

      Текстны аудиоязмада тыңлау , тикшерү. (2м.26с)

 Во время аудио записи, один из учеников работает у доски.    

Бер укучы интерактив тактада язаршга чыга.

  1. Просмотр видео. Watching a video “Soyembike” - Өзекне табып уку.

Ученикам предлагается посмотреть видео, их задача – соотнести видео с одной из частей текста. Один из учеников читает найденный отрывок.

  • Казан  халкының Сөембикәне улы белән озату турында юлларны табыгыз  һәм укып күрсәтегез. Slide 15

Явыз Иван Сөембикәне улы белән Мәскәүгә озатуларын таләп итә. Сөембикәне Мәскәүгә алып китү өчен, Казанга берничә меңлек рус отряды килеп керә. Ханбикәне озату өчен, Казанның бар халкы Казансу буена җыела. Озакламый көймәләр кузгалып китә. Елганың ике яры өстендә Сөембикәне саклап рус гаскәре атлый. Сөембикә белән бергә аның бөтен байлыгын – алтынын, көмешен, ефәк киемнәрен, зөбәрҗәт ташларын, савыт-сабаларын, берничә зур көймәгә төяп, Мәскәүгә алып китәләр

-Әйе бик дәрес.

Slide 16-  Князь Василий Серебряный был поражен красотой Сююмбике, и в летописи можно встретить такие строки: 

-  The prince Vasily Serebryany was so struck by Soyembike’s beauty, that is why in one of the chronicle you could find the following word): 

«И была та царица Казанская Так прекрасна, умна, рассудительна, Что, подобно ей, не было женщины Среди, жен всех казанских и девушек, Даже в стольной Москве нашей царственной Между жен, дочерей наших княжеских Отыскать нелегко ей соперницы...»

  1.  Анализ картины: команда. Картинаны  анализлау  Slide 18

Перед отъездом в Москву, Царице позволили посетить могилу  покойного супруга и попрощаться с народом. Посмотрите на картину, какие мысли, эмоции наводит эта картина?

- Мәскәүгә китәр алдыннан Сөембикәгә Сафагәрәйнең кабере янына барырга Һәм халкы белән саубуллашырга рөхсәт итәләр. Татар фольклорында Сөембикә бәете  бар.

-  What can you tell about this picture?

Представитель каждой команды описывает картину на татарском или на английском языках.

 Partners 2 describe the picture – two students in Tatar and one in English.

 - Ә хәзер рәсемгә игътибар итегез .Нәрсә күрәсез?

-  Елга буенда халык җыелган. Көймәдә Сөембикә улы белән. Халык үзенең яраткан ханбикәсен Сөембикәне озата. Казан өстендә болытлар куера. Рәссам Казанның киләчәге турында әйтергә тели.

-  Сөеембикә турында берничә капма-каршы бәетләр сакланган. Берсендә, рәсемдә күргәнегезчә, Казансу буенда җыелган халык елап Сөембикәне озата, ә икенче бәеттә Сөембикәнең Явыз Иванга кияүгә чыгарга теләмичә манарадан ташлануын тасвирлый.

8 . Постановка проблемы: команда, индивидуально.  Formulation of the problem: teams, individual – Slide 19

Как Вы думаете, почему же народ, зная истину о жизни Царицы Сююмбике, создал эту легенду? Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте разделимся на три команды – историки, биографы, туристы. Ученики должны ответить попытаться решить эту проблему с разных точек зрения.

  • Укучылар, ничек уйлыйсыз, ни өчен халык, дөресен белеп Сөембикә  турында шундый риваять уйлап чыгарган?
  • Slide 20 -  Бу сорауга җавап табар өчен без өч группага бүленәбез: тарихчылар, биографлар, туристлар.
  • What do you think why the Tatars knowing the truth created that legend?  We have got three groups, you have got 1 minute to think and investigate this problem from different points of view: the first team is the Tatar historians, the second one – biographers, and the last – foreigners.
  • Ответы учащихся на обоих языках.  Slides 21-23 – Student’s free answers.
  1. Домашнее задание: подведение итогов. H/w: teams.

Возможно, однажды, один из Вас сможет раскрыть тайну: почему же эта дозорная башня носит имя одной из таинственной личностей истории Казанского Ханства.

  • Thank you to be very active at our lesson. As we can see it’s a very challenging problem. Maybe one of you one day will be able to reveal why that Tower was built and named in honour of that mysterious queen.  

Домашнее задание: команда 1 – Пейзанская Башня, команда 2 – Эйфелева Башня в Париже, Башня Лондона в Великобритании. Каждая из этих башен имеет свою легенду, сравните её с историческими событиями и ответьте на вопрос: Почему жители этих городов  считают башню своей национальной святыней?

  • We hope you will continue studying the history of our hometown.  But your task for the next lesson is differentiated. Team one, you have to find out a famous legend about the Pizza Tower in Italy and compare it to the historical events. Team 2, your famous tower is the Eiffel Tower in Paris. And team 3, yours is the Tower of London.

Список литературы.

  1. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории.- М., 1981.- С.192
  2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе. № 5, 1996.- С.150-154
  3. Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам//Начальная школа. – 1995.- №11.-С.21-25
  4. Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? //Народное образование  1996, № 1.
  5. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика, №4, 1997.
  6. Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Роль интегрированных уроков в развитии познавательной компетентности обучающихся»

Интегрированный урок - эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает...

РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Исследовательская работа посвящена раскрытию роли практического применения интегрированного урока русского языка и литературы в подготовке к сочинению-рассуждению в рамках ЕГЭ. Мы попытались иссл...

Роль интегрированных уроков в обучении математике

Математика интересный предмет для тех кто любит решать задачки, но таких детей становится с каждым днём меньше. Исторические, литературные сведения на математике интересны всем. Сочинение сказок, где ...

Доклад на тему "Роль интегрированных уроков при обучении истории"

В данном докладе представлено определение интегрированного урока, дана мотивация интегрированных уроков, структура интегрированного урока и приведены различные формы интегрированных уроков....

Роль интегрированных уроков в обучении математике

Презентация к выступлению на семинаре...

Статья Роль интегрированных уроков в образовательном процессе.

Статья о интегррованных уроках в современной школе....