Проект по теме «Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации ФГОС НОО».
проект по английскому языку (5 класс)

Мухамедова Лейсан Вазиховна

Разработка проекта «Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации  ФГОС НОО» вызвана необходимостью формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку, позволяющей осуществлять общение в условиях реальной жизни.

Актуальность проекта в том, что организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период, а английский язык как язык международного общения, овладение которым  является одним из приоритетных и современных направлений государственной политики в области образования Республики Татарстан, становится реально востребованным в жизни человека. Это требует повышения коммуникативной компетенции школьников.

Новизна  состоит в том, что автор данного проекта разработал методику овладения учащимися иноязычной компетенцией через разнообразные формы работы, такие как  художественно-зрелищные; праздничные; состязательно-игровые; формы, направленные на групповое любительское исполнительство и индивидуальная работа по интересам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 50_innovatsionnyh_idey_dl_tatarstana222.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1» ЕМР РТ

Проект для республиканского конкурса

 «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан»

 в номинации «Инновации в образовании»

по теме

«Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации  ФГОС НОО»,

Составители:

Учитель английского языка

Мухамедова Лейсан Вазиховна,

                                                                     

Научный редактор:

Н.В.Поспелова,

доцент, кандидат филологических наук,

кафедры английской филологии

и межкультурной коммуникации

Елабужского института

Казанского Федерального (Приволжского) Университета

Хадеева Г.В., старший преподаватель,

Хадеева Г.В.,

 старший преподаватель,

факультета иностранных языков,

кафедры английской филологии

и межкультурной коммуникации

Елабужского института

Казанского Федерального (Приволжского) Университета

2016-2017

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………………..3

2. Роль и место летнего лингвистического лагеря в системе образования...……7

3. План реализации проекта…………………………………………………………7

4. Рабочая программа проекта……………….…………………………………..….9

5. Разработка мероприятия………………………………………………………….13

6. Заключение………………………………………………………………………...18

7. Список использованной литературы…………………………………………….19

1.Введение

В современных образовательных стандартах обязательным компонентом целей и содержания обучения иностранному языку  становится межкультурная коммуникация. Изучение английского языка дает возможность не только приобщиться к культуре другого народа, читать и разговаривать на другом языке, но также и позволяет развить личность ребенка, раскрыть его творческий потенциал.

Летние каникулы составляют большую часть свободного времени учеников. Это время как нельзя больше подходит для развития творческих способностей обучающихся, совершенствования личностных возможностей. В неформальной дружеской обстановке возможно применение имеющихся знаний по английскому языку. Во время учебы английский язык как предмет оторван от реальности из-за невозможности использовать его в повседневной жизни. В летнем лагере возможно создание благоприятных условий для общения детей на этом языке. Отсутствие оценок снижает страх перед употреблением языка.

Необходимость данного проекта  обусловлена желанием повысить коммуникативные способности школьников и улучшить их знания английского языка.

Актуальность и социальная значимость проекта

Разработка проекта «Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации  ФГОС НОО» вызвана необходимостью формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку, позволяющей осуществлять общение в условиях реальной жизни.

Актуальность проекта в том, что организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период, а английский язык как язык международного общения, овладение которым  является одним из приоритетных и современных направлений государственной политики в области образования Республики Татарстан, становится реально востребованным в жизни человека. Это требует повышения коммуникативной компетенции школьников.

Новизна  состоит в том, что автор данного проекта разработал методику овладения учащимися иноязычной компетенцией через разнообразные формы работы, такие как  художественно-зрелищные; праздничные; состязательно-игровые; формы, направленные на групповое любительское исполнительство и индивидуальная работа по интересам.

Проблема проектной работы

- развитие коммуникативной компетенции учащихся с помощью творческих и интеллектуальных мероприятий согласно требованиям ФГОС НОО.

Цель проекта:

- создание условий для повышения мотивации к  изучению английского языка, культуре, обычаям и традициям родного края и англоговорящих стран, совершенствования навыков устной речи, их духовного развития, образовательного и содержательного досуга в период летних каникул.

Задачи проекта в целом:

-  развитие творческих способностей учащихся, в частности развитие воображения и прогнозирования ситуаций на основе реальных жизненных ситуаций и событий;

- раскрыть и развить творческие способности учащихся через метод проектов, игровые технологии, технологию сотрудничества;

- отработка коммуникативных навыков учащихся при реальном общении с представителями стран изучаемого языка, т.е. в реальной жизненной ситуации посредством творческих заданий. 

-развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, учебно – познавательной) через интерактивную деятельность: ролевые игры, театральные постановки, песни, конкурсы, викторины, брейн ринги, диспуты, экскурсии, проектную деятельность;

-расширение кругозора детей посредством знакомства с иноязычными праздниками, традициями.

В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:

-принцип коммуникативной направленности,

-принцип доступности, который предполагает подачу материала с учетом возможностей и особенностей восприятия младшего школьника,

-принцип коллективно-индивидуального взаимодействия,

-принцип игровой основы обучения.

Формы и методы работы

В процессе реализации поставленных  целей и задач, были использованы следующие формы работы с обучающимися:

- игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические),

- конкурсы,

- викторины, КВНы,

-просмотр обучающих фильмов и мультфильмов,

-театрализованные представления,

-состязания.

В процессе обучения предусмотрено использование фронтальной, парной, групповой и индивидуальной форм учебной работы.

Предусмотрено использование следующих методов:

- объяснительно-иллюстративный,

- репродуктивный,

- проектный,

-ролевые игры,

- метод погружения.

Гипотеза темы проекта

Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации  ФГОС НОО может быть эффективным, при условии, если:

— основу коммуникативного иноязычного пространства составляют

методико-дидактические принципы деятельностного подхода;

— реализация деятельностного подхода осуществляется через разнообразные формы культурно-досуговой деятельности, соответствующей возрастным и познавательным интересам школьников;

— применяются социально-педагогические технологии, адекватные

организационным формам культурно-досуговой деятельности, направленным

на расширение индивидуального опыта межкультурного общения школьников;

— разработана специальная методика овладения школьниками диалогическим взаимодействием с применением отобранных технологий, реализующих содержание культурно-досуговой деятельности.

2. Роль и место летнего лингвистического лагеря в системе образования.

В настоящее время летний лагерь рассматривается не только как временное местонахождение учащегося, где он увлекательно проводит свободное время, но и как место получения знаний и умений, приобретения дополнительной информации, развития творческого потенциала, духовных и физических возможностей.

В отличие от школы, занятия не регламентированы учебной программой, вместо расписания уроков – распорядок дня. В связи с этим открываются неограниченные возможности для деятельности учителя, совершенствования его педагогического мастерства. Занятия часто выполняют роль промежуточного звена между уроком и различными формами внеклассной работы.

3. План реализации проекта.

Проект рассчитан на 1 сезон летнего лагеря, что составляет 18 рабочих дней.

В рамках реализации проекта предусмотрена работа над следующими темами:

- Мои друзья, семья и Я.

- Праздники.

- Этот огромный мир!

- Мой родной край.

-В здоровом теле - здоровый дух.

-Дом, милый дом.

-В гостях у сказки.

Работа над каждой темой длится 3 урока, занятия проводятся ежедневно и включают в себя занятия по грамматике (Grammar Land), по речевой практике (Practice Hour), по обучению письму (Writing Hour). В конце каждой недели предусмотрено проведение итогового интегрированного мероприятия, в ходе которого обучающиеся демонстрируют знания в рамках данной темы.

Занятия обеспечивают  преемственность со школьной программой, развитие и совершенствование  коммуникативной компетенции на английском языке в  говорении, аудировании, чтении, включающей языковую  и социокультурную  компетенции, а также развитие  учебно-познавательной и компенсаторной компетенций. Коммуникативная компетенция  развивается в соответствии с отобранными темами, проблемами и ситуациями общения.

4. Рабочая программа проекта.

Название дня

Содержание

Рефлексия

Мои друзья, семья и Я (My friends, my family and me)

1.

Давайте познакомимся!

(We are young language learners!)

- Формирование групп, круга знакомства Занятие по речевой практике (Practice Hour). «Расскажи о себе на иностранном языке»;

- Заполнение анкетных бланков о себе на английском языке;

- Оформление отрядных уголков группами;

- Работа по поиску детских стихотворений для разучивания

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами.

2.

Я люблю свою семью

(I love my family)

- Занятие по грамматике иностранного языка (Grammar Land)

-Занятие по речевой практике (Practice Hour)

-просмотр мультфильма по теме занятия

 Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами.

3.

Друг познается в беде.

(A friend in need is a friend indeed).

-Конкурс рисунков на тему  “Моя семья”.

-Занятие по речевой практике (Practice Hour). Интервью друга и создание репортажа о его семье.

-Лингвистические игры.

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами.

Праздники (Holidays)

4.

Мои любимые праздники

(My favourite holidays)

-Занятие по речевой практике (Practice Hour).

- Занятие по обучению письму (Writing Hour). Оформление поздравительной открытки или e-mail письма.

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами.

5.

Национальные праздники нашего края

(National holidays of our region)

- Просмотр фильма по теме занятия.

-Занятие по речевой практике (Practice Hour).

-Организация и проведение праздника в рамках изучаемой темы.

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами.

6.

С днем рождения! (Happy birthday)

-Занятие по обучению письму (Writing Hour). Оформление приглашения на день рождения.

-Занятие по речевой практике (Practice Hour). Инсценировка песни «Have a Happy Bithday». Поздравление летних именинников.

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами.

Этот огромный мир! (Our beautiful world)

7.

Англо-говорящие страны

(English speaking countries)

-Просмотр познавательного фильма на английском языке «Окно в Британию»

-Занятие по речевой практике (Practice Hour).

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами

8.

Путешествуем по Британии

(Around Great Britain)

-Брейн-ринг «Великобритания»

-Просмотр мультипликационного фильма на английском языке.

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами

9.

Знаменитые люди Великобритании

(Famous people)

- «Известные люди стран изучаемого языка»

-Викторина «Англоговорящие страны»

- Занятие по речевой практике (Practice Hour).Встреча с носителем языка.

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами

В здоровом теле - здоровый дух (Healthy mind in healthy body)

10.

Здоровье- наше главное богатство

(Good health is above wealth)

-Волшебный лабиринт «Здоровый образ жизни»

- Просмотр мультипликационного фильма на английском языке.

-Занятие по грамматике иностранного языка (Grammar Land).

-“Поиск клада” (Sport for fun).

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами

11.

Продукты питания

(You are what you eat)

-Занятие по речевой практике (Practice Hour). Ситуативные игры «За обедом». Чаепитие.

- Занятие по обучению письму (Writing Hour). Составление меню на обед.

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами

12.

Русская и британская кухни (Russian &British food)

-Занятие по речевой практике (Practice Hour).Ситуативная игра «Мы сервируем стол».

-Инсценировка песни «Help your mother, lay the table».

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами

Дом, милый дом (Home, sweet home)

13.

Дом, милый дом (Home, sweet home)

-Занятие по речевой практике (Practice Hour).

-Занятие по грамматике иностранного языка (Grammar Land).

- Просмотр познавательного фильма на английском языке «Дома в Британии».

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами

14.

В гостях хорошо, дома лучше (East or West, home is best)

- Занятие по речевой практике (Practice Hour). Ситуативная игра “Давайте обставлять комнату”.

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами

15.

Дом моей мечты (My dream house)

- Занятие по речевой практике (Practice Hour).

 -Занятие по грамматике иностранного языка (Grammar Land).

-Занятие по речевой практике (Practice Hour).

-Проект “Мой родной дом”

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами

В гостях у сказки (Welcome to our fairyland)

16.

В гостях у сказки (Welcome to our fairyland)

-Занятие по речевой практике (Practice Hour). Инсценировка английской сказки “Buzzy-Wuzzy”

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами

17.

Татарские народные сказки

(Tatar fairy tales)

-Занятие по речевой практике (Practice Hour).Составление сценария учащимися. Инсценировка татарских народных сказок на английском языке “The Hare and the Fox”.

Рефлексия дня: заполнение корзины настроения смайликами

18.

До свидания, лагерь!

(A farewell party)

-Закрытие летнего лагеря.

-Награждение учащихся дипломами и грамотами.

Написание мини-эссе о впечатлениях своего участия в летней площадке лингвистов

5. Методическая разработка мероприятия по теме "British Food" (Еда в Британии).

Цель занятия:  систематизировать и обобщить у учащихся знания лексического материала по теме «Food» и грамматического материала по теме «Исчисляемые и неисчисляемые существительные».

Задачи занятия:

Образовательные:

-совершенствование навыков монологической и диалогической речи с использованием известных речевых образцов;

-активизировать у детей  лексику по теме “Food”;

-проверка грамматических знаний учащихся.

Развивающие:

-развитие фонетического слуха учащихся;

-развитие оперативной памяти и концентрации внимания;

-развитие творческого воображения и фантазии у детей.

Воспитательные:

-формирование устойчивого интереса к дальнейшему изучению английского языка и уважительного отношения к культуре другого народа у младших школьников;

-формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Оборудование: 

макеты продуктов, раздаточный материал с заданиями, ноутбук, экран, мультимедийная установка, презентация Microsoft  Power Point.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

– Good morning, children!
– I’m glad to see you! How are you today?

Сегодня у нас будет занятие  по теме «British Food». Мы выучим  и вспомним слова, по этой теме, речевую ситуацию «В гостях» и, конечно, грамматику – употребление местоимений much, many, a lot of.

2. Фонетическая разминка

– Name the sound in the transcription and words with this sound.

Учитель показывает детям транскрипционные значки. Ученики называют звуки. Учитель просит вспомнить слова с этими звуками.

[s] – sweets, juice, sausage, some, soup
[d] – bread, porridge, sandwich
[w] – white, what, would, welcome
[a:] – car, are, farmer, dark
[t] –  put,  meat, eat
[о:] – horse, morning, or
[n] – lemon, banana, honey
[k] – chicken, clock, duck

3. Речевая разминка

– Children, answer my questions, please.

– Do you like to eat apples?
– Would you like to drink some coffee?
– Does your mother like fish?
– Do you drink coffee in the morning?
– Do cats like to eat corn?
– Do crocodiles like bananas?

4. Рифмовки

– Я сейчас буду читать вам рифмовки, а вы должны придумать их продолжение.

Вкуснотища! Very good!
Пищу называют  food.

Рыбу ловишь – не шумишь.
Рыба по-английски fish.

В костре ее я испеку
Картошечку – potato.

Для Шарика, для друга
Купил я сахар – sugar.

Мясо жарится, шкварчит.
Мясо по-английски – meat.

Масло нужно всем ребятам.
Масло по-английски – butter.

Колбасу люблю я очень
По-английски это – sausage.

Мама мне сказала:
«Свет, купи хлеба, купи – bread».

Всегда ты сладкий ждешь сюрприз.
Конфеты по-английски – sweets.

Это вовсе не каприз:
Сыр мы называем cheese.

Проведем на кухне рейд
Назовем мы тортик – cake.

Молоко я пить привык.
Молоко иначе – milk.

Вини-Пуха нет ли с вами?
А то спрячу мед свой – honey.

Предсказать тебе решусь:
Сок по-английски просто – juice.

И в жару и в стужу ты,
Пeй чай, иначе – tea.

Очень любит зайчик серый
Есть морковку летом – carrot.

5.  Работа с лексикой по теме «Food»

– Давайте сейчас вспомним написание некоторых слов по теме «FOOD».Работа в группах.

1) на карточках написаны зашифрованные названия продуктов, необходимо их расшифровать: (старшие помогают младшим)

Pleap                       (apple)
Abnana                    (banana)
lmki                         (milk)
Ajm                         (jam)
Sifh                         (fish)
Guras                      (sugar)
Sugasea                  (sausage)
Roctar                     (carrot)

(Если учащиеся испытывают затруднения, воспитатель  показывает в презентации картинки продуктов.)

На доске пишутся  слова с пропущенными буквами, которые необходимо вставить (задание выполняется индивидуально – на выполнение 5 мин, затем проверка).

l – mon 
ch – se
sw – ts
po – idge 
ca – age
bu – er
co – ee
dr – nk
me – t
t – a
ho – ey

6. Разыгрывание речевой ситуации «В гостях» (парная работа)

– Now you will act out the dialogue.

Работа в парах. Дети разыгрывают сценку, используя выражения Would you like…? Do you like…? Yes, please. No, thank you. You are welcome. Help yourself и т.д.и макеты продуктов. 
Прослушивание 2-3 диалогов у доски.

7. Грамматическая работа

– Вспомните, когда употребляются much, many, a lot of. Как они переводятся? 
8. Даем советы

– Вы знаете, что здоровье – это самое важное в жизни человека. Что должен и что не должен делать человек, чтобы быть здоровым?
Дайте советы Винни-Пуху. Используйте выражения: 
You must… You mustn`t

9. Итоги урока

– Our lesson is over.  Thank you very much for your work.
– Good bye!!! See you soon!

6. Заключение

Подводя итог вышеизложенного, можно утверждать, что внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на развитие иноязычной компетенции участников образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Важной является идея интегративности в образовании, то есть самостоятельной творческой деятельности учащихся, основанной на объединении их умений, знаний и навыков, полученных в образовательном пространстве и способствующих достижению поставленной практической цели. Создание единого образовательного пространства через интеграцию урочной и внеурочной деятельности позволяет обеспечить целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного и воспитательного процесса.

Таким образом, создание профильного лагеря по иностранному языку является большим достижением МБОУ «Гимназия № 1" в развитии внеурочной деятельности по предмету.

7.Список использованной литературы

  1. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. – М.: Логос, 2003.
  2. Савина С.И. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2001.

3. М.Н. Евсеева «Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста», Панорама, 2006

4. Английский для малышей. под ред Н.А.Бонк. Руководство для преподавателей и родителей
5. Н.Малышева «Секреты английских звуков», АСТ-Пресс, 1997

6. Mady Musiol, Magaly Villarroel. “My First English Adventure”. Starter . Pearson Longman 2012

7. “Young Children’s Picture Dictionary”. Pearson Longman 2012

8. Английский язык для малышей. Видеозапись обучающих телевизионных уроков с героями телепередачи «Спокойной ночи, малыши»

9. Дж. Стайнберг «110 игр на уроках английского языка», Астрель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по обобщению опыта по теме "Развитие иноязычной компетенции через игру"

Вашему вниманию предлагаю презентацию, которая отражает основные моменты по вышеуказанной теме....

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.Дети по природе свое...

Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

Развитие познавательных компетенций младших школьников через игровую деятельность

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. А в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учеба. Поэтому необходимо для успешной адаптации ребенка к школьной жизн...

Методическая разработка по теме: "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников при обучении пересказу текста."

Обучение пересказу делится на этапы, к каждому из которых предлагаются задания. Задания предусматривают индивидуальную, парную и групповую творческую работу учащихся.Данная разработка включает в себя ...

Учебные проекты, как средство развития исследовательских навыков младших школьников.

Работа затрагивает аспекты проектно исследовательской деятельности на уроках английского в начальной школе....