Статья. Возможно, ещё урок английского?
статья по английскому языку

Кулинич Наталия Юрьевна

Язык международного общения позволяет уверенно чувствовать себя в любой ситуации, развиваться интеллектуально и профессионально. В мире, настроенном на глобализацию, навык общения с представителями других культур особенно актуален. И учителя, и родители отлично понимают, что изучение английского нужно не только тем, кто свяжет с ним будущую профессию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulinich_n.yu_.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            Статья        

                                                                                                                       

Возможно, ещё урок английского?

Российское общество претерпевает глубокие изменения. Нет такой сферы, где эти изменения не происходили бы. Они коснулись в том числе и Школы, несмотря на то, что это один из наиболее консервативных общественных институтов. Реформы в образовании до сих пор не завершены. Это создает существенные трудности как для учащихся, так и для учителей.

Рассмотрим эти изменения с разных позиций. Что именно изменилось? В первую очередь, изменились сами учащиеся. Многие из них отличаются «клиповым мышлением», основными причинами которого можно назвать возросший поток информации и современный уровень технических возможностей. Главными недостатками «клипового мышления» являются отсутствие интереса к чтению, невозможность концентрации внимания, ослабление чувства сопереживания, ответственности и плохая долговременная память. Все эти недостатки, особенно отсутствие концентрации и памяти могут негативно влиять на освоение учащимися иностранных языков.

А между тем, знание иностранных языков в современном мире трудно переоценить. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности и требование всё большего числа специалистов, свободно владеющих как разговорным языком, так и профессиональной терминологией – это современный посыл, прежде всего к выпускникам школ и их педагогам. Основные специфические знания, безусловно, будут получены уже в высших учебных заведениях, но основа языка, должна быть заложена ещё в общеобразовательной школе.

С другой стороны, использование именно английской терминологии в компьютерных технологиях, создает дополнительную необходимость качественного обучения предмету. При этом следует отметить, что перевод некоторых технических и технологических терминов существенно отличается от литературного и разговорного значения. Всё это требует формирования у учащихся «чувства языка», которое могло бы позволить им правильно применять и использовать свой словарный запас: слова, идиомы, выражения, обороты и т.д.

Возросшие материальные возможности граждан, расширение услуг в сфере туристического бизнеса сделали более доступным посещение англоговорящих стран. Это может сыграть положительную роль в языковой подготовке, если этот положительный фактор был реализован семьёй (что, к сожалению, не всегда возможно).

По сообщению министра образования и науки Ольги Васильевой, иностранный язык с 2022 года станет обязательным предметом единого государственного экзамена, который школьники должны сдавать для получения аттестата. При этом уже с 2020 года такая сдача будет осуществляться в штатном режиме по нескольким регионам в рамках пилотного проекта. Министр также напомнила, что в 2017 году Министерство образования и науки убрало тестовые части во всех предметах, кроме иностранного языка. И это означает, что «страна медленно, но верно готовится к ЕГЭ по иностранному языку» [2]. Таким образом, иностранный язык в 2022 году станет четвертым обязательным предметом для аттестации. Причем, вопрос о дифференциации на базовый и углубленный (профильный) уровни до сих пор остается открытым. Сейчас экзамен по английскому на ОГЭ и ЕГЭ сдается по выбору самого учащегося. Он состоит из двух частей: письменной и устной. Для подготовки к письменной части есть возможность тренироваться в грамматике как по учебнику, так и по дополнительным методическим пособиям и/или билетам прошлых лет. С этой целью на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки есть раздел «Открытый банк заданий ЕГЭ» с упражнениями по письму, аудированию, языковому материалу. Там же опубликованы задания для тренировки чтения и выработки правильного произношения. Эти примеры используются при составлении вариантов КИМ (контрольно-измерительный материал) ЕГЭ. Существует (хоть и очень незначительная) вероятность, что именно они попадутся на экзамене. Однако, если этого не произойдет, то задания будут аналогичными. И тем не менее и дети, и родители должны понимать, что сдача ЕГЭ по английскому языку – задача сложная, прежде всего потому, что мотивация для обучения у детей невысокая. Сдачу же обязательного экзамена можно считать мотивацией лишь отчасти.

Всем ясно, что выучить иностранный язык не просто, если нет постоянной практики, если вы не попали по воле случая в языковую среду. Там, разумеется, дело пойдет значительно быстрее. А вот создание в обычной непрофильной школе условий для качественного освоения этого предмета – дело реальное, если администрация школ будет поддержана родителями, обществом и властью.

Не секрет, что далеко не все дети обладают способностью к изучению иностранных языков. Это понимают все: и учителя, и родители, и сами дети. Но можно найти ключ к повышению интереса к предмету и заинтересованности в его успешной последующей сдаче. И начать этот процесс надо, как можно раньше, чтобы к аттестации ученик лучше ориентировался в школьной программе. Сейчас она построена таким образом, что в общеобразовательных школах на английский выделено 3 часа, а в гимназиях и лицеях – 10-11 часов в неделю. Это объективная реальность для учеников 5-8 классов. А в начальной школе, начиная со 2-го класса на изучение английского языка отводится всего два часа в неделю. При этом программа обучения довольно объёмная.  Освоить её помогут дисциплина и хороший учебный материал. Однако нам видится ещё один возможный путь повышения уровня подготовки – применение в большом количестве различных игровых технологий. Возникает естественный вопрос: «Где взять на это время в рамках утвержденной образовательной программы?» И вот здесь-то на помощь и должна прийти власть и Министерство образования. Если в учебный процесс в начальной школе (именно в сетку обязательных часов, а не во внеурочные занятия) добавить всего один час, предназначенный для освоения тех же элементов программы, но в игровой, нестандартной форме, это позволит не только повысить мотивацию детей, но и поспособствует формированию тяги к иностранному языку.

        Действительно, дидактическая игра может стать одним из самых эффективных средств решения этих задач. Ведь всё, что изучается с интересом, запоминается быстро, а всё, что изучается в развивающей игре, запоминается навсегда. Ни один иностранный язык невозможно изучить без запоминания новых слов. И здесь также помогает игровой момент, особый приём. Он способен включить учеников в новую тему, в элемент соревнования и т.п. Результатом может стать «общая, богатая впечатлениями работа учащихся на уроке» [1, с.80].  Организуя на уроке игровое пространство, можно создать творческую, радостную и непринуждённую атмосферу, установить отношения партнёрства и сотрудничества между учениками и учителем, разрушить границы между учащимися. При этом следует учитывать, что эмоциональное состояние учителя, использующего игры на уроке, должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует, ведь «в отличие от других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. В этом смысле играет не только ученик, но и педагог» [1, с.79].

        Возможность применения игровых технологий на протяжении всего урока с одной стороны, позволило бы учащимся закрепить полученные ранее знания, а с другой – сделать это без принуждения, с особым удовольствием. Кроме того, увеличилась бы частота уроков английского языка в сетке учебных часов без особого напряжения для учащихся. Выполнение домашних заданий в качестве подготовки к такому уроку не обязательны, напротив – такой урок являлся бы не только отличным закреплением пройденного материала, но также позволил бы раскрыться творческому потенциалу учащихся в языковой сфере.

Язык международного общения позволяет уверенно чувствовать себя в любой ситуации, развиваться интеллектуально и профессионально. В мире, настроенном на глобализацию, навык общения с представителями других культур особенно актуален. И учителя, и родители отлично понимают, что изучение английского нужно не только тем, кто свяжет с ним будущую профессию.

Всё это будет способствовать так необходимым нашему обществу гуманизации и демократизации школы.  

Литература и источники

  1. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 128 с. – (Серия «Уроки для педагогов»).
  2. https://www.kp.ru/daily/27055.4/4121670/

                                                          Автор  статьи    Кулинич Н.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Возможности образовательных учреждений в социальной адаптации детей и подростков

Статья представляет собой презентацию работы педагогического коллектива МОУ СОШ № 16 с.Казьминского Кочубеевского района ставропольского края по социальной адаптации детей и подростков...

Статья "Возможности использования игровых технологий в развитии у учащихся ведущих умений и навыков"

В статье представлен опыт моей работы по теме  "Возможности использования игровых технологий в развитии у учащихся ведущих умений и навыков"...

Статья "Возможности возрождения нравственных поступков студентов педагогического училища в процессе воспитательной деятельности"

Статья "Возможности возрождения нравственных поступков студентов педагогического училища в процессе воспитательной деятельности"...

Статья "Возможности возрождения нравственных поступков студентов колледжа в процессе воспитательной деятельности"

Статья "Возможности возрождения нравственных поступков студентов колледжа в процессе воспитательной деятельности"...

Статья "Возможности использования LearningApps.org (приложения Web 2.0) на уроках в малочисленных разновозрастных классах-комплектах сельской малокомплектной школы"

В статье представлено описание интерактивных игр и заданий, позволяющих разнообразить и сделать более качественной самостоятельную работу учащихся на всех этапах урока....

статья "Возможность поработать руками на уроке математики"

В статье поднимается вопрос о том, что учителя должны по возможности предоставлять учащимся на уроке работать руками: измерять, вырезать, чертить...