Главные вкладки

    Почему важно использование видеоматериалов в процессе обучения аудированию?
    статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

    Бочарова Юлия Сергеевна

    Овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, задача весьма сложная. Обучающиеся прилагают достаточно много усилий для изучения иностранного языка. Есть много известных способов, как изучить иностранный язык, многие из них очень эффективны. В данной статье предоставляется исследование, в котором рассказывается об одном из таких способов. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Авторская статья учителя иностранных языков Бочаровой Юлии Сергеевны                ГБОУ ЦО №633 Калининского района, г. Санкт - Петербург

     «Использование видеоматериалов в процессе обучения аудированию»

    Овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, задача весьма сложная. Обучающиеся прилагают достаточно много усилий для изучения иностранного языка. Есть много известных способов, как изучить иностранный язык, многие из них очень эффективны. В данном исследовании рассказывается об одном из таких способов.

    Большое значение для изучения иностранного языка имеют аутентичные видеофильмы, аудио и видео  курсы. Магнитофонная учебная запись в настоящее время является самым распространенным средством слуховой наглядности. Однако, стоит задуматься о внешней стороне естественной речи: мимики, движениях, жестах. Более широкие возможности в изучении иностранного языка предоставляют аудиовизуальные средства: кино, учебное телевидение, видеозаписи. Видеофильмы и кинофрагменты  используются в целях интенсификации учебного процесса и придания ему максимальной коммуникативной направленности. Они создают дополнительную языковую среду и воспроизводят речевую ситуацию звуковыми и зрительными средствами. За короткий промежуток времени, отведенный на просмотр видеосюжета или видеофрагмента, учащийся получает большой объем информации сразу по двум каналам: зрительному и слуховому. Зрительный ряд помогает лучше запомнить языковые структуры, расширить вокабуляр и стимулирует развитие речевых навыков и навыков аудирования.

    Использование видеоматериалов в обучении иностранному языку базируется на одном из старейших и основных методических принципов - принципе наглядности. Целесообразность использования видео в учебном процессе объясняется:  

    1. доступностью видеоматериалов, которые могут быть записаны с различных источников;
    2. наличием определенного опыта пользования видеотехникой и видеопродукцией;
    3. возможностью более активной творческой деятельности преподавателя.

    Известно, что презентация учебного материала при помощи видео характеризуется рядом определенных особенностей. К названным особенностям можно отнести следующие:

    1) информация представляется средствами искусства, что обусловливает наличие образной модели введения материала. Основной характеристикой названной модели является наличие сюжета и композиции. Данный факт подчеркивает близость образной модели к искусству с одной стороны, а с другой - отличие такой модели от традиционных средств обучения иностранным языкам; в этом случае предполагается эмоциональное изложение учебного материала и его эмоциональное восприятие. Использование видео на уроке способствует возникновению "эффекта соучастия и сопереживания с героями", что в свою очередь создает на занятии условия реальной мотивированной коммуникации. Эмоциональные мотивы в деятельности обучаемых связаны с формированием оценочного отношения;

    2) информация подается динамично, что усиливает результативный аспект обучения, увеличивает плотность общения на занятии, а, следовательно, повышает эффективность всей обучающей деятельности. Динамичность и эмоциональность введения материала способствуют запоминанию информации, увеличивая вероятность воспроизведения данного содержания в будущем;

    3) информация, презентируемая при помощи видео, обладает высокой степенью авторитетности. Названная авторитетность видеоинформации обеспечивается фактором аутентичности используемых в учебном процессе видеоматериалов, что порождает высокий уровень доверия к воспринимаемой информации со стороны обучаемых.


    [Комаров Ю.А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку с средней школе. // Методики обучения иностранным языкам в школе/ Отв. ред. М.К. Колкова. - Спб.: КАРО, 2006. - С. 188-203. (Комаров: 2006, 188)]

    Методика использования видеоматериалов.

    Методика включает в себя три этапа: допросмотровый (преддемонстрационный), просмотровый (демонстрационный) и послепросмотровый (последемонстрационный), подкрепляющихся специальными заданиями, выполнение которых требует концентрации внимания.

    Перед выбором материала видеофильмов необходимо учитывать состав изучающих иностранный язык, их возраст, интересы, знание языка, а также языковые предпосылки. Следует обратить внимание также на следующее:

    • с какой целью используется материал видеофильмов - для общего или полного понимания;
    • какие продуктивные цели ставятся - для устной коммуникации или для создания текста того или иного сообщения;
    • соотносится ли выбранный материал с программой, учебным процессом, каковы уровень языковой сложности, соотношении звука и изображения;
    • как должен представляться материал видеофильма - до, во время или после работы с сюжетом;
    • какие формы работы использовать (индивидуальные, парные, групповые).

    Типология упражнений разработана по трем этапам:

    1) перед просмотром - обращение к жизненному опыту учащихся  

    вхождение

    - через музыку

    - через ассоциограмму

    - через зрительный материал

    2) во время просмотра

    задания

    - по видеоинформации

    - по языковой информации

    - по сюжету и персонажам фильма

    3) после просмотра

    - заполнить информационную таблицу

    - описать главных героев

    - сделать пересказ сюжета с опорой на записи

    - сделать сообщение, используя список идиоматических выражений

    - обработать дополнительный материал по теме и представить его в виде доклада;

    - сравнить формальные и разговорные высказывания;

    - организовать проект "Найди людей в своем окружении, которые узнали что-либо похожее";

    Примеры работы с видеоматериалами.

    7 класс, систематизация знаний по теме "Телевидение"

    Новости являются одним из самых сложных видов телепередач с точки зрения аудионаглядности, т.к. очень высок темп речи дикторов, много новой лексики, и идет быстрая смена сюжетов. Но с точки зрения визуальной наглядности новости дают много информации, на которую следует обратить внимание учащихся, чтобы облегчить общее понимание видео-фрагмента.

    Перед просмотром составляется ассоциограмма, опираясь на предшествующий опыт учащихся. "Какие темы чаще всего освещаются в новостях: визиты политиков, выборы, катастрофы, юбилеи ,что-то необычное, прогноз погоды и т.д."

    Предлагается назвать страны, названия которых часто встречаются в новостях - подпись внизу экрана

    Предлагается назвать основные каналы немецкого телевидения - значок канала в правом верхнем углу

    Предлагается прочитать прогноз погоды по карте или по газете

    Предлагается прочитать вопросы к выпуску новостей, уточнить значение незнакомых слов

    Во время просмотра можно делать краткие пометки, подчеркивать слова из ассоциограммы

    учащиеся отвечают на вопросы после просмотра, используя простые предложения или придаточные дополнительные с союзом "что": "Я узнал, что", "Журналисты/репортеры сообщили, что:"

    На российском телевидении часто идут детский ток-шоу, где вопросы участникам могут быть заданы из различных областей знания. Это может затруднить восприятие учениками такой передачи на иностранном языке из-за большого объема информации. Поэтому видеоматериал должен тщательно отбираться с тематической и языковой точки зрения.

    Ученикам 7 класса предлагался фрагмент "Tabaluga-TV" по теме "Знаешь ли ты своего друга?" Такой фрагмент может быть показан в завершении темы "Мой друг", когда ученики достаточно владеют лексикой и умеют задавать и отвечать на вопросы, подобные тем, которые они услышат в ток-шоу.

    Перед просмотром им предлагаются задания по типу "multiple choice" и вопросы, уточняется значение незнакомой лексики.

    Во время просмотра понимание видеофрагмента и ответы на вопросы, а также учащиеся высказывают свое отношение к такому жанру TV-передач, сравнивают их с идущими на российском TV.

    В заключение можно сказать следующие:

    Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам способно существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя.

    Следует подчеркнуть важность использования фильмов в учебном процессе при обучении аудированию звучащей речи. Во-первых, потому что экранные средства для современных детей являются обычными и любимыми, и встреча с ними на уроках иностранного языка доставляет им радость. Во-вторых, само использование указанного средства помогает учителю раскрывать свои творческие способности. В-третьих, использование экранных средств помогает учителю расширить номенклатуру ситуаций в пределах отрабатываемой темы, привнося каждый раз что-то новое, что вызывает интерес у учащихся и даёт им импульс для высказывания и, следовательно, позволяет более полно осуществлять коммуникативную направленность процесса обучения. А также видеоматериалы являются средством развития межкультурной компетенции учащихся.

    Используемая литература:

    1. Комаров Ю.А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку с средней школе. // Методики обучения иностранным языкам в школе/ Отв. ред. М.К. Колкова. - Спб.: КАРО, 2006. - С. 188-203. (Комаров: 2006, 188)
    2. Willis D. The potentials and Limitations of Video // Video-applications in ELT. - Pergamon Press, 1983.
    3. Allan M. Teaching English with Video // Video-applications in ELT. - Pergamon Press, 1983.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование текста в процессе обучения иностранному языку

    Использование текста в процессе обучения иностранному языку...

    Использование ИКТ в процессе обучения математики

    Методический материал представлен в виде презентации, где показоно как я исспользую ИКТ в процессе обучения учащихся...

    Использование ИКТ в процессе обучения музыке в классе гитары ДШИ.

    В статье излагается опыт применения ИКТ в учебном процессе....

    Использование ИКТ в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

    Отчёт по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности....

    Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике

    В процессе обучения физике выделяют следующие направления использования ЭОР: •  в условиях традиционного обучения: при подготовке учителя к уроку; непосредственно учителем на уроке; как основа с...

    Важнейшие направления в интеграционном процессе обучения на уроках ритмики в коррекционной школе- интернате 7 вида.

    Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на практике и систематизировать новые формы и направления, а так же разрабатывать и примен...

    Использование видеоматериалов в процессе преподавания биологии

    Считаю, что современный учебный процесс немыслим без применения сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, так как...