Доклад на тему "Развитие речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка посредством игровых технологий"
консультация по английскому языку

Зайнуллина Марина Вячеславовна

"Учись, играя!"- девиз современных и влюбленных в свой предмет педагогов. Скучные и нудные способы преподавания, как известно, вызывают у учащихся только желание отвлечься и заняться более интересным делом. Так как же не превратить процесс обучения в неинтересную лекцию, а наоборот, заинтересовать ученика? Тем более в таком важном и необходимом предмете как иностранный язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rechev_deyatelnost.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «ЦИМО МОУ»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Доклад

для районного методического объединения

«Развитие речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка посредством игровых технологий»

Подготовила:

Учитель английского языка

«МОУ Лямбирская СОШ №1»

Зайнуллина М. В.

Лямбирь 2020  г.

В наши дни  английский язык выходит на первое место по международной значимости, он стал основным средством международного общения и общечеловеческого единения.

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся, их подготовка к жизни в быстро меняющемся информационном обществе.

В ходе учебного общения на занятиях по иностранному языку создаются естественные условия для достижения ими коммуникативной успешности. Реализация данных условий осуществляется на основе внедрения в учебный процесс специально разработанного комплекса заданий.  

Педагогическое мастерство учителя иностранного языка заключается в его умении организовать учебный процесс на уроке таким образом, чтобы учитель и ученик выступали как речевые партнёры, умеющие и желающие общаться. Вызвать желание общаться, «растворить « обучение в общении – центральная задача коммуникативного метода обучения иноязычной речи.

Организация активной речевой деятельности является наиболее сложной из тех задач, которые стоят перед учителями иностранного языка. Успешному решению этой задачи в значительной степени способствует игра, особенно на начальном этапе обучения языку. В процессе игры не только формируются речевые навыки, но и воспитывается речевое поведение и манера общения, эффективно работает непроизвольное запоминание. Наконец, что особенно важно, возникает радость общения.

– Игровые упражнения развивают фонематический слух, восприятие речи, внимание, память; повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых.

– Пение, хоровая декламация способствуют овладению учащимися навыками правильной артикуляции, формируют чувство ритма и темпа.

– Изобразительная деятельность (рисование, лепка, работа с мозаикой и использование трафаретов) активизирует умственную и речевую способности.

– Разгадывание ребусов, кроссвордов стимулируют творческое мышление, память, внимание, развивают лексические навыки.

Информационные технологии

     Электронные материалы содержат более интересные дидактические упражнения, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков для работы в классе.  Использование на уроках английского языка Интернет - ресурсов помогает решать ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети: страноведческий материал, онлайн словари; совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

Игровые технологии

      Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр можно применять в работе над любым из видов речевой деятельности.

Практически любое «сухое» упражнение можно сделать увлекательным, предложив детям роль. Тем самым это упражнение как бы превращается в игру, что расковывает психологически, снимает напряжение. Скажем, вместо того, чтобы поставить задачу «сделать предложение отрицательным», предложите детям роль «Фомы неверующего». Приведу пример.  Педагог показывает на дверь и говорит:  

-This is a window.

Учащийся это отрицает, строя отрицательный ответ и отрицательное предложение  и заодно закрепляя его в своей памяти;

- Oh, no, it isn’t so. It isn’t a window.

Педагог показывает пустые руки, но говорит:

- I have a book in my hand.

Учащийся, соответственно, его поправляет:

- Oh, no, it isn’t so. You have no book in your hand.

Главное, в достижении цели развития речевой деятельности учащихся стараться преподносить детям информацию не скучным нудным тоном, читая по книжке очередное правило, а постараться, к примеру, попросить детей представить ту или иную ситуацию, в которой могло бы это правило оказаться полезным и попросить применить его.  Например: «Дети, существует в английском языке специальная конструкция  для обозначения местонахождения одного или нескольких предметов there is/are. Схема построения утвердительного предложения такая, записывайте...» Как правило, на этом моменте дети начинают зевать, и если вы это замечаете, их можно взбодрить неожиданной для них фразой, к примеру такой: «Петя, посмотри какие предметы лежат на твоей парте? Давай перечислим их, посчитаем и представим, что ты описываешь своему другу англичанину какие предметы и сколько присутствуют на твоем столе». В такие моменты воображение ребенка активизируется и интерес к текущему процессу возрастает, учащийся старается научиться правильно составить предложение непринужденно, не чувствуя давления, что также нормализует психологическую ситуацию на уроке.

Таким образом, дети, сами того не замечая легко усваивают новую и казавшуюся им ранее сложную и неинтересную тему.

Существует широкий выбор игр, нацеленных на развитие речевой активности школьников:

  • Приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как домино или лото, и шарады, загадки, конкурсы.
  • Сюжетно- ролевые игры, когда ученик воображает себя, к примеру, водителем автобуса или пассажиром, гидом или туристом, родителем или ребенком, а все присутствуют на импровизированном спектакле.
  • Это и специфически лингвистические игры(грамматические игры, лексические игры, фонетические игры, орфографические игры).
  • Дидактические игры как форма обучения иностранному языку используется и на занятиях , и в самостоятельной жизни учеников. Их особенность состоит в том , что усвоение детьми языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание у них непроизвольны.
  • Подвижные игры детей создают благоприятную почву для развития их двигательной активности, укрепления здоровья, способствуют решению определенных учебно- воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку.
  • Ролевая игра относится к виду творческих игр. Проводящаяся на иностранном языке, она дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь ребенка

Театрализация на уроке

Также один из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком является театрализация. Она активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс интересным.

Предложите группе детей сыграть сценку из любимой сказки, диалог из учебника или даже из их любимого мультфильма. Старайтесь направлять детей таким образом, чтобы они использовали в речи изученные ранее правила и лексику, но не ругайте их за ошибки, так как дети начнут испытывать стресс и неловкость за свои недочеты и, в конце концов, могут закрыться психологически. Объясняйте детям, что допускать ошибки- нормально и не стыдно, тем более в процессе изучения чужого для них языка.

Также, применяемые на уроках физминутки и песенки, только подогревают интерес детей своими простыми и легкими в запоминании рифмами и движениями. Таким нехитрым способом дети, сами того не замечая, знакомятся с новой лексикой и фразами. Пример физминутки для младших школьников:

Педагог показывает один палец, импровизирует бег на месте и говорит: One, one, one- I can run!

Педагог показывает два пальца и прыгает: Two, two, two- I can jump too!

Педагог показывает три пальца, замирает в смешной позе: Three, three, three- Look at me!

Дети с удовольствием повторяют такие физминутки за педагогом и процесс учебы становится для них интереснее.

Для опытного учителя любой вид работы может превратиться в увлекательную игру. Для этого достаточно, давая задание, поставить вопрос: Кто лучше? Чуй рассказ лучше? У кого диалог лучше? Кто лучше описывает картинку?

        Игра повышает интерес к предмету, снимает напряжение, обеспечивает устойчивое, непроизвольное внимание, воспитывает чувство ответственности перед товарищами, развивает стремление преодолеть трудности. Именно игра должна быть одним из главных видов упражнения в говорении на начальном этапе обучения языку. Задачей учителя является создание учебно-речевой ситуации, наиболее приближенной к действительности, реализующей акт речевого общения через предложенные учащимися роли в рамках школьных УМК.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно-речевое развитие учащихся на уроках иностранного языка

                           Обучение иностранному языку направлено на развитие способности детей к общению.Основу...

Развитие креативности учащихся на уроках иностранного языка посредством различных видов проектов

Развитие творческих способностей - креативности учажихся является одной из наиболее значимых проблем современной школы, так как воспитание  именно творческой, самодостаточной и целеустремлённой л...

статья Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством применения ИКТ

Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, зубрежками и оттарабанив...

Формирование речевых компетенций на уроке иностранного языка посредством Интернет технологий

Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам, интеграция интернет средств в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:• формировать и...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий

Активизация познавательной деятельности учащихся на урокаххимии с помощью игровых технологий...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством применения ИКТ.

Широкое использование информационных технологий в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование.Применение компьютеров на уроках значительно повышает интенсивность учебного проце...

Сообщение на тему: "Активизация речевой деятельности учащихся на уроках иностранных языков"

Сообщение на тему: "Активизация речевой деятельности учащихся на уроках иностранных языков"...