Мастер–класс «Арт-педагогические технологии на уроках английского языка»
статья по английскому языку

Алексеева Надежда Георгиевна

Арт-педагогика-это современное, формирующееся практико - ориентированное направление педагогической науки, представляющее собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса развития детей через искусство и художественно-творческую деятельность.Преподавание английского языка позволяет мне реализовать включение в учебный процесс различных арт-технологий, которые позволяют сделать процесс обучения более насыщенным и интересным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер–класс

«Арт-педагогические технологии  на уроках английского языка»


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Все говорят, что понедельник - день тяжёлый! Но это ведь не так, мои друзья! Ведь этот день-начало жизни новой!

 Всё начинается ведь снова с понедельника не 
зря! Мы строим планы и диеты начинаем иль в спорт уйти решаем навсегда!        И понедельник нас немного вдохновляет, что вдруг на небе жизни засияет новая звезда!                
А я люблю тот самый понедельник! Он энергичен, динамичен и как встарь,           я отрываю весело листочек воскресенья, смотрю с надеждою на новый день я в календарь!   Остался всего лишь один понедельник до начала нового учебного года, поэтому  я предлагаю вам немного отдохнуть.  Но, одно условие: отдыхать будем все вместе и старательно. Я буду рассказывать вам притчу, а вы будете мне помогать. (Начиная свой рассказ учитель раздаёт участникам мастер-класса семена называемых им растений. По ходу повествования ведущий показывает участникам движения и предлагает выполнять их вместе).

Итак… 
В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал в своём саду несколько новых аллей. Однажды друзья подарили ему семена разных деревьев. Это были желуди старого дуба, несколько орехов, лёгкие невесомые «вертолётики» – семена клёна, семена яблони, груши, семена сладкой оранжевой хурмы, семена кедра… (Сядьте, пожалуйста, поудобнее; прикройте голову руками; представьте, что вы - семена).Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю, даже разговаривал с семенами. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. (Участники понемногу поднимают руки вверх).

У ростков раскрываются листочки (руки над головой, ладонями вперёд), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки резко разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце (руки не опускать).
Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей. Молодые питомцы садовника растут, улыбаются и кланяются соседним деревьям, приветствуя их по утрам (участники мастер-класса выполняют соответствующие движения). Наступает осень, и каждое растение щедро благодарит садовника своими плодами и новыми семенами.

Это был элемент арт-технологии. Спасибо, вы прекрасно справились!

Дорогие коллеги! Мы с вами и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства, желания и любви зависит, будут ли будущие урожаи щедрыми. А поскольку я сегодня – садовник перед садовниками, то я очень с волнуюсь и тоже хочу получить свой урожай. Может быть, щедрый, а может быть – и не очень. Всё зависит от того, сочтёте ли вы наше занятие интересным и полезным.

Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителя нового подхода к преподаванию, поиска новых интересных методик и технологий. Одной из таких эффективных технологий стала для меня арт-технология, которая предполагает опору на творчество школьников,  позволяет интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.

Арт-педагогика-это современное, формирующееся практико - ориентированное направление педагогической науки, представляющее собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса развития детей через искусство и художественно-творческую деятельность.    

Преподавание английского языка позволяет мне реализовать включение в учебный процесс различных арт-технологий, которые позволяют сделать процесс обучения более насыщенным и интересным.

Арт- педагогика предполагает изменение роли учителя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Ребенку должно быть интересно, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен

Приемы  арт - технологии: выразительное чтение, инсценировка, этюд, ролевая игра,  театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи,  основы театральной культуры, создание спектакля.

Хочу остановиться на таких приемах как этюд и  ролевая игра.

Этюд. Владение этим элементом техники, техники контактного взаимодействия, позволяет выстроить режиссерское действие школьного урока. Этюды могут быть одиночные, парные и групповые.

Одним из примеров группового этюда является инсценировка. Упражнения типа “читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)” занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке иностранного языка.  Для того, чтобы инсценировка была более зрелищной и запоминающейся,  использую на своих уроках  шапочки с надписями, картинки, рисунки, игрушки. Инсценировка всегда у нас начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. “Magic bag” Учащийся достает из волшебного мешочка, не глядя в него, маску или шапочку, или игрушку и играет роль того персонажа, маску которого он достал.

Перед тем как приступить к инсценировке на уроке, отрабатывается лексика из диалога с помощью разных упражнений:

– Представьте, что на улице идет дождь. Дождик смыл слова с афиши. Давайте восстановим текст афиши. 

– Одеваю маску Незнайки и говорю “I am Neznayka today”. Помогите мне составить выражения для нашей инсценировки.

–Затем мы читаем составленный рассказ по ролям и инсценируем его.

Для учащихся третьих классов, которые уже могут читать, можно использовать прием “выразительного чтения” (одиночный этюд). Но это чтение тоже необычное! Предлагается детям прочитать тот или иной текст, стихотворение от лица, например, великана или лилипута, Буратино или Мальвины, или любого другого сказочного героя. До этого, они отработали на предыдущих уроках лексику по темам “Внешность” и “Черты характера”.

Humpty-Dumpty
Sat on a wall,
Humpty-Dumpty
Had a great fall;
All the King's horses
And all the King's man
Couldn't put Humpty
Together again.

Some bunny ears are very tall,
Some bunny ears are very small.
Some bunny ears are soft and floppy,
Some funny bunnies are hop-hop-hoppy!
Some bunny noses are black as ink,
Some bunny noses are pale and pink.
Some little bunnies are snuggly-cozy,
Some funny bunnies are sniffly-nosy.

Иногда предлагаю ребятам самим провести физкультурную минутку от лица кого – либо. Например, «Simon says». Нужно делать только то, что говорит Саймон. Simon says: “Touch your nose”, “Raise your hand”. Дотрагиваются до носа или поднимают руку. Дети выполняют движения. В какой-то момент ведущий называет и выполняет движение без приставки «Simon says». Те, кто уловил разницу и не сделал движение выиграли.

Ролевая игра – это еще один прием арт- педагогики. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Она обладает большими обучающими возможностями.

Ролевая игра имеет образовательное значение. Дети, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Для организации игры нам приходится заботиться о реквизите. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. При этом, приходится учитывать интересы, темперамент, взаимоотношения между учащимися в группе, индивидуальные особенности каждого ученика.

См. Приложение №1 Сценарий сказки «Репка».

В старших классах популярна  свободная ролевая игра.  При ее проведении сами учащиеся выбирают лексику, которую они будут использовать, и как будет развиваться действие. Учитель дает тему игры. Класс делится на 2 группы, которые сами составляют различные ситуации и распределяют роли.

Изучая тему “Спорт”, я предлагаю ученикам организовать пресс – конференцию с известными спортсменами по теме “Профессиональный спорт вреден для здоровья”. В течение 10 минут две группы работают над предложенной ситуацией, обсуждают ее, распределяют роли. Далее начинается сама игра, действие которой идет импровизированно.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что использование ролевых игр на уроках помогает сохранить интерес к английскому языку на всех этапах изучения, способствует созданию благоприятного психологического климата, повышает эффективность учебного процесса, учащиеся овладевают видами речевой деятельности как средством общения.

Благодаря использованию арт-педагогики на уроках, постоянно поддерживается интерес к изучению предмета. Креативный процесс - это стимул становления и развития ребенка в том случае, если он протекает несколько спонтанно.

На этом я свое выступление завершаю. И конечно же я хотела бы узнать какой получился мой урожай. Для подведения итога я предлагаю каждому ряду свой метод: 1 – Метод пословицы. Отметьте какое впечатление осталось от моего выступления. «Каша в голове», «Ни в зуб ногой» «Светлая голова». 2 – Метод «ХИМС». Вам нужно продолжить фразы.

Хорошо

Интересно

Мое настроение

Возьму с Собой

Спасибо за внимание! Есть ли у вас вопросы?

Приложение №1

Выходит дед, важно оглядывая огород и собравшуюся публику. Вдруг он видит огромную репку.

Grandad: Oh! My God! What a big turnip!

It`s great! I want to pull it out!

ONE! TWO! THREE! (утирает пот со лба)

Oh! I can`t! Hey, Granny, come here!

Help me, please!

 Выходит бабка.

Granma: Oh! Jesus Christ! What a big turnip!

It looks tasty! Let`s pull it out! (берётся за дедку и тянут вместе)

ONE! TWO! THREE!

 Oh! We can`t! Jane, come here! Help us, please!

Выходит внучка.

Granddaughter: WOW! What a big turnip!

It`s super! Let`s put it out!

ONE! TWO! THREE! Oh! We can`t!

Doggy, come here! Help us, please!

Выбегает Жучка.

Dog: Bow – Wow! Bow – Wow! Bow – Wow! What a big turnip!

It`s super! Let`s pull it out!

ONE! TWO! THREE! Oh! We can`t!

Pussy, come here! Help us, please!

Выбегает кот

Cat: Mew – Mew – Mew! Oh! What a big turnip!

It`s marvelous! I`m very strong! I`m Pussy!

Let`s pull it out!

 ONE! TWO! THREE! Oh! We can`t!

Mouse! Come here! Help us, please!

На сцену выбегает мышка.

Mouse: Squeak – squeak - squeak! Oh! What a big turnip!

It`s lovely! I`m very strong! I`m Mickey!

Let`s pull in out!

ONE! TWO! THREE!

(репка встаёт со стула и все радуются)

Turnip: Thank you very much!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Обучение условным предложениям на уроках английского языка»

Обучение условными предложениями на уроках английского языка в старших классах сложно, но интересно. Многие мои коллеги считают, что преподаватели английского языка находятся в привилегированном...

Мастер-класс "Использование интерактивной доски на уроках английского языка"

материал предназначен для учителей, начинающих осваивать интерактивную доску. Доклад содержит основную информацию о ИД. Практическая часть представлена файлом .notebook (для чего необходимо установить...

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроке английского языка как средство оптимизации процесса обучения"

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроке английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...

Мастер -класс " Обучение устной речи на уроках английского языка"

Тема: Обучение устной речи на уроках английского языкаЗадачи: 1. Ознакомить с новым форматом устной речи в  ЕГЭ (задания С3-С6) по английскому языку2. Вовлечение учащихся и учителей в работу по р...

Мастер-класс «Технология развивающего обучения на уроках английского языка»

Все мы в жизни решаем проблемы, именно поэтому огромное значение приобретает педагогическая организация процесса социализации – включение в деятельность ученика специально организованной ситуации обще...

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка интегрированного типа".

В этом мастер-классе показана работа со звуками на интегрированном уроке английского и татарского языков....