Cистема упражнений для обучения аудированию как цели и как средству обучения на уроке английского языка
методическая разработка по английскому языку

Юлия Дмитриевна Эрберг

В методике существует два пути обучения аудированию. Первый путь предполагает обучение аудированию в процессе выполнения специальных упражнений, т.е. аудирование выступает как цель обучения. Второй путь указывает на необходимость сочетания упражнений в аудировании с элементами говорения, чтения, и письма. Т.е. аудирование здесь выступает как средство обучения другим видам речевой деятельности. Многие современные методисты объединяют эти два пути. Они предлагают учить аудированию как цели, а затем как средству, и поэтому они считают, что система упражнений для обучения аудированию должна включать в себя как специальные, так и неспециальные речевые упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_erberg_yu.d.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Ю.Д. Эрберг

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №5

Город Луга

Методическая разработка системы упражнений для обучения аудированию как цели и как средству обучения на уроке английского языка

В методике существует два пути обучения аудированию. Первый путь предполагает обучение аудированию в процессе выполнения специальных упражнений, т.е. аудирование выступает как цель обучения. Второй путь указывает на необходимость сочетания упражнений в аудировании с элементами говорения, чтения, и письма. Т.е. аудирование здесь выступает как средство обучения другим видам речевой деятельности. Многие современные методисты объединяют эти два пути. Они предлагают учить аудированию как цели, а затем как средству, и поэтому они считают, что система упражнений для обучения аудированию должна включать в себя как специальные, так и неспециальные речевые упражнения.

Следующие специальные упражнения можно использовать на уроке для обучения аудированию как непосредственной цели обучения.

Упражнение №1. Прослушать диалоги. Проставить номера диалогов под картинкой, соответствующей диалогу. Это может быть и описание в виде монологов. Прослушать диалоги и отметить на плане комнаты, в которые заходят ребята.

Упражнение №2. Игра “Bingo”. Обучающиеся получают карточки с одним или несколькими словами. Учитель называет букву, если она есть в слове, её следует зачеркнуть. Когда зачёркнуты все буквы, обучающийся должен выкрикнуть “Bingo”. Разновидностью упражнения может быть следующее: раздаются карточки с цифрами, принцип игры сохраняется. Карточки или цифры могут повторяться. В этом случае учителю нужно точно знать, какие цифры стоят на карточках, чтобы не превратить упражнение просто в счёт от 1 до 100. На карточках могут вместо цифр быть картинки с изображением каких-либо предметов. Услышанное слово отмечается крестиком. Выигрывает тот, кто первым отметил все слова.

Вариантом игры “Bingo” с цифрами может служить другое упражнение. Ученики рисуют квадрат с девятью клетками и вписывают в него цифры в заданных пределах, например, от 1 до 20. Учитель не по порядку называет цифры от 1 до 20, обучающиеся зачёркивают цифру, если она стоит в квадрате, первый, кто зачеркнёт все цифры, кричит “Bingo!”

Упражнение №3. Визуальный диктант. Это очень распространённый вид упражнения, который, помимо формирования навыков аудирования, тренирует обучающихся в употреблении некоторых грамматических явлений или лексики. Диктант можно использовать при прохождении любых тем. Например, при прохождении темы «My house/room», ученикам раздаются незаполненные планы квартиры или комнаты, в которых они, ориентируясь на слух, должны расставить мебель.

Предлоги места также предоставляют возможность использования данного вида упражнения. Диктант, если нет его аудиозаписи, учитель может составить сам, но нужно помнить, что содержание должно быть интересным и необычным, чтобы создать момент неожиданности, дополнительную мотивацию. Например, предложить обучающимся заглянуть в комнату мальчика, после того, как он поиграл с друзьями, искал свой дневник, оставил там своего щенка и т.п. Определить количество слов в услышанных предложениях. В списке слов, словосочетаний или предложений отметить те, которым соответствуют услышанные иноязычные.

Упражнение №4. Для развития антиципации следует приостанавливать звучание текста (можно неоднократно) и побуждать обучающихся к прогнозированию продолжения текста. Рекомендуется прослушать предложение и составить собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным. Прослушать фрагмент текста и найти его место в графическом тексте. Предложенный ряд картинок разложить в последовательности, прогнозирующей содержание текста. Определить, кому из персонажей текста могут принадлежать предложенные реплики.

Упражнение №5. Обучающиеся сидят в кругу, учитель говорит шёпотом предложение одному ученику, он должен передать другому и т.д. Предложение может быть произнесено только один раз. Здесь происходит тренировка кратковременной аудитивной памяти и внимания.

Упражнение №6. Один обучающийся выходит из класса. Учитель показывает остальным предложение и называет по одному слову из этого предложения каждому обучающемуся. Когда ученик входит в класс, все начинают произносить свои слова, его задача понять смысл высказывания, в идеальном варианте расставить все слова по своим местам, чтобы получилось “говорящее предложение”.

Упражнение №7. Учитель включает видеозапись, ученики садятся спиной к экрану. Их задача — попытаться, как можно полнее представить себе визуальную картину происходящего. Затем сравнить свои впечатления с реальным изображением.

Неспециальные упражнения направлены на обучение не только аудированию, но через него говорению, чтению, письму. Цель этих упражнений: обучать аудированию как средству обучения другим видам речевой деятельности. Такими упражнениями можно считать следующие:

  • Упражнения для обучения восприятию диалогической речи «со стороны»: прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему; прослушайте начало диалога, составьте его окончание; прослушайте запись, перескажите разговор действующих лиц; прослушайте диалог, записанный на кассету, перескажите его в форме монолога (прокомментируйте его, дайте характеристику одному из действующих лиц, подберите к нему заголовок и объясните его) и т.д.; найдите место, где можно и нужно вмешаться в разговор с целью уточнить какое либо сообщение; выделите новую для вас информацию; выскажите свое мнение о логичности построения диалога товарищей; озаглавьте (укажите) тему беседы; добавьте информацию для собеседников А и Б.
  • Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге: прослушайте ряд вопросов, записанных на пленку, дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе; прослушайте начало диалога (полилога), продолжайте его в парной работе; по мере восприятия диалога в записи (или фрагмента кинофильма), замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями. Воспроизведите затем диалог в новом варианте в парной работе и т.д.
  • Упражнения для обучения восприятию монологической речи: прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы; воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины и т.д.); просмотрите фильм (диафильм), объясните его основную идею; выделите в речевом сообщении куски и озаглавьте их; прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: тема сообщения, действующие лица, краткое изложение содержания, основная идея, оценка прослушанного.

Регулярные занятия, имеющие целью формирование навыков аудирования, позволяют заполнить пробелы в навыках восприятия иноязычной речи членов группы, снять эмоциональный барьер и чувство страха перед аудированием, которые так характерны для учащихся. Бесспорно, что только такой принцип работы, начиная с первых дней изучения языка, направленный на формирование механизмов аудирования, поможет преодолеть психологический барьер, трудности, возникающие при понимании содержания иноязычного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера.

В данной статье представлены некоторые идеи, направленные на оптимизацию процесса обучения и преодоление языкового барьера....

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов...

Создание комфортных условий при обучении видам речевой деятельности на среднем этапе обучения на уроках английского языка

БОУ г. Омска "СОШ №17"       Описание опыта работыучителя английского языкаТорба Ларисы Викторовны  Тема: «Создание комфортных условий при обучении в...

Аудирование как цель и как средство обучения.

В данной работе рассматривается ряд важных вопросов, связанных с обучением понимания речи на слух ...

Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....