Рекомендации по работе с учениками группы риска.
материал по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Боченина Марина Михайловна

Рекомендации  учителям по работе с учениками группы риска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_rabote_s_uchenikami_pamyatka_2.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с учениками группы риска.

Проблема ученика

Пример рекомендаций

Протестное поведение: активный или пассивный протест

1. Налаживайте персональный контакт с учеником. Протестуют перед значимыми людьми. Раз протест возникает на ваших уроках, значит, ваша реакция ему важна. Не отталкивайте ученика. Старайтесь обращаться по имени и в ровном тоне. Минимизируйте негативные комментарии в его адрес.

2. Помогите протесту выражаться не в виде отказа от учебной деятельности, а в виде прямого обсуждения отношения к происходящему. Кратко произнесите, что видите: «У меня впечатление, что тебе не нравится это делать», «Я думаю, тебе хочется, чтобы я тебя не спрашивала». Дайте ответить. Не переубеждайте. Вместо этого кивните, произнесите свое пожелание: «Я хочу, чтобы ты участвовал в обсуждении», «Мне нужно посмотреть, как ты решаешь».

3. Реагируйте на содержание высказываний ученика, следите за формой своих высказываний.

4. Выскажите прямую похвалу за любое качество или действие ученика, которое считаете наиболее ценным в нем: «мне нравится, что ты задумываешься об этом», «у тебя хорошее чувство юмора», «молодец, что доделываешь до конца». Не добавляйте никаких «но», «а вот если бы еще…» и прочее, это перечеркнет похвалу.

5. Ищите и создавайте условия, в которых ученик получит опыт успеха на работе: сможет высказать свое мнение, которое вы воспримете с интересом, получит высокую оценку, выполнит задание и пр.

Провокационное поведение

1. Понаблюдайте за провокатором и поймите, какую выгоду он получает от своей провокации: ваше внимание, внимание класса, возможность не делать задание, избежать скуки и др. Поймете выгоду, тогда сможете искать способы, как дать ее иначе.

2. Подумайте, что ученик может делать вместо провокации, занят ли он полезным и положительно оцениваемым делом, в котором может достичь успеха прямо на этом уроке. Если нет, дайте ему любое задание, которое даст ему это.

3. Реагируйте на содержание провокации. Например, задайте вопрос, действительно ли ученик так думает; кивните и согласитесь; скажите, что не можете согласиться, и кратко назовите свой аргумент; назовите какое-то нейтральное или положительное качество ученика, которое видно из его шутки, поступка («ты, я вижу, думал об этом», «тебя действительно не беспокоит ЕГЭ?», «ты в самом деле считаешь, что все дело в интеллекте Пьера?»).

4. Оказывайте превентивное внимание ученику-провокатору. Он пытается донести какую-то информацию до вас, только не в прямой форме. Постарайтесь показать, что вы слышите, видите и готовы учитывать его, желательно при условии, что он ведет себя по принятым правилам. Правила называйте кратко и спокойно: «говорим по очереди», «обзываться нельзя», «едят в столовой».

5. Поговорите наедине. Скажите, что заметили, что в каких-то ситуациях (например, «когда мы обсуждаем отношения героев», «когда кто-то хорошо отвечает», «когда ты не знаешь, как делать задание») он делает («ты начинаешь шутить вместо того, чтобы сказать свое мнение всерьез», «ты критикуешь», «ты привлекаешь к себе внимание какими-нибудь шумными поступками»). Старайтесь, чтобы это звучало не как критика, а как призыв к совместному обсуждению происходящего

Школьная дезадаптация

1. Следите, чтобы у обучающегося на уроке были учебник, тетрадь, необходимые принадлежности. Не допускайте, чтобы он отсиживался на уроке.

2. Вовлекайте в занятие. Давайте посильные задания. Ориентируйтесь на индивидуальный прогресс ученика. Не допускайте, чтобы он терпел неудачи на ваших уроках.

3. Используйте модель «4 цели проблемного поведения» Р. Дрейкурса, чтобы понять психологическую цель ученика. Для этого:

– наблюдайте за тем, какое чувство вызывает у вас проблемное поведение ученика: раздражение, гнев, обиду, ощущение бессилия;

– если ваше чувство – раздражение, значит, цель ученика – привлечение внимания. Оказывайте ему внимание заранее, потратьте силы на то, чтобы показать ему, что он имеет для вас значение и вы относитесь к нему с интересом. Поддерживайте и поощряйте даже минимальные позитивные действия и сдвиги;

– если ваше чувство – гнев, то цель ученика – борьба за власть. Видимо, он постоянно ощущает давление (на ваших уроках или с взрослыми вообще). Не действуйте агрессивно (в том числе нельзя с ехидством, насмешкой и т. п.). Спокойно проявляйте необходимую власть, вместе с этим давайте выбор, где это можно. Где нельзя, позволяйте ученику выразить его недовольство или несогласие. Уважайте личные границы. Не касайтесь того, что не относится к конкретному заданию. Не обсуждайте личные качества ученика;

– если ваше чувство – обида, значит, ученик за что-то мстит вам или всем взрослым. Не реагируйте «ударом на удар». Отнеситесь как к «раненому». Постарайтесь проявить терпение и тепло. Можете сказать о собственных негативных чувствах («Мне обидно», «Очень неприятно это слышать»), но не об ученике. Восстанавливайте отношения. Не позволяйте себе грубость, запугивание, обесценивание;

– если вы ощущаете безнадежность или жалость, то цель ученика – уклонение, избегание неудачи. Сосредоточьтесь на поддержке малейших конструктивных действий. Не поддерживайте беспомощность, настраивайте на постепенное продвижение. Поддерживайте усилия, награждайте за результаты (похвала, отметка, внимание к достижению). Не критикуйте.

4. Следите за тем, чтобы ваши требования и реакции были ясными и предсказуемыми. Выставляя оценки или обсуждая работу, говорите о критериях. Не срывайтесь на учениках. Если устали или находитесь в негативном состоянии, уделите себе столько времени, сколько сможете, восстановите свои ресурсы (побудьте в тишине, выпейте чаю, поговорите с тем, кому доверяете, постарайтесь выспаться и т. д.). Не выплескивайте на учеников то, что к ним не относится, а свои оценки и реакции преподносите только в профессиональной форме.

5. Разнообразьте учебную деятельность, используйте все доступные возможности образовательной среды (разные методы преподнесения материала и проверки знаний). Стройте урок так, чтобы его основой была опора на мышление, рассуждение, а не на память


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по работе с детьми группы риска

Данные рекомендации дают краткую характеристику "групп риска",  определяют формы и методы работы педагога, социального педагога с различными группами...

План воспитательной работы с учеником «группы риска»

План воспитательной работы с учеником «группы риска»...

Рекомендации по работе с учащимися "группы риска"

Ø  Трудные дети – это те, чьё поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм.Ø  Дивиантное поведение – отклоняющееся от принятых в обществе норм, не обусловленное...

Рекомендации по учету психологических особенностей школьников разного возраста в работе с детьми группы риска

Для того чтобы понимать мотивы поведения и действий детей, а также причины, побуждающие ребенка совершать проблемные поступки, педагогам, родителям необходимо знать его возрастные психологические особ...

Методические рекомендации педагогам по организации работы с детьми группы риска.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинс...

Рекомендации по работе с учениками группы риска.

Рекомендации учителям по работе с учениками группы риска....

Особенности работы с учениками группы риска

Рекомендации учителям по работе с учениками группы риска....