Применение современных методов и приемов преподавания английского
статья

Логинова  Юлия  Михайловна

Обзор  современных  методов  и технологий  преподавания  английского  языка  студентам

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение современных  технологий  и методов  обучения  на  уроках  иностранного   языка

 В  соответствии  с современными  требованиями  ФГОС    основными  целями  обучения  иностранному языку  в средних  профессиональных  заведениях (СПО) является  формирование  коммуникативной  компетенции,  в  самом широком  смысле понимания, а также  профессиональной  компетенции.

 Сюда входит  и совершенствование  восприятия  и понимания  иноязычной речи на слух, говорения, чтения  и письма на иностранном языке;  расширение кругозора о странах изучаемого языка;  формирование умений для практического использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности..

В настоящее время работаю в автотранспортном  колледже, и, наверно как и многие  другие  мои  коллеги, понимаю, что преподавание иностранного языка в СПО имеет свою  специфику.

 Во-первых, даже поступившие в колледж с хорошими отметками не уверены в своих силах, уверены, что не обладают способностями к изучению иностранного языка - это проблема психологического характера. Во-вторых, попадая в языковую ситуацию, студент  боится, что скажет  что то  не так, и в конечном итоге предпочитает молчать. В-третьих, основной поступающий  контингент  студентов  имеет  достаточно слабую подготовку и низкую  мотивацию  к изучению  предмета.

Преподаватель же должен следовать  программе, в соответствии с которой он строит  процесс обучения, и согласно которой студенты уже  имеют за плечами базовый уровень знаний и умений.

 

Иностранный язык занимает особое положение в учебных заведениях СПО: студенты считают, что они поступили в колледж для того, чтобы получить какую-то специальность, а иностранный язык им не нужен.  Задачей  преподавателя является  показать  важность  владения  иностранным  языком, зажечь  интерес   к изучению  предмета  и по возможности  поддерживать  это  вдохновение  в  процессе  своей  повседневной  работы.

Немаловажным  фактором успешного обучения является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к процессу  обучения  и понимание необходимости  овладения знаниями в этой области.

 Формирование мотивации – это и создание благоприятного  климата на уроке,  и применение  нетрадиционных  форм  урока,  и использование  современных  технологий  и методов  обучения.

Игра – очень эффективный прием в  преподавании  иностранного языка, универсальное средство  для превращения стандартного занятия  в увлекательное усвоение   знаний.

Путаница — составить слово из перепутанных букв, задание на проверку знания  графического образа  лексической единицы. Очень удобно  работать  с закреплением слов  по теме «Устройство автомобиля»:  chassis, gearbox, windscreen, .. и т.д.

Подпиши картинку — приготовить карточки с изображениями по теме. Ученики вписывают на карточки или в тетради слова. Можно  подписать, например, названия элементов интерьера автомобиля. Либо назвать  правильно  различные  типы  автомобилей  по  картинке.

Найди соответствие — задание на карточках. Слова разделены на два столбика. Необходимо соединить линиями слово и его перевод.  Также  для  более  сложного  уровня  можно  соединить  слово (термин)  и объяснение  его  значения  на иностранном  языке.

Ping – pong – преподаватель  быстро  называет  слово  учащемуся,  тот  обязан  быстро дать  противоположное значение,  как вариант дать перевод слова. Таким же  образом количественные числительные  превращаются в порядковые. При желании  можно  использовать  мячик.

Saу  Yes  or  No -  Задание заключается в том что  учащиеся  должны  дать  правильный  ответ  на вопрос,  но  ответив  только  «да  или «нет». Например: “Can you drive the car? – No, I  can  not.”;   “ Are  you  a student? – Yes, I  am”.

Похоже  на  игру  Пинг-Понг.

Guess the word”. После того как слова по конкретной   теме были выучены и повторены, преподаватель задумывает слово и просит отгадать его. Обучающиеся задают вопросы «Is this…?»    Вопросы задаются  по  очереди,  либо  учащиеся  работают в 2 – 3 командах.

        

Восстановить слово: на  запоминание  графического образа изученных слов. Учащийся должен вписать отсутствующие буквы. Например:   exp__sive (expensive),  indi__tor (indicator),  h__lth (health)). Такое же задание можно дать  в качестве устной работы на разминку в виде презентации.

Исчезнувшие слова — даны предложения на иностранном языке с пропусками и список слов вперемешку. Ученики должны прочитать предложения и вставить слова из списка в пропусках. Например: To ensure (safety) you should go through maintenance regularly.

Третий лишний — в ряде слов найти лишнее и вычеркнуть его. Например: doctor, driver, tire, turner.  Цепочку  слов  можно  удлинить.

Крестики-нолики – можно использовать  проектор и большую  пленку с нарисованной  таблиццей, либо  просто  нарисовать мелом  на доске большой КВАДРАТ, разбитый  на 9  секторов, в каждом из  которых либо «о». либо «х».

Каждая  команда  по очереди  угадывает  зашифрованное  в каждом секторе слово  / определение / грамм. Форму. При правильном ответе сектор открывается.

Побеждает  занявший полностью горизонталь таблицы.

Таким образом можно повторять активную  лексику, числительные, прошедшую форму глагола ит.д……

Ментальная  карта (интеллектуальная  карта) – либо «карта памяти»

Представляет  собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой. Карта позволяет  удерживать одновременно в сознании большое количество информации,

Очень полезное упражнение  для того чтобы  находить связи между отдельными участками, недостающие элементы, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок.

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. –
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). –
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Примером интеллект-карты является ассоциативный ряд с тем же словом. Вместо слов можно использовать рисунки или символы, не забывая при этом правила создания интеллект – карт. Например, можно составить  интеллект-карту по теме: «Виды  путешествий – преимущества и недостатки каждого вида».  Пример одной  ветки:

(Travelling -          by bus / advantages – comfortable, cheap, beautiful views… /  disadvantages – slow, exhausting,  noisy… и т.д.

 Чаще всего интеллект-карты используются на уроках английского языка для:

1. Работы с лексическим материалом: – введение новой лексики – закрепление новой лексики – контроль лексики.

 2. Работы с грамматическим материалом. Можно составлять интеллект – карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.. 3. Работы с текстовым материалом. Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т.д. . Обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор. Интеллект-карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания.

5. Для представления результатов проектной деятельности. Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта.

Метод помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

Синквейн- используется  обычно на этапе «Рефлексия». Слово «синквейн» происходит от французского слова (от фр. cinquains, англ. cinquain), которое означает «пять» (в дословном переводе – «пять вдохновений»).

 Синквейн – это специфическое нерифмованное  стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по теме: 1строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание, которое обозначает объект или предмет, о котором  речь;  2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта; 3 строка – три слова (глаголы или причастия прошедшего времени), описывающие характерные действия, объекта;  4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме;  5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, обобщающие или расширяющие смысл темы или предмета .

Можно подвести итоги пройденной темы.  Я использовала  метод при завершении темы “Means of  Travelling”, “Duties  of Automechanic”,  и др.

Аудиолингвальный   метод, т.е. понимание иностранной речи на слух, становится доступным  при  использован  аутентичных  аудио  и видео записей.   Характерной особенностью при этом является метод аналогии, используемый при запоминании новых слов. Вы запоминаете основные языковые конструкции и клише,  наиболее часто используемые в повседневном общении.

Хорошо зарекомендовал себя  метод  при изучении  диалогов «Прокат автомобиля», «Диалог клиента  с автомехаником»,  «Как найти  дорогу», и т.д.

Видеоклипы, используемые  с учебной целью, также помогают повысить  способности восприятия иноязычной речи на слух, и повторить  профессиональные  термины по теме урока. Например, видео клип  “10 things  Every car owner Should  Know” помогает  закрепить  материал  «базовое  ТО автомобиля».

Активные методы обучения, используемые сегодня, предполагают подробное изложение материала преподавателем и активное участие студентов в приобретении знаний и навыков. Таким образом  студенты сами находят необходимые им данные для  решения  задачи, и  сознательно эти  данные  усваивают.

К активным методам обучения можно отнести

  • использование игр и игровых ситуаций,
  • введение проблемной ситуации в урок,
  • метод проекта,
  • метод  дискуссий,
  • круглые  столы, конференции, и т.д.

Дебаты  (дискуссия)  - Основным назначением данной технологии является обучение студентов приемам дискуссии, поиска  истины,  обучение умению аргументировать точку  зрения.  Проблемная ситуация рассматривается с различных сторон, противоположных позиций, в процессе  чего  происходит   развитие интеллектуальных, коммуникативных и лингвистических навыков.

В качестве  примера могу  привести фрагмент  урока,  где  студенты  был разделены  на  микрогруппы,  в зависимости  от  того,  какой  вид  путешествия  они  предпочитают,  и получили задание  в течение 10 минут подготовить аргументы в пользу  своего  выбора, представив преимущества ( а также  и недостатки)  выбранного  способа  путешествия.

Кроме  того, студенты  должны  были  грамотно  ответить на вопросы   одногруппников. Таким образом, между  группами  возникла беседа-дискуссия  о  преимуществах  того  или  иного  способа  путешествия.

Проблемная  ситуация -  студенту  нужно  самостоятельно  подобрать  ключи  и методы  решения  некой проблемной ситуации, используя  имеющиеся  в распоряжении  стандартные клише  и выражения, а также спланировать свое  речевое  поведение  соответственно  цели. На уроке “Trouble  with  the  Car”  учащимся  были  предложены  ситуации с поломкой  автомобиля, где  им самостоятельно  нужно  было  построить  диалог с  мастером СТО с целью выявления и устранения  неисправности. Учащиеся  использовали  карточки  с подсказками, где они могли найти ключевые фразы, и выбрать из списка  необходимое название элемента.

 Другой  пример  решения  «проблемы» - это выполнение  учебного  задания с целью  бронирования  номера  в гостинице, на  определенные  даты, на  уроке  «Arrival  of  the  Foreign  Guest». Причем  у обоих сторон, на обоих концах провода, есть  свои четкие установки, цели,  следуя  которым  они  и выстраивают  диалог. Каждый  учащийся обязательно  имеет карточку-подсказку с популярными  речевыми  клише  по теме.

 Активные методы позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными. Активные  методы и новые современные технологии позволяют подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств,  уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ительсон Е.И. «Об отношении учащихся к иностранному языку как учебному предмету»// Ияш. – 2011. – 7. – С. 73-77.

2..Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 155с.

3.Самойлова, Т.А. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие /Т.А. Самойлова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 92с.

4.Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990. – 242с.

5. Лапшова А. В., Воронина И. Р. – Технология дебатов как условие эффективного обучения студентов.

6.Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. – 208 с.

7. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: РосмэнПресс, 2007. – 120 с

8. http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml 

9. http://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуативные приемы активизации лексики. Статья по проблеме преподавания английского языка

Как активизировать лексику на уроках иностранного языка? Как сделать так,  что бы учащиеся не боялись говорить на иностранном языке на уроке? В статье рассматриваются  эти вопросы и даются р...

Методические приемы преподавания английского в начальных классах

Использование различных приемов  преподавания английского языка в младших классах...

"Применение ИКТ и проектной технологии в преподавании английского языка в рамках реализации ФГОС".

Я подготовила доклад для выступления на районном семинаре на тему:  "Применение ИКТ и проектной технологии в преподавании английского языка в рамках реализации ФГОС". Надеюсь, что этот материал б...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНОФРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваетя роль информационных технологий в образовательном процессе, в частности в преподавании английского языка. Приведены ссылки таких информационных технологий, как подкасты, ин...

СТАТЬЯ "Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка"

Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка...

Статья "Эффективные методы и приемы преподавания английского языка"

В данной статье рассмотрены основные вопросы преподавания английского языка, что делает ее актуальной для учителей и репетиторов, а так же для родителей и учеников....