Особенности творческого развития в обучении иностранным языкам у детей младшего школьного возраста
статья по английскому языку

Эльчана Мамедова Фуад кызы

Особенности творческого развития в обучении иностранным языкам у детей младшего школьного возраста (Гараева Э.Ф,)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гараева Эльчана Фуад кызы,

Учитель английского языка

 Школы №509 Красносельского района

Города Санкт-Петербурга

Особенности творческого развития в обучении иностранным языкам детей младшего школьного возраста

        Творческие способности формируются и развиваются в деятельности абсолютно любого человека. Именно поэтому для полного развития способностей нужно вводить ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в раннем возрасте дети проявляют интерес и учатся двигаться, танцевать, правильно петь и чувствовать ритм мелодий, рисовать, заниматься лепкой, аппликацией и многое другое. Чуть позже дети начинают фантазировать, пробуют придумывать и сочинять различные рассказы, запоминают небольшие стихотворения, также начинают пользоваться конструкторами. После того, как они поступают в школу, заметно увеличиваются возможности введения ребёнка в ту или иную деятельность.

        Творческие способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе употребление. Обычно ребёнок не проявляет какие-либо способности, когда он бездеятелен и безучастен к какому бы то ни было делу и труду. Но не каждая деятельность, которая включает в себя ребёнка, позволяет себе сразу сформировать и развить творческие способности к ней.

        Для того чтобы деятельность с пользой влияла на развитие способностей детей, она должна действовать по некоторым условиям:

  1. У младших школьников деятельность должна вызывать значительные и постоянные положительные эмоции, а также приносить ребёнку чувство удовлетворения и радости. Благодаря всем этим признакам у детей возникнет желание по собственной инициативе, без чьего-либо вынуждения заниматься ею. Живая заинтересованность и желание выполнить работу возможно лучшее и необходимое условие того, для того чтобы деятельность благоприятно воздействовала на развитие творческих способностей ребёнка, необходимым и даже лучшим условием является то, чтобы была живая увлечённость и особое желание влиться в работу и выполнить её.
  2. Для того чтобы деятельность детей была творческой, им необходимо, например, чтобы драматические способности постоянно развивались в игровых и ролевых действиях.
  3. Также очень важно организовать деятельность детей так, чтобы они стремились к цели, чуточку превышающий их возможности. Особенно нуждаются во всё более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

        Развитию творческих способностей младших школьников помогают разные виды внеклассной и внешкольной деятельности, в частности кружковой работы, к примеру, такие как: художественные, музыкальные, танцевальные, литературные, драматические кружки, в которые необходимо вовлекать младших школьников.

        Между способностями личности была определена способность особого рода - создавать удивительные идеи, отходить в мышлении от стандартных схем, быстро устранять проблемные ситуации. Эту способность называют креативностью или творчеством. Под креативными способностями обучающихся понимают «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание».

        Креативность представляет собой некий состав мыслительных и личностных качеств. Одной из составляющих креативности является способность личности ребёнка. В отечественной психологии очень большое внимание уделяли проблеме творчества и широко разрабатывали эту проблему. На современном этапе многие исследователи занимаются поисками интегрального показателя, который мог бы охарактеризовать творческую личность. Такой показатель может представлять собой сочетание некоторых факторов, а также может рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А.В. Брушлинский).

        Рассмотрим несколько компонентов креативных способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.

        Для полного развития творческого мышления и воображения обучающихся начальных классов необходимо следовать следующим заданиям:

  1. Разделять объекты, ситуации и явления по разным основаниям;
  2. Определять причинно-следственные связи;
  3. Находить соотнесения и выделять новые связи между системами;
  4. Предполагать прогнозный характер;
  5. Выявлять противоположные признаки объекта;
  6. Распознавать и формировать противоречия;
  7. Различать нелогичные свойства объектов в пространстве и во времени;
  8. Описывать пространственные объекты.

        Творческие задания отличаются по таким характеристикам, как затруднение включающих в них проблемных ситуаций; трудность мыслительных процессов, нужных для их разрешения; вид выражения противоречий (они бывают явными или скрытыми).

        Вследствие этого можно выделить 3 уровня сложности содержания системы творческих заданий:

        Задания первого, то есть начального, уровня сложности представляются учащимся 1 и 2 класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет или явление. Творческие задания этого уровня включают в себя проблемный вопрос или ситуацию, делают предположения использования метода перечисления различных вариантов и рассчитаны для развития творческой интуиции и объёмного продуктивного воображения.

        Задания второго уровня сложности ориентировано на развитие элементов системного мышления обучающихся, эффективного воображения и прежде всего алгоритмических методов творчества. В заданиях данного уровня представляется проблемная ситуация или задания, которые содержат противоречия в ясной форме.

        Задания третьего уровня сложности называются открытыми задачами из различных областей знания, которые содержат в себе скрытые противоречия. Данного типа задания предоставляются учащимся 3 и 4 класса. Они предполагают в себе развитие различных основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

        Из чего можно сделать вывод, что переход на новый этап развития креативных способностей младших школьников совершается в процессе сбора каждым учащимся творческой деятельности.

        Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей, является самостоятельным, структурным элементом содержания образования: перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; самостоятельное видение проблемы, альтернативы её решения; комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие.

        Одной из наиболее важных и необходимых способностей человека, является воображение, которое протекает в младшем школьном возрасте. Кроме этого, можно добавить, что именно этой способности необходима специальная забота в плане развития. А развивается воображение планомерно в возрасте от пяти до пятнадцати лет. И если  в этот период не предпринимать никаких действий и не развивать воображение, то в дальнейшем может произойти быстрый спад активности этой функции. Наряду со спадом способностей человека фантазировать – человек может начать теряться, то есть возможность творческого мышления уменьшаются, интерес к искусству, науке и т.д. пропадает.

        Большую часть своей активной деятельности дети младшего школьного возраста выполняют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней так же является творческое воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

        Фантазия, как форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития, способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательного деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и в целом творчества.

        По словам Л.С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:

- построение образа, конечного результата его деятельности,

- создание программы поведения в ситуации неопределённости, создание образов, заменяющих деятельность,

- создание образов описываемых объектов.

        Для развития ребёнка очень важно формирование многих интересов.

Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребёнка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

        Дети в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обучения

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обученияС 2006 года я преподаю английский язык в МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкин...

Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста в условиях ОУ

Мой опыт работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы....

Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"

В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се...

Обучение грамматической стороне речи детей младшего школьного возраста.

      Что  же должен знать и уметь ученик , чтобы мы могли сказать  что он владеет той или иной грамматической структурой?...

Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в период адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»

В статье представлен опыт работы по адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР). Обозначена структура основных компонентов диагностического обследования навыков поведения и воспитанности о...

Статья: "Методы и приёмы используемые в работе логопеда по развитию лексико_грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с ОНР lll уровня".

В статье описываются методы и приемы, используемые в работе логопеда по развитию лексико - грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предста...