Использование приемов диалогической речи на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7 класс)

Михайлова Татьяна Сергеевна

В статье рассмотрено диалоговое обучение на уроках английского языка его цели, технологии диалогового общения, формы групповой работы, в которых испоьзуется диалоговое обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов диалогической речи на уроках английского языка.

                                                                                                                                        Цель образования состоит в том, чтобы  заменить ум незаполненный на ум, открытый для наполнения.

Малкольм Форбс

 В соответствии с ФГОС построение образовательного процесса должно походить с учетом индивидуальных, возрастных , психологических и физиологических особенностей учащихся.

 Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.

Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Значит особенностью современного урока иностранного языка должна стать его коммуникативность. На уроках учащиеся должны общаться.  

 В современной методике обучения иностранным языкам акцент делается на обучение диалогическому общению, так как это одна из основных  форм речевого общения.

Под диалогом понимается форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

 Диалоговое общение ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но в тоже время значимых для каждого участника задач. Диалог исключает доминирование одного участника, одного мнения над другими. Диалоговое обучение позволяет решать несколько задач:

  • развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  • решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  • развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;
  • обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку   учит  работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

 Диалоговое обучение успешно решает еще одну существенную задачу: снятие нервного напряжения, переключение внимания, смена форм деятельности.  

Среди диалоговых технологий выделяют:

  • проблемно-поисковые диалоги,
  • дидактические игры,
  • учебные дискуссии,
  • эвристические (незапланированные) беседы,
  • анализ конкретных ситуаций.

При составлении диалогов учащиеся должны уметь:

1) задавать вопросы разных типов;
2) логично, последовательно отвечать на поставленные вопросы;
3) использовать различные реплики реагирования в процессе общения;
4) употреблять различные вводные лексические структуры и клишированные выражения;
5) пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких как,  выражения согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовлетворения, просьбы, вежливого отказа и т.д.

  • При обучении школьников диалогической речи решаются следующие основные задачи:
  •  Во-первых, необходимо дать понятие диалога во всем его многообразии, в его естественной форме, чтобы учащиеся убедились, что вопросно-ответная форма — лишь частный, хотя и самый распространенный случай диалогического общения. На различных примерах следует показать ученикам, что речь лишь тогда будет живой, естественной и по-настоящему диалогической, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражение различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка фактов и т. д.
  •  Во-вторых,  следует обучить учеников нужным репликам (клише), натренировать их до уровня автоматизма при употреблении в конкретной ситуации.
  •  В-третьих, необходимо научить обучающихся обмениваться этими репликами в соответствующих ситуациях, т. е. научить их вести собственно диалог. Осуществлению этих задач, помимо чисто методических приемов, помогает непосредственно языковой материал учебников с системой лексических подборок, специальных упражнений и текстов

На уроках можно использовать следующие формы   общения:

  • семинар;
  • дискуссия;
  • обсуждение сообщений, докладов, рефератов;
  • мини – конференции;
  • аукцион знаний;
  • презентация рефератов;
  • викторины;
  • мозговая атака;
  • брейн – ринг;
  • КВН;
  • пресс – конференция;
  • час вопросов и ответов;
  • творческие и познавательные мероприятия;
  • деловые игры.

В настоящее время иcпользуются следующие формы групповой работы: «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «презентация рефератов», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если у школьников имеются первоначальные знания( т.е определенный лексический запас) и представления, полученные ранее, основанные на занятиях или в жизненном опыте. При работе с учениками 5-7 классов целесообразно начинать с наиболее простых форм – «вертушка», «большой круг». Такие формы ценны тем, что они позволяют ребёнку не только выразить своё мнение, но и, услышав аргументы партнёра, иногда изменить свою точку зрения или отказаться от неё. При изучении таких тем как: «How do you treat the Earth? », «What are you good at?», «How do you spend your free time?», «The world of money», «The English speaking world», происходит не только обмен информацией и взаимное общение, но и создаётся ситуация успеха. А успех - это залог положительного отношения к учёбе, к себе, стимул к активной работе.

  • Для учащихся 3-6 классов можно рекомендовать стимулирующие к диалоговой речи  карточки ,например: составь вопрос и скажи партнеру о себе (предложена соответствующая лексика-do, where, live,you) или dog, cat, monkey (дай характеристику, задай вопрос).
  • Форма диалогового общения – «большой круг» проходит в три этапа. На 1 этапе учащиеся размещаются на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему (обозначает ситуацию). На 2 этапе каждый ученик индивидуально в течение 8 - 10 минут записывает своё предложение. 3 этап - по кругу каждый ученик зачитывает написанное, предлагаемое им решение.
  • Прием  «Таблица  толстых  и  тонких вопросов» можно использовать  на любой   на стадии урока  – это вопросы до изучения темы или во время изучения, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы . Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы –  это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные, развернутые ответы. Можно организовать работу по группам или командам.
  • «Аквариум» - форма диалога, когда  нескольким ученикам предлагается обсудить проблему перед остальными участниками. Малая группа выбирает представителя, которому она доверяет вести диалог по обсуждаемой проблеме. Могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Эта форма работы даёт школьникам возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются, как аргументируют свою мысль.
  • На старшей ступени обучения у учащихся большой популярностью пользуется игра «дебаты». Использование данной игры очень эффективно при изучении таких тем, как «Identity», «People and places», «A job for life», «Mass Media», «A good start in life».

 

Результатом использования диалоговой технологии обучения является создание условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и развития их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Сотрудничество и активная деятельность учителя и учащихся обеспечивает формирование и развитие универсальных умений, определяющих успешность деятельности учащегося. Использование диалогового обучения значительно повышает эффективность обучения учащихся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка

Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка.

Основные аспекты обучения диалогической речи на уроках иностранного языка....

Обучение диалогической речи на уроках английского языка

В основу обучения диалогическому общению в данной работе положены идеи компетентностного подхода и теории личностно-ориентированного обучения....

Коммуникативный метод обучения. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.

Коммуникативная тежнология  обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.     Зна...

Методы и приемы обучения диалогической речи на уроках английского языка

Этот материал будет интересен учителям английского языка, работающим  на начальной и средней ступени обучения...

Приемы обучения диалогической речи на уроках английского языка в средней школе.

Актуальность опубликованного материала обусловлена особым местом, которое занимает диалогическая речь в методике обучения иностранным языкам. В  данной статье я привожу приемы и методы...

Статья на тему: использование теневого театра при обучении диалогической речи на уроках английского языка.

Статья на тему: использование теневого театра при обучении диалогической речи на уроках английского языка.Выполнила: Егунова Ирина Владимировнаг. Новосибирск, МАОУ СОШ№218   Данная статья по...