Обучение диалогической речи на уроках английского языка
статья по английскому языку (10 класс) по теме

В основу обучения диалогическому общению в данной работе положены идеи компетентностного подхода и теории личностно-ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_2.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение диалогической речи на уроках английского языка

В основу обучения диалогическому общению мы положили идеи компетентностного подхода и теории личностно-ориентированного обучения.

        Компетентностный подход нацеливает педагога-практика на конечный результат – формирование коммуникативной компетенции, которая, наряду с другими коммуникативными умениями, включает навыки и умения диалогического общения, способы установления контактов с различными людьми (в том числе с носителями языка).

Формирование коммуникативной компетенции может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и сам он выступает, наряду с учителем, в качестве активного субъекта деятельности учения.

В документах по модернизации образования практикуется достижение функциональной грамотности во владении иностранным языком. Предполагается, что выпускник средней школы сможет свободно общаться с носителями языка. Тем самым подчеркивается актуальность обучения диалогическому общению.

        При выборе приемов-технологий обучения личностно-ориентированное обучение направляет учителей склоняться к приемам групповой, коллективной деятельности, деятельности в сотрудничестве, что особенно важно при обучении диалогической речи. Приемы, используемые нами при формировании коммуникативных умений говорения, именно ролевая игра, применение функциональных опор, парная и групповая работа, обучающие игры, составление легенды о персонажах диалогического общения, реальные ситуации общения  и пр. не противоречат принципам личностно-ориентированного обучения..

Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иностранной речевой деятельности.

На начальном этапе обучения основная его практическая цель состоит в формировании у обучаемых коммуникативного ядра - основополагающих навыков и умений иностранного обучения.

Важнейшими задачами, способствующими реализации воспитательно-развивающего и образовательного аспектов цели для начального этапа обучения иностранному языку, являются следующие:

• воспитание у учащегося устойчивого интереса к изучению их нового языка;

• развития их восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, индуктивного и логического мышления;

• развития их речевой культуры, культуры общения;

• воспитание у учащихся доброжелательного отношения к стране изучаемого языка и ее народу, желание и умение войти в мир иной культуры;

• формирование навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи и чтении;

• расширение с помощью иностранного языка представлений учащихся об окружающем их мире и о языке как средстве познания и общения.

При обучении говорению есть некоторые моменты, которые требуют специального обучения. Так, для умения общаться особую роль играют:

а) способность вступать в общение, свертывать его и возобновлять;

б) способность проводить свою стратегическую линию в общении, осуществлять ее в тактике поведения, вопреки стратегиям других общающихся. Для этого недостаточно уметь спрашивать и отвечать, а необходимо обладать достаточным запасом функционально разнообразных реплик;

в) способность учета каждый раз новых (иногда сразу нескольких) речевых партнеров, смен ролей партнеров, или обращенность общения;

г) способность прогнозирования поведения речевых партнеров, их высказываний, исходов той или иной ситуации.

При воспроизведении диалогов учащиеся выполняют следующие речевые функции (задачи):

  • предлагают что-то сделать,
  • сообщают что-либо,
  • сомневаются,
  • отказываются,
  • объясняют причину,
  • сожалеют о невозможности сделать что-либо по какой-то причине,
  • обещают подумать,
  • уточняют план работы,
  • выдвигают условие,
  • соглашаются,
  • предлагают другое,
  • поясняют свои предложения,
  • высказывают желание,
  • обещают сделать, заверяют в успехе,
  • назначают дату, встречу, руководителя, исполнителя,
  • аргументируют свой план, предложение, отказ,
  • советуют учесть что-либо,
  • выражают надежду, уверенность и так далее,
  • запрашивают дополнительную информацию,
  • высказывают мнение о…,
  • упрекают в чем-либо,
  • подбадривают,
  • ссылаются на опыт.

Главной особенностью общения является его эвристичность, т.е. незапланированность, нестандартность, непредсказуемость, творческое начало, вероятный характер. Это касается всех компонентов общения: выбора речевых задач, предмета, содержания, формы общения и его участников. Поэтому все, что делается на «диалогическом» уроке, должно развивать способность общающихся к эвристичночти, незаучённости высказываний, к умению осуществлять стратегию и тактику своего речевого поведения.

Разные темы проигрываются в различных видах диалога:

  1. обмена впечатлениями, мнениями;
  2. дискуссия (обсуждение);
  3. расспрос о произошедших событиях.

Управление речевым общением возможно осуществить с помощью соответствующей речевой ситуации и речевым поступком собеседника «сигналов-индикаторов управления» устно-речевой коммуникации. Коммуникативно-лингвистическое содержание этих сигналов и индикаторов представлено различными коммуникативными типами вопросов:

  1. наводящими;
  2. выясняющими, уточняющими;
  3. встречными, прерывающими, опережающими, провокационными;
  4. переспросами;
  5. приказаниями;
  6. требованиями;
  7. просьбами и другие.

Для того, чтобы достичь более высоких результатов в осознанном понимании и умении пользоваться языком как средством общения, необходимо пользоваться различными способами обучения диалогической речи:

  1. использование диалога-образца;
  2. основа пошагового составления диалога;
  3. ведение диалога посредством искусственного создания ситуаций общения.

Виды упражнений для подготовки к обучению диалогу:

- тренировочные упражнения:

  • имитационные. Суть учебной операции - повторение вслед за звуковым источником речевого материала;
  • подстановочные. Суть учебной операции воспроизведение речевых образцов, видоизмененных на основе данных элементов замены.
  • конструктивные. Суть учебной операции самостоятельное построение учениками высказываний с опорой на данной им языковой речевой или инструктивный материал.

- коммуникативные упражнения:

  • респонтивные, включающие вопросно-ответные упражнения;
  • ситуативные, включающие учебно-речевые проблемные ситуации, содержащие стимул к речи.
  • дискутивные. включающие учебную дискуссию и комментирование.
  • инициативные, включающие ролевые игры интервью, «пресс -конференции», различные виды импровизаций;
  • игровые, включающие разного рода загадки, шарады, игры типа «Справочное бюро», «Что в магазине ? и другие.

Для более плотного освоения и отработки диалогов можно предложить различные задания:

  1. восстановите диалог с пропусками, опираясь на слова на родном языке;
  2. дополните начало и концовку диалога по смыслу;
  3. закончите диалог на свое усмотрение.

Владение разговорной речью достигается путем практических тренировок в языковом общении, коммуникативной деятельности. Все ситуации обыгрываются в парах, затем в группах, переходя плавно в полилоги. Важно, чтобы школьники в дальнейшем могли не только понять партнера-собеседника, поддержать разговор, ответить на реплику, но и развернуть диалог до хорошего полноценного общения, понимая, о чем идет речь. Лексический материал, осваиваемый в процессе работы над диалогами, прочно входит в активный запас речи учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка

Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка.

Основные аспекты обучения диалогической речи на уроках иностранного языка....

Коммуникативный метод обучения. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.

Коммуникативная тежнология  обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.     Зна...

Теоретические основы обучения диалогической речи на уроке английского языка

Теоретические основы обучения диалогической речи на уроке английского языка...

Методы и приемы обучения диалогической речи на уроках английского языка

Этот материал будет интересен учителям английского языка, работающим  на начальной и средней ступени обучения...

«Ролевая игра как средство развития мотивации студентов при обучении диалогической речи на уроках английского языка»

В данной статье изложен теоретический материал по вопросу использования ролевых игр для совершенствования иноязычной диалогической речи обучаемых, создания атмосферы сотрудничества и личной заинтересо...

Интерактивные технологии обучения диалогической речи на уроке английского языка в 5 классе.

Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способ...