Коммуникативный метод обучения. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.
учебно-методический материал (английский язык, 5 класс) по теме

Шуликина Татьяна Георгиевна
Коммуникативная тежнология  обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.

     Значение  и роль иностранных языков и,  в первую очередь, английского языка, в современном мире,   в образовании,  увеличивается  год от года. Введение ЕГЭ по иностранным зыкам  выводит иностранные языки на роль ведущих предметов в обучении в школе  наряду с русским языком и математикой, подчеркивает значимость их в жизни современного образованного человека, человека 21 века. ставит задачу формирования и воспитания  всесторонне  развитой поликультурной языковой личности, способной к диалогу культур, т.е. к межкультурному общению. Как сказано в Методическом письме «О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»: ,, Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка”.

Коммуникативная компетенция - Компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективность способности общаться одного человека с другими людьми.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии[1].

Развитие коммуникативной компетенции – сложный, трудоемкий  и интересный процесс. Чтобы ученик заговорил, прежде всего, необходимо вызвать интерес,  создать мотивацию к этому виду деятельности.  Научить умению слушать, воспринимать иноязычную речь, понимать собеседника, расширять словарный запас,  увеличивать и углублять   общие знания по обсуждаемым темам,  изучать, познавать грамматический строй изучаемого языка,  овладевать  им и использовать,  формировать, развивать   и совершенствовать фонетические, лексические и  грамматические  навыки – это задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка. Достижению цели овладения коммуникативной компетентности  учащимися служит система методов и приемов.

 Дедуктивный метод – от общего к частному и индуктивный метод – от частного к общему используют при обучении говорению, для обучения диалогической и монологической речи.

Традиционная школа чаще использует дедуктивный метод, когда обучение говорению начинается с готового образца монологической или диалогической речи. Образец монологического или диалогического высказывания подается и рассматривается в качестве  своеобразного эталона или варианта высказывания для построения ему подобных высказываний. Обучение говорению по образцу начинается с восприятия  высказывания – монолога или диалога  на слух, с прослушивания. Высказывание, диалог   прослушивается целиком, повторяется  за записью или за учителем,  отрабатывается, разбираются его фонетические, лексические и грамматические особенности, отдельные элементы диалога с точки зрения построения  и этикета. Затем высказывание заучивается наизусть или близко к тексту.  После этого начинается  варьирование  лексического наполнения, отработка  отдельных элементов и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучиваемый. 

 Мне бы хотелось обратиться к дедуктивному методу и привести пример  высказываний, взятых за основу при обучении диалогической речи.  Диалоги  ситуативно  обусловлены. Иногда материала учебников, книг, пособий не хватает, поэтому разрабатываю  ситуации и пишу диалоги – образцы для использования на уроках. Надеюсь, что ими воспользуются как учителя, так и дети.

       Диалогическая речь на уроках английского языка

Ситуация. Знакомство.

 К вам в класс приходит новый ученик. Ты хочешь познакомиться с ним, узнать больше о нем и подружиться. Узнай его имя, сколько ему лет, где живет, чем интересуется,  что любит делать, есть ли  него друзья.

1- Hello! I am glad to meet you. My name is Oleg My surname is Ivanovo. I am your new classmate. I would like to know more about you.  What is your name and what is your surname?

2- Hello! I am glad to meet you too. My name is Maxim, my surname is Olav. I am 11 years old. How old are you?

1. I am 12 years old. I live in Moscow in Taldomskaya  street. It is not far from our school. Where do you live?

2- I live in Angarskaya street now. It is not very far from school either. I like to study English. What foreign languages do you speak?

1- I speak English and French. What are your hobbies?

2- My hobbies are English, collecting and playing computer games listening to music and collecting discs. What are your favourite subjects at school?

1. My favourite subjects at school are Mathematics and Physical Education. What are our favourite subjects?

2.  My favourite subjects are English French and Physical Education. I like to study languages and I like to travel. I go in for sports.

1- Do you play any musical instrument?

2- Yes, I do. I play the guitar. What are your hobbies? What do you like o do?

1- I like to play football and basketball. (I like to play tennis, hockey, badminton, volleyball) I like to play computer games and I collect computer games too. Have you got a lot of friends?

2- Yes, I’ve got lots, but I’ve got only one close friend.

1- As for me, I’ve got lots of classmates, but I’ve got only one close friend too. I am very glad to meet you. Let’s play football with our classmates at the week end.

2. OK. I like playing football and basketball.    See you soon. Good bye.

2- See you. Bye.

School Subjects. ( Школьные предметы).

Ситуация. Представь, что ты встретил своего знакомого из школы, в которой ты учился раньше.  Вы расспрашиваете друг друга  о школе и предметах, которые сейчас изучаете,  любимых предметах, интересах,  интересуетесь, есть ли  форма в школе.

1.      Hello, N! I am glad to see you.

2.      Hello, S. how are you?

1.      Fine! Any good news?

2.      I have good and excellent marks now. My new school is very nice. The classmates and teachers are friendly and nice.

1.      Oh, that’s good .Do you have any new interesting subjects this year?

2.      Yes, we do. We have Science, Information Technology and Drama.

1.      Drama? What do you do at Drama lessons?

2.      We study the history of drama, act out scenes, learn how to speak well, sing and dance. We act out short plays in Russian and even in English.

1       Oh, it’s very interesting! I have new subjects at school too.

 2.      What are they?

1.      I have Science, Information Technology French and History. And I like French very much

2.      Why? Is it difficult?

1.      No! It’s rather interesting. We listen to the tape; learn new words and poems by heart .study grammar. We read speak and write exercises. We enjoy learning French.

2.      What is your favourite subject?

1       My favorite subject is History

2       Oh! I like it too. What do you do in History lessons?

1.      In History lessons we listen to our teacher, discuss different problems, read and write in our exercise books.

2.      Why do you like History?

1       I like it because I learn a lot of interesting facts about the past and present.

 2.       That’s great! Tell me, do you wear a uniform?

1.      No, we don’t and you?

2.        We wear uniforms. The colours of our school uniform are blue, grey, black and white.

1. Do you like your school uniform?

2. Yes, I do. It’s so nice! Oh, I must go. It’s time for our football match. Good bye!

2.      Good bye. I was very glad to see you.

Our Summer Holidays.

Закончились летние каникулы. В школе ты встречаешь  знакомого ученика. Расспроси его,  как он провел летние каникулы,  где  был, что делал.

1       Oh, N! Hello!  Glad to see you! How are you?

2       Hi! Glad to see you, too. I’m fine. And how are you? You look so fine!

1       Glad to hear it.. My summer was very nice.

2       Really?

1       Oh, yes. I was abroad, I visited England.

2       Great! Did you visit London?

1       Yes, I did. I was in London and saw a lot of sights there and I spoke English every day.

2       Well, is your English better now?

1       Yes, of course. I studied English at Summer School and improved it. I met new friends there. And you? Where did you spend your summer holidays?

2       This summer I was in the country. I visited my grandparents. I was very lucky. The weather was fine all the time.

1       Good! What did you do in the country?

2       Well, I spent a lot of time outdoors swimming, diving, and riding the bike. And I helped my grandmother and grandfather about the house and in the yard.

1       Great! Did you like to spend summer holidays in the country?

2       Of course I did. In the evening we usually made a fire, played the guitar and sang songs.

1       Did you go to the forest?

2       Yes, my friends and me enjoyed picking berries and gathering mushrooms in the forest

1       And do you have any pictures?

2       Sure! I took a lot of pictures of my friends myself and my grandparents.

           And you? Would you like to visit England again?

1       Yes, of course! It was so interesting there Do you want to visit England?

2       Yes, I do. I hope I will.

1       Oh, the bell has gone. It is time to go to the lesson.

2       OK. Let’s go

 

 

ской речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _1_my_dialogieskaya_rech_na_urokakh_ang_yaz.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативный метод обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.

     Значение  и роль иностранных языков и,  в первую очередь, английского языка, в современном мире,   в образовании,  увеличивается  год от года. Введение ЕГЭ по иностранным зыкам  выводит иностранные языки на роль ведущих предметов в обучении в школе  наряду с русским языком и математикой, подчеркивает значимость их в жизни современного образованного человека, человека 21 века. ставит задачу формирования и воспитания  всесторонне  развитой поликультурной языковой личности, способной к диалогу культур, т.е. к межкультурному общению. Как сказано в Методическом письме «О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»: ,, Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка”.

Коммуникативная компетенция - Компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективность способности общаться одного человека с другими людьми.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии[1].

Развитие коммуникативной компетенции – сложный, трудоемкий  и интересный процесс. Чтобы ученик заговорил, прежде всего, необходимо вызвать интерес,  создать мотивацию к этому виду деятельности.  Научить умению слушать, воспринимать иноязычную речь, понимать собеседника, расширять словарный запас,  увеличивать и углублять   общие знания по обсуждаемым темам,  изучать, познавать грамматический строй изучаемого языка,  овладевать  им и использовать,  формировать, развивать   и совершенствовать фонетические, лексические и  грамматические  навыки – это задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка. Достижению цели овладения коммуникативной компетентности  учащимися служит система методов и приемов.

 Дедуктивный метод – от общего к частному и индуктивный метод – от частного к общему используют при обучении говорению, для обучения диалогической и монологической речи.

Традиционная школа чаще использует дедуктивный метод, когда обучение говорению начинается с готового образца монологической или диалогической речи. Образец монологического или диалогического высказывания подается и рассматривается в качестве  своеобразного эталона или варианта высказывания для построения ему подобных высказываний. Обучение говорению по образцу начинается с восприятия  высказывания – монолога или диалога  на слух, с прослушивания. Высказывание, диалог   прослушивается целиком, повторяется  за записью или за учителем,  отрабатывается, разбираются его фонетические, лексические и грамматические особенности, отдельные элементы диалога с точки зрения построения  и этикета. Затем высказывание заучивается наизусть или близко к тексту.  После этого начинается  варьирование  лексического наполнения, отработка  отдельных элементов и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучиваемый. 

 Мне бы хотелось обратиться к дедуктивному методу и привести пример  высказываний, взятых за основу при обучении диалогической речи.  Диалоги  ситуативно  обусловлены. Иногда материала учебников, книг, пособий не хватает, поэтому разрабатываю  ситуации и пишу диалоги – образцы для использования на уроках. Надеюсь, что ими воспользуются как учителя, так и дети.

       Диалогическая речь на уроках английского языка

Ситуация. Знакомство.

 К вам в класс приходит новый ученик. Ты хочешь познакомиться с ним, узнать больше о нем и подружиться. Узнай его имя, сколько ему лет, где живет, чем интересуется,  что любит делать, есть ли  него друзья.

1- Hello! I am glad to meet you. My name is Oleg My surname is Ivanovo. I am your new classmate. I would like to know more about you.  What is your name and what is your surname?

2- Hello! I am glad to meet you too. My name is Maxim, my surname is Olav. I am 11 years old. How old are you?

1. I am 12 years old. I live in Moscow in Taldomskaya  street. It is not far from our school. Where do you live?

2- I live in Angarskaya street now. It is not very far from school either. I like to study English. What foreign languages do you speak?

1- I speak English and French. What are your hobbies?

2- My hobbies are English, collecting and playing computer games listening to music and collecting discs. What are your favourite subjects at school?

1. My favourite subjects at school are Mathematics and Physical Education. What are our favourite subjects?

2.  My favourite subjects are English French and Physical Education. I like to study languages and I like to travel. I go in for sports.

1- Do you play any musical instrument?

2- Yes, I do. I play the guitar. What are your hobbies? What do you like o do?

1- I like to play football and basketball. (I like to play tennis, hockey, badminton, volleyball) I like to play computer games and I collect computer games too. Have you got a lot of friends?

2- Yes, I’ve got lots, but I’ve got only one close friend.

1- As for me, I’ve got lots of classmates, but I’ve got only one close friend too. I am very glad to meet you. Let’s play football with our classmates at the week end.

2. OK. I like playing football and basketball.    See you soon. Good bye.

2- See you. Bye.

School Subjects. ( Школьные предметы).

Ситуация. Представь, что ты встретил своего знакомого из школы, в которой ты учился раньше.  Вы расспрашиваете друг друга  о школе и предметах, которые сейчас изучаете,  любимых предметах, интересах,  интересуетесь, есть ли  форма в школе.

1.         Hello, N! I am glad to see you.

2.        Hello, S. how are you?

1.        Fine! Any good news?

2.        I have good and excellent marks now. My new school is very nice. The classmates and teachers are friendly and nice.

1.        Oh, that’s good .Do you have any new interesting subjects this year?

2.        Yes, we do. We have Science, Information Technology and Drama.

1.        Drama? What do you do at Drama lessons?

2.        We study the history of drama, act out scenes, learn how to speak well, sing and dance. We act out short plays in Russian and even in English.

1         Oh, it’s very interesting! I have new subjects at school too.

 2.      What are they?

1.         I have Science, Information Technology French and History. And I like French very much

2.        Why? Is it difficult?

1.        No! It’s rather interesting. We listen to the tape; learn new words and poems by heart .study grammar. We read speak and write exercises. We enjoy learning French.

2.        What is your favourite subject?

1        My favorite subject is History

2        Oh! I like it too. What do you do in History lessons?

1.        In History lessons we listen to our teacher, discuss different problems, read and write in our exercise books.

2.        Why do you like History?

1         I like it because I learn a lot of interesting facts about the past and present.

 2.       That’s great! Tell me, do you wear a uniform?

1.        No, we don’t and you?

2.        We wear uniforms. The colours of our school uniform are blue, grey, black and white.

1. Do you like your school uniform?

2. Yes, I do. It’s so nice! Oh, I must go. It’s time for our football match. Good bye!

2.        Good bye. I was very glad to see you.

Our Summer Holidays.

Закончились летние каникулы. В школе ты встречаешь  знакомого ученика. Расспроси его,  как он провел летние каникулы,  где  был, что делал.

1        Oh, N! Hello!  Glad to see you! How are you?

2         Hi! Glad to see you, too. I’m fine. And how are you? You look so fine!

1        Glad to hear it.. My summer was very nice.

2        Really?

1        Oh, yes. I was abroad, I visited England.

2        Great! Did you visit London?

1        Yes, I did. I was in London and saw a lot of sights there and I spoke English every day.

2        Well, is your English better now?

1        Yes, of course. I studied English at Summer School and improved it. I met new friends there. And you? Where did you spend your summer holidays?

2        This summer I was in the country. I visited my grandparents. I was very lucky. The weather was fine all the time.

1        Good! What did you do in the country?

2        Well, I spent a lot of time outdoors swimming, diving, and riding the bike. And I helped my grandmother and grandfather about the house and in the yard.

1        Great! Did you like to spend summer holidays in the country?

2        Of course I did. In the evening we usually made a fire, played the guitar and sang songs.

1        Did you go to the forest?

2        Yes, my friends and me enjoyed picking berries and gathering mushrooms in the forest

1        And do you have any pictures?

2        Sure! I took a lot of pictures of my friends myself and my grandparents.

           And you? Would you like to visit England again?

1        Yes, of course! It was so interesting there Do you want to visit England?

2         Yes, I do. I hope I will.

1        Oh, the bell has gone. It is time to go to the lesson.

2        OK. Let’s go


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ролевой игры при обучении диалогическому общению на уроках английского языка в 4 классе (на материале УМК М. З. Биболетовой "Enjoy English")

В дипломе определены основные психолого-педагогические особенности учащихся, описаны основные виды ролевых игр при обучении диалогу, а также дабавлены ролевые игры...

Использование вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка

В данной работе представлена технология применения вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка,система  конкретных педагогических действий учителя....

Обучение письменной речи на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции обучающихся

Статья будет полезна учителям английского языка, работающим в 10-11 классах, особенно молодым специалистам, при обучении письменной речи на уроках по УМК Spotlight....

Доклад "Использование интеллект карт при обучении устной речи на уроках английского языка и элективных курсах"

Подчеркивается важность приобретения навыка работы с информацией, развития умения анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность речевой деятельности"...