Транслирование опыта по теме"Развитие творческих способностей обучающихся через организацию поектной деятельности"
учебно-методический материал по английскому языку

Дана классификация школьных проектов.Указаны общие подходы к струтурированию проектов,общепринятые стандарты оформления проектных работ, требования к оформленнию презентаций. Дан мастер-класс по организации мини-проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл translirovanie_opyta_raboty.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на комплексных курсах повышения квалификации «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях цифровизации образования» с вопросом «Транслирование опыта работы  учителей иностранных языков по теме «Развитие творческих способностей обучающихся через организацию проектной деятельности» 27 февраля 2020г.

Червова Елена Юрьевна-учитель английского языка                                  МБОУ СШ №8 г.Ярцево Смоленской области

                      Матюхова Елена Алексеевна-учитель английского и         немецкого языков                                                                                           МБОУ Зайцевская основная школа                                                     Ярцевского района Смоленской области

                                          г.Ярцево Смоленской области,2020

Для изучения языка гораздо важнее свободная

 любознательность, чем грозная необходимость.

           Святой Августин

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения иностранному языку  проблема развития творческих способностей обучающихся  является довольно значимой. В свете реализации требований ФГОС мы работаем  в данном направлении не первый год. Заинтересованные в языке обучающиеся  выбирают проекты по различным темам и представляют результаты своих трудов на ежегодной школьной  весенней научно-исследовательской конференции.

Спектр тем разнообразен и затрагивает такие аспекты иностранных языков как страноведение, грамматика, практическое применение языка.

Изучение  иностранного языка заключается не только в освоении УУД в основных видах  речевой  деятельности, но также в умении оформить полученные знания в свой персональный проект по проблематике или, воспользовавшись ими, провести свою исследовательскую работу.

  Анализируя наш опыт   работы , мы сделали вывод ,  что  использование проектной деятельности  способствует формированию познавательного интереса и творческой активности на уроке иностранного языка.Все это в совокупности   помогает формировать  универсальные учебные действия, оказывает эмоциональное воздействие на детей, снимает напряжение, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания и уверенность, что в будущем  им по плечу будет выполнение любого проекта.

Классификация школьных проектов, используемых в работе учителей иностранных языков.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

Можно считать, что любая деятельность осуществляется в рамках проекта, если:

  • сформулирована цель предстоящих действий;
  • намечены основные этапы;
  • определены результаты каждого этапа в виде задач;
  • установлены сроки выполнения проекта;
  • определены исполнители, распределены функции каждого;
  • намечены источники средств для достижения цели;
  • определена форма отчетности по результатам проекта;

        Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций. В нашей работе  мы придерживаемся следующей:

По доминирующей в проектной деятельности:

  •  практико-ориентированные;
  •  исследовательские;
  •  информационные;
  •  творческие;
  •  ролевые.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Проект должен содержать следующие части:

  • титульный лист
  • оглавление
  • краткая аннотация
  • эпиграф
  • основная часть
  • заключение (итог)
  • библиография

Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

Информационные проекты направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов уже для широкой аудитории; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.  

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме ( Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм,сценарий фильма или праздника.). Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект.

В ролевых проектах проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?

По характеру контактов между участниками:

  •  моно проект (в рамках одной области знания);
  •  межпредметный проект.

По характеру контактов между участниками:

  •  внутриклассные;
  •  Внутришкольные.

По количеству участников проекта:

  •  индивидуальные;
  •  групповые.

По продолжительности:

  •  мини-проекты (укладываются в 1 урок);
  •  краткосрочные (4-6 уроков);
  •  среднесрочные;
  •  долгосрочные.

Проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Остановимся на общих подходах к структурированию проекта:                                                              

1-этап

        1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

        2. Формулировка цели, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.

        3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

        4. Необходимым условием проектной работы является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

        Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

        Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

        5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

        Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

        2 - этап

        Проведение проектной работы:

        Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

        После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

        Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

        Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.

        3-этап

        Оформление полученных результатов работы

        На защите автор в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

        После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.

        Структура работы:

- титульный лист,

- оглавление,

- введение,

- основная часть,

- заключение,

- список литературы,

- приложения.

        Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор  литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.

        План оформления проектной  работы:

  • Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).
  • Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).
  • Заключение (выводы и результаты).
  • Список литературы.

        1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

        Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

        Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

        2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

        3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

        4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

        Шрифт: Times New Roman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

        Межстрочный интервал: полуторный.

        Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

        Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).

        Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

        Выравнивание текста по ширине.

        На странице не  меньше 40% заполнения.

        Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставится.

        В объем работы не входят приложения.

Основные принципы разработки учебных презентаций

        1. Оптимальный объем. Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

        2. Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.

        3. Разнообразие форм. Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.

        4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

        Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.

        5. Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

        6. Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

        7. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Создание презентации состоит из трех этапов:

        I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

        II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

        III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

Оформление слайдов

        Соблюдайте единый стиль оформления.

        Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

        Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

        Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

        На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

        Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание информации

        Используйте короткие слова и предложения.

        Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

        Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

        Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

        Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.

        Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.

Шрифты

        Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

        Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

        Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

        Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

        Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

        Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

        Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.

        Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

        Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.

Мастер-класс

« Экспресс-проект» как одна из форм активизации творческого потенциала школьника на уроках иностранного языка». 

 Количество:   8-15 участников \6 групп      
Тип:    Экспресс-проект « Букет методических знаний»           
Место проведения :  методическая конференция
Задачи:
-активизировать теоретический запас  знаний по теме «Проектная деятельность в школе»
-вовлечь участников в процесс создания и обсуждения
-Развить умение выступать перед аудиторией.
Результат :
Уметь использовать полученные знания по теме на практике, получить готовый продукт в виде экспресс-проекта,  работать в команде, оказывать поддержку и предлагать идеи. 
Ресурсы :
Приготовить пакеты с цветами для коллажа по проблематике с ответами, необходимые заготовки.
Материалы:
1.         подборка вопросов
2.         клей                                                                                                                                   3.         комплекты цветов

4.         2 постера

Технология проведения: Участники делятся на  группы (это зависит от числа участников):каждая группа будет среди множества ответов искать один на свой вопрос.). Группа получает конверт с цветами и каждая свой вопрос по заявленной тематике. (по цветовой гамме комплект цветов у всех групп одинаковый), участники  в течение 3-5 минут должны выбрать один цветок,т.е.ответ на свой вопрос. Далее  группы помещают свой ответ-цветок на постер. В итоге сравниваются два букета на правильность: один участников создания экспресс-проекта и авторов задания. 
Продолжительность проведения: 5-7 минут

Ответы:

цветок

вопрос

ответ

красный

«Брошенный вперед» на латыни, а для нас…

проект

синий

Что лежит  в основе каждого проекта?

значимая для участников проблема

ярко-розовый

Кто определяет  план и программу подготовки  проекта для каждого обучающегося?

Преподаватель профильной дисциплины

желтый

Какой раздел проекта ответственен за цели и задачи работы?

Введение

светло-фиолетовый

Какой  вид проекта дает возможность максимально использовать свои творческие способности?

творческий проект

светло-розовый

Какой вид проекта подразумевает проведение исследовательского эксперимента?

Исследовательский проект

оранжевый

Какова связь между целью проекта и проектным продуктом?

Проектный продукт-это способ воплощения цели проекта



Эта идея универсальна, и поэтому ее можно использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Заключение:

Учитель - тот же Садовник.

Одна восточная притча говорит, что труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. И только опытный садовник способен обеспечить  особый и дополнительный уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. (Абдул-Баха)

                                                       _____________ Червова Е.Ю.

                                                       _____________ Матюхова Е.А.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...

"Развитие творческих способностей обучающихся через научно-исследовательскую деятельность"

Статья раскрывает основныепоказатели творческих особенностей обучающихся. А именно- беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность, смелость. А также, являются ли эти показатели...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...