Главные вкладки

    Раннее обучение иностранному языку
    статья по английскому языку

    Агапова Наталья Анатольевна

    Данная разработка рассматривает особенности организации учебного процесса в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ranee_obuchenie_inostrannomu_yazyku.doc82.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа № 15"

    Раннее обучение иностранному языку

     

    Агапова Н. А.

    учитель английского языка

    высшей квалификационной категории

    Новомосковск

    2018

    Введение.

    “Чем раньше мы начнём преподавать

    иностранный язык детям, тем раньше

    познакомим их с миром детей,

    говорящих на других языках”

    Р.Фройденштайн

    Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Существует пословица: “Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек”.

    Обеспечение качественного учебного процесса будет зависеть от владения учителями методикой раннего обучения английскому языку и использование новых образовательных и информационных технологий с учетом психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста.

    Основные функции иностранного языка как школьного учебного предмета заключаются в развитии общей речевой способности школьника в его самом элементарном филологическом образовании, в формировании способностей и готовности использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре. Все эти функции учебного предмета реализуются с первых шагов обучения.

    Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка.

    Раннее обучение иностранному языку важно еще и потому, что от того, как идет обучение на начальном этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих ступенях, а также открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым становится всё более очевидной.

      Именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями.

    Психологическая характеристика.

    Для полной психологической характеристики процесса овладения иностранным языком важно также выяснить вопрос о том, в каком возрасте лучше всего начинать обучение.

    Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, что, чем раньше начинает ребенок обучаться иностранному языку, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение. Однако одновременное усвоение ребенком родного и иностранного языков иногда вредно сказывается как на речевом, так и на умственном его развитии.

    Поэтому многие ученые полагают, что обучения детей иностранному языку следует начинать после того, как они укрепились в родном языке.

    Лучше всего начинать изучение английского языка в 5 -8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому "кодировать" свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на английском языке. Дети легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.

    Чтобы заложить основы коммуникабельной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, не менее двух лет, потому что учащимся с первых шагов нужно ознакомиться с изучаемым языком как средством общения.

    Это значит, что они должны учиться понимать иностранную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение) понимать иностранный текст или уметь прочесть его и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли.

    Важно помнить, что в этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет. Следовательно, возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на АЯ, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении АЯ не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней. Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности. Ведь каждая игра имеет правила, и, согласно правилам игры ребенок должен быть внимательным, соблюдать эти правила, быть корректным, подчинять свою волю игровым задачам.

    Что касается речевого развития детей, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Речь носит, в основном, описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи.

    Цели обучения иностранным языкам в начальной школе

    Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Реализации этой цели способствует формирование у учащихся следующих коммуникативных умений:

    1) понимать иноязычное высказывание;

    2) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, учитывая правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка.

    По окончании начальной школы у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:

    1. В области говорения:

    - осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне;

    - делать элементарные связные высказывания о себе и об окружающем мире, увиденном, услышанном.

    2. В области аудирования:

    - понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики программы;

    - понимать общее содержание небольших и несложных аутентичных текстов и реагировать вербально или невербально на их содержание.

    3. В области чтения:

    - выразительно читать вслух;

    - читать про себя с целью понимания основного содержания несложных аутентичных текстов, которые соответствуют уровню развития и обученности младшего школьника;

    - поиск необходимой информации (приемы поискового чтения).

    4.В области письма:

    - написать письмо о себе, семье, событиях;

    - составить и записать план прочитанного;

    - делать выписки из текста.

    Особенности обучения аудированию, говорению, чтению, письму на начальном этапе

    На начальном этапе объем языковых средств еще не позволяет составить фабульный текст, поэтому учащимся предлагаются для прослушивания короткие описательные тексты. Несмотря на то, что их содержание не может вызвать живого интереса у детей, ими не следует пренебрегать, так как работа с этими текстами с первых шагов обучения формирует у детей умение понимать речь на слух: приучает их внимательно слушать, прогнозировать высказывание, поскольку описание дается в определенной логической последовательности, способствует развитию слуховой памяти.

    Если текст содержит имена собственные, географические названия, даты и т. п., то, зная, что они могут служить помехой для понимания, нужно сообщить их детям до прослушивания текста.

    Известно, что монологические тексты воспринимаются на слух легче, чем диалогические,  следовательно, монологическим текстам также следует отдавать предпочтение.

    Формирование говорения осуществляется в ходе выполнения упражнений. В методике мы находим различные подходы к классификации упражнений. Выделяют языковые и речевые; подготовительные и речевые; предречевые и речевые; условно-речевые и речевые; тренировочные и творческие упражнения.

     При обучении чтению английских слов на начальном этапе необходимо подчеркивать особенности новой буквы, какой звук или звуки она передает в английском языке и ее соответствие или несоответствие в русском языке.

    При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения.  Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково. Исходя из особенностей чтения на английском языке, предварительная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей, препятствующих пониманию содержания.

    Обучение графике включает в себя: зрительное восприятие буквы; фиксацию учителем внимания учащегося на особенности начертания буквы, например, в букве b вертикальная черточка расположена слева, а в букве d – справа; написание буквы учащимися под руководством учителя в классе; тренировку в написании буквы самостоятельно дома.

    При обучении орфографии широко используется списывание. При списывании слов у учащихся следует вырабатывать привычку не «срисовывать» слово буква за буквой, а внимательно посмотреть на слово, постараться запомнить и писать по памяти. Этот прием развивает зрительную память, без чего практически нельзя научиться грамотно писать, учит правильному написанию и ускоряет темп списывания. Обучение письму и чтению в начале курса идет в тесной связи.

    Содержание обучения иностранным языкам в начальной школе.

    Поскольку на начальном этапе ставится задача создания у учащихся основ коммуникативной компетенции, то все компоненты содержания должны быть строго минимизированы.

    Предметная сторона содержания обучения

    1. Социально-бытовая сфера общения

    Самочувствие.

    Дом и· квартира, обязанности по дому.

    Друзья, взаимоотношения с друзьями.

    Еда. Магазин. Покупки.

    Мир животных, отношение к животным, домашние животные в жизни человека.

    2. Учебно-трудовая сфера общения

    Школа, расписание занятий, учебные предметы.

    Распорядок дня.

    Каникулы.

    3. Социально-культурная сфера общения

    Город (село) и его достопримечательности (кино, музеи).

    Путешествия и экскурсии. Транспорт. Правила дорожного движения.

    Свободное время. Спорт.

    Другие увлечения.

    Природа в различные времена года. Отношение к природе.

    Погода.

    Герои сказок и мультфильмов, песни, стихи, танцы, поделки.

    Обычаи, традиции, праздники (Рождество, Новый год, Пасха, день рождения, День матери и др.).

    Государственная символика.

    4. Игровая. Любимые игры

    Обучение иностранным языкам как средству межкультурной коммуникации требует включения в содержание обучения лингвострановедческих и страноведческих знаний, навыков и умений, необходимых для общения с носителями иностранного языка и иной культуры, а также для понимания аутентичных текстов. Таким образом, в содержание обучения, его социокультурный аспект входят:

    а) знание учащимися:

    - имен собственных;

    - названия страны изучаемого языка, ее расположения на карте, отдельных достопримечательностей столицы и др.;

    - природно-климатических условий страны изучаемого языка, включая названия отдельных животных, растений, наиболее типичных для этих стран;

    - государственной символики (флаг);

    - отдельных фактов, относящихся к истории страны;

    - детского фольклора: игры, песни, считалки, пословицы и поговорки и др. ;

    б) а также умение:

    - употреблять формулы речевого этикета в конкретных ситуациях общения;

    - играть в игры сверстников страны изучаемого языка;

    - сравнивать обычаи, лежащие в основе празднования Нового года и других праздников, дня рождения сверстников в стране изучаемого языка и своей стране.

    Для раннего изучения ИЯ создано несколько учебно-методических комплектов. В начальной школе можно использовать УМК “The World of English–2” Кузовлева В.П., Перегудовой Э.М. Этот УМК может внести достойный вклад в развитие индивидуальности ребенка средствами иностранного языка, будет способствовать формированию устойчивого интереса и мотивации к дальнейшему изучению предмета.

    Авторы З.Н. Никитенко и Е.И. Негневицкая предлагают УМК по английскому языку для второго класса. В нем представлена технология обучения для реализации двух базовых принципов: коммуникативность и сознательность. Они направлены на создание условий, в которых изучаемый материал и овладение новым языком приобретают для учащихся личностный смысл.

    Цель УМК “Enjoy English–II” (Авторы М.З. Биболетова, О.Ф. Денисенко, Н.Н. Трубанева) – формирование коммуникативной компетентности учащихся, понимаемой как способность общаться на английском языке. В данном УМК реализуются деятельностные, коммуникативно-когнитивные подходы к обучению иностранному языку.

    Богородицкая В.Н. и Л.В. Хрусталева предлагают УМК “English” для общеобразовательной школы. В основе их подхода положена отечественная методика обучения иностранному языку.

    Характеристика этапов обучения.

    Весь курс начального обучения иностранным языкам условно делится на 3 этапа:

    - I этап – 2 класс;

    - II этап (основной) - 3 класс;

    - III этап (обобщающий) - 4 класс.

    На первом этапе ведущими являются воспитательно-образовательно-развивающие задачи. В первом классе у детей формируются первичные навыки и умения иноязычного общения. На первом этапе осуществляется целенаправленная работа по развитию основных механизмов аудировния.

    На втором этапе расширяется речевой опыт учащихся за счет новых средств общения и совершенствуется их культура общения на иностранном языке, формируются умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения. Особое место занимает обучение чтению.

    Третий этап является завершающим в обучении иностранным языкам в начальной школе. Здесь осуществляется систематизация приобретенных знаний, умений и навыков, их дальнейшее совершенствование. Происходит·усложнение устной и письменной речи. Возрастает удельный вес чтения как средства приобщения школьников к культуре иноязычной страны.

    Организация учебного процесса.

    Обучение иностранному языку направлено на развитие способности детей к общению

    Основу такого общения составляют коммуникативные умения: только научив ребенка говорить, слушать, читать и писать на иностранном языке «в определенных пределах», можно добиться качественного достижения основной цели обучения.

    Важно, чтобы ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимая активное участие в обсуждении темы урока, выстраивая его сюжет. Необходимо помнить, что учение представляет собой двусторонний процесс, где ученик является активным участником в получении образования, а учитель – организатор. Свои способности ученик развивает сам, а главным «инструментом» является именно познавательная деятельность. Дело педагога  - создать для этого определенные условия.  И прежде всего нужно пробуждать в детях радость открытия, предоставляя им достаточное количество материала.

    Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем творили на уроке. Учитель и сам должен быть раскован, толерантен, терпим к ошибкам, другим суждениям, идеям, уметь сопереживать и восхищаться. «Очень важно и то, каким голосом произносятся слова, фразы и какое при этом выражение лица», - говорил Ш.А.  Амонашвили.

    Главные педагогические средства - улыбка и ласковый взгляд, доброе отношение к каждому ученику.

    Комфортность общения зависит и от того, как учитель реагирует на ошибки детей. Маленькому ученику нужна вера в его способности и радость за его успехи. Он нуждается в помощи учителя и его положительной оценке. Исправлять ошибки нужно очень деликатно, не обидно для ребенка, например, вежливым переспросом, уточнением, подсказкой. Главное, чтобы ученик, вступая в общение на изучаемом языке, не испытывал страха сделать ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение.

    Комфортность взаимодействия детей во время общения во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие·формы обучения: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно разместить детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. Например:

    1. Работа с доской (чтение, письмо)

    image001

    2. Беседа друг с другом, например, полилог, совместное обсуждение прочитанной сказки и продумывание сценария ее инсценировки и т.д.

    image002

    3. Работа в группах – чтение, письмо, говорение, подготовка групповых проектов, заданий и т.д.

    image003

    4. Слушание сверстника: аудирование, говорение, декламация стихов, выразительное чтение вслух и т. д.

    image004

    Способы организации учебного процесса.

    Часто для ученика изучение языка носит формальный характер, он не видит возможности реально воспользоваться своими знаниями.

    Устранить этот недостаток можно, используя приемы проектной методики

    Для начального обучения могут быть рекомендованы следующие проектные задания:

    1. Анкетный опрос

    Опроси своих друзей, кто что ест, пьет за завтраком, обедом, ужином. Заполни анкету и расскажи

    2. Оформление коллажа

    «Я о себе caмом»: я представляюсь (каждый ребенок оформляет самостоятельно коллаж, используя фотографии, рисунки). Подготовленные дома коллажи вывешиваются после их обсуждения в классе. Основные пункты, представленные в коллаже: Мое имя. Имена моих родителей, сестер и братьев. Адрес. Мой возраст. День рождения. Внешность.· Мои занятия в свободное время. Мои интересы.

    3. «Мы ищем «следы» иностранного языка в нашей стране, городе, селе, школе, дома и т. д. на весь курс или этап обучения». Дети собирают информацию и обсуждают ее совместно на уроке:

    - какие иностранные слова они употребляют, слышат, встречают в книгах,  из какого они языка;

    - какие передачи, фильмы, мультфильмы показывают по телевизору;

    - какие фильмы идут в кинотеатрах города;

    - какие товары, продукты из страны изучаемого языка можно купить в магазине;

    - кого из взрослых они знают, кто владеет иностранным языком;

    обучение младших школьников с самых первых шагов строится как диалог культур - национальной и иноязычной.

    Второй способ: насыщение курса интересной и значимой для детей младшего школьного возраста лингвострановедческой и страноведческой информацией может быть связано с различными видами деятельности, типичными для учащихся данного возраста: изобразительной, музыкальной, трудовой и др. Например, ребенок узнает из текста о том, как в стране изучаемого языка празднуется Рождество, по описанию или по образцу раскрашивает изображение Санта Клауса. В процессе раскрашивания рисунка детьми учитель комментирует на иностранном языке действия учеников.После того, как рисунок готов, школьник может сравнить его с русским Дедом Морозом, используя при этом активизируемый материал. Все это в целом позволит усилить мотивацию к изучению иностранного языка и повысить эффективность обучения за счет того, что ребенок использует новый язык не только в искусственно создаваемых ситуациях, но и в своей реальной жизни.

    Еще один способ- организация утренников  с приглашением родителей и других родственников и посвященных демонстрации успехов младших школьников в освоении нового языка как средства диалога и полилога культур;

    Организация праздников, совместно с другими учителями начальной школы, традиционных как для культуры страны изучаемого языка так и для культуры России.

    Следующий способ- организация кружков – театрального или песенного, или по изучению и сравнению пословиц и поговорок, скороговорок разных стран;

    организация конкурсов на  лучшего чтеца, на лучшего знатока сказочных персонажей и сказок родной и других культур, на лучшего знатока пословиц, поговорок, скороговорок.

    Эффективны также: проведение выставок творческих работ учащихся;

    проведение силами всех учителей начальной школы  «Недель культуры» стран изучаемого языка.

    Этот способ можно использовать к концу второго года начального обучения ( к концу 3 класса) – это переписка с зарубежными  сверстниками как способ опосредованного (письменного) общения с носителями языка.

    Ну и последний приме - использование учителем Интернет-технологий ( к сожалению, пока не все школы это могут себе позволить), что делает возможным как участие школьников в детских международных проектах , так и организацию прямого общения со сверстниками-носителями языка.

    Заключение.

    Можно с уверенностью констатировать, что раннее обучение иностранным языкам стало одним из приоритетных и перспективных направлений организации учебного процесса в образовательных учреждениях России.

    Как свидетельствует практика, процесс овладения младшими школьниками ИЯ в любом случае будет успешным, если:

    • изучать ИЯ дети начинают в возрасте до 9 лет;

    • процесс обучения ИЯ его содержание и технология органично включены в учебный план начальной школы;

    • начальная школа закладывает крепкий фундамент для приобретения учащимися способности к межкультурному общению;

    • программа обучения ИЯ в средней школе разрабатывается с ориентацией на опыт школьников, полученный ими в начальной школе;

    • при обучении ИЯ в начальной школе используются дидактические методы и приёмы, максимально учитывающие возрастные особенности младших школьников, их потребности и интересы;

    • для повышения эффективности учебного процесса используются разнообразные средства обучения;

    • учителя, преподающие ИЯ в начальной школе, компетентны как в педагогике начального образования, так и в методике обучения ИЯ.

    Раннее изучение иностранного языка в школе – веление времени. Современные интеграционные тенденции, более открытое и свободное взаимодействие стран мира, жесткая международная конкуренция на рынке образовательных услуг выдвигает иностранные языки в образовательные приоритеты, в обязательную составляющую модели современного специалиста, адаптированного к условиям международного сотрудничества.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

    1. Н.Д. Гальскова «Современная методика обучения иностранным языкам» Пособие для учителя – М.: 2003

    2. Е.В. Синявская, М.М. Васильева, С.В. Калинина «Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом» Пособие для учителей средней школы – М.: Просвещение

    3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. 

    4. Программно-методические материалы: Иностранные языки. Начальная школа. Для общеобразовательных учебных заведений 2-е изд – М.: «Дрофа», 1999

    5. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // - Начальная школа – 2001 - №11 – с. 49-51

    6. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ – 2000 - №4. С.14-19

    7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

    8. Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе. //  Иностранный

    язык в школе,1990. - № 6.

    9. Гальскова  Н.Д.  Об  итогах   второго   года   экспериментального   обучения

    иностранным языкам в начальной школе. // Иностранный язык в школе,  1990.  -

    № 1.

    10. Гальскова  Н.Д.,  Никитенко  З.И.  Процесс  обучения  иностранным  языкам  в

    начальной школе.  // Иностранная литература в школе,1994. - № 1.

    11. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки овладения иностранным  языком.  //

    Иностранный язык в школе,1985. - № 5.

    12. Леонтьев А.А.  Раннее  обучение  иностранным  языкам.  //  Русский  язык  за

    рубежом,1986. - № 5.

    13. Негневицкая Е.И. Иностранный  язык  для  самых  маленьких:  вчера,  сегодня,

    завтра. // Иностранная литература в школе,1987. – № 6.

    14. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ – 1993 - №3.

    15. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2002 - №3.

    16. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ –2003 - №5    

    17. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2001 – №2      

    18. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 1991 - №2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Раннее обучение иностранному языку

    Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников...

    Доклад" Раннее обучение иностранному языку: состояние и перспективы"

    В доклоде раскрываются перспективы преподавания иностранного языка со 2-ого класса....

    Особенности раннего обучения иностранному языку

    Необходимость раннего обучения иностранному языку наконец официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возр...

    Информация о раннем обучении иностранному языку

    Анализ работы учителей об обучении иностранному языку в начальной школе...

    Механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам.

    Данная статья направлена на то, чтобы доказать, насколько необходимо начинать изучение иностранного языка как можно раньше. В статье представлены этапы работы на занятиях ангшийского языка с маленьким...

    Раннее обучение иностранным языкам. Интернет порталы

    Раннее обучение иностранным языкамИнтернет порталы...