Доклад "Раннее обучение иностранным языкам" Работа на 3 межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»
методическая разработка по немецкому языку по теме

Лунина Галина Анатольевна

Раннее обучение ин.языкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Раннее обучение ин.языкам39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования Балаковского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Маянга»

Балаковского района Саратовской области

Работа на 3 межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»

Доклад

«Раннее обучение иностранным языкам: состояние и перспективы»

Учителя немецкого языка

Второй квалификационной категории

Луниной Галины Анатольевны

МОУ СОШ с. Маянга

                                                  с. Маянга

                                                  2011 уч. г.

    

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

       ВВЕДЕНИЕ

  1. РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (СЕГОДНЯ)

1.Цель раннего обучения иностранным языкам

2.Задачи

3.Преимущества

4.Основные средства обучения иностранному языку

5.Принципы для получения практического результата

6.Примеры из собственного опыта

(2)РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (ПЕРСПЕКТИВЫ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

        ВВЕДЕНИЕ

   Если обратиться к энциклопедии, то там написано: "Мёртвые языки - это языки, не употребляемые более в разговорной речи и, как правило, известные лишь из письменных памятников. Перестав служить средством живого общения, они сохраняются в письменной форме и используются для нужд науки, культуры, религии." 

     Соответственно, живой язык - это язык, на котором общаются люди.

Хотя ни у кого не вызывает  сомнений тот факт, что зачастую иностранный язык у нас остаётся "мёртвым", в книжках, в тетрадках, в тестовых листах. Этого, как мне кажется, нельзя допустить, особенно, если обучение иностранному языку начинается в раннем возрасте.

     Что мы подразумеваем, говоря о «раннем возрасте»? 

     Интеллект человека прогрессирует наиболее быстро начиная с  рождения и до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи на языке, как на родном,  так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка,  и развитие здесь идет вместе с созреванием –  синхронно. Приближение начала обучения иностранного языка к началу развития ребенка приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых. Таким образом , под  «ранним обучением иностранным языкам» мы понимаем такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу, а также обучение языку в начальной школе.

  1.     РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (СЕГОДНЯ)

      В настоящее время в нашей стране можно наблюдать следующую ситуацию: увлечение иностранными языками приобретает массовый характер, особенно распространяется раннее обучение( в начальной школе и даже в дошкольных учреждениях). Причиной же данной ситуации служит целый ряд мотивов :

-социальные

-познавательные

-коммуникативные

    Сама, не являясь учителем-предметником, снимаю шляпу перед теми преподавателями, которые при обучении иностранному языку детей младшего возраста больше  придерживаются коммуникативных методов обучения, выстраивают  свои занятия ярко и необычно, другими словами «оживляют» процесс преподавания.

 

    На первом этапе, когда дети только начинают знакомиться с иностранным языком и новой для них культурой, необходимо, как мне кажется,  приложить максимум усилий для того, чтобы знакомство стало приятным, а интерес к  языку только повышался.

    В наши дни добиться этого не сложно. Ведь иностранный язык сегодня – это повсеместная практика, основывающаяся на современных и эффективных технологиях обучения иностранному языку, здоровьесберегающих технологиях, с учетом личностно - ориентированного подхода и  возрастных особенностей детей.


   
Целью раннего обучения иностранному языку является формирование интереса к познанию окружающего мира, людей, отношений и культур на основе овладения иноязычной речью.


   В связи с этим раннее обучение иностранному языку выдвигает следующие задачи:


1.    Формирование и развитие иноязычных фонетических навыков (пока речевой аппарат пластичен и ещё действуют механизмы овладения родной речью, эти навыки легко усваиваются, поэтому важно не упустить время);
2.    Развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);
3.    Развитие навыков говорения (т.е. формирование у ребенка представления об иностранном языке как средстве общения);
4.    Формирование и пополнение лексического запаса.

       Раннее обучение иностранным языкам имеет множество плюсов. Один из которых: формирование интереса к другим культурам и языкам. Кроме того, обучение иностранному языку дошкольников способствует развитию психических процессов, необходимых для формирования языковых способностей и коммуникативных умений детей (произвольности поведения, устойчивости внимания, памяти, мышления). В связи с чем совершенствуются все стороны родной речи, что обеспечивает:

-расширение словарного запаса,

-совершенствование речевого слуха,

-развитие диалогической и связной монологической речи ребенка.

     Вместе с тем, через общение со взрослыми и умение взаимодействовать со сверстниками, происходит социализация личности ребенка. Нельзя не брать во внимание и тот факт, что раннее обучение иностранному языку способствует развитию эмоционально- волевых качеств ребенка (умений преодолевать препятствия при достижении цели на основе созданного у ребенка интереса к достижению к этой цели; умений правильно оценивать результаты своих достижений).

    Но всё же главным аргументом в пользу раннего обучения иностранному языку (о чём было сказано в начале доклада) остаётся  положение, что такое обучение дает более высокие результаты, ибо осуществляется в сензитивный период развития ребенка: то, что запомнено в этом возрасте, уже не забудется никогда или при необходимости легко восстанавливается.

    Сегодня многие педагоги сходятся во мнении, что наиболее благоприятным периодом для овладения иностранным языком считается 2 класс средней школы. При этом важно  правильно организовать психолого-педагогическую деятельность (точнее, взаимодействие) педагога и детей в процессе обучения. Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Он должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока.

    К сожалению, нередко можно наблюдать в классе такую картину: учитель очень активен, использует им самим приготовленные наглядные пособия, ведет урок и комментирует его сюжет, применяет разнообразные, в том числе фронтальные формы работы, но чувства удовлетворения от активности не остается. Эта неудовлетворенность во многом объясняется тем, что дети выступают в роли послушных исполнителей воли педагога: они дисциплинированно выполняют его указания и  действуют по написанному им сценарию. Чрезмерное увлечение фронтальными формами работы при обучении детей  языку создает лишь иллюзию активности каждого ученика и вряд ли способствует его творческому развитию. Таким образом, важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок.

    При изучении иностранного языка важно и то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица. Безусловно, голос преподавателя должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который должен быть доверительным, выражающим радость встречи, вселяющим успех.

     Комфортность взаимодействия детей во время общения во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы:

- групповые,

-коллективные,

- а также проектные.

При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия.

    Но иностранный язык должен усваиваться учащимися не только как средство общения, но и как элемент приобщения их к новой, неизвестной  ранее, культуре. Этот момент действительно важен, так как он способствует расширению общего кругозора детей, что сказывается в последующем на их общей успеваемости, например, по географии, эстетике, мировой художественной культуре, литературе и др. предметам.

   Основным средством для обучения учащихся иностранному языку был и остаётся учебник. Он реализует систему (основные теоретические положения), на которой строится УМК для данного класса. Так, например, в учебниках для первого года обучения  больше отражена устная основа, что сказывается и на их структуре. Ведь структура каждого из них отражает дифференцированный подход к формированию различных видов речевой деятельности.

   Поскольку учебник — основное средство в руках ученика и он с ним работает и в классе, и дома, то ему необходимо знать уже с первого урока, как он построен, где что расположено, как им пользоваться. Для этого предлагается учителю на первом уроке провести так называемое «путешествие по учебнику», а в дальнейшем, по мере надобности, возвращаться к нему.

    Отличительной особенностью учебников первого года обучения (при устной основе) является то, что они предназначаются главным образом для обучения чтению и письму, а вся работа по обучению устной речи отражена в книге для учителя. При «путешествии по учебнику» на эту особенность стоит обратить особое внимание учащихся, что, как нам кажется, благотворно отразится на их отношении к устной работе на уроке. Стоит также показать список слов в конце учебника. Учащиеся должны хорошо знать учебник, ведь с ним будет связана их самостоятельная работа .

   При обучении иностранному языку на раннем этапе, безусловно, очень важную роль играет и звукозапись. Она дает возможность детям слышать подлинную речь на языке. А так как у детей младшего школьного возраста хорошо развита способность к имитации, то звукозапись и дает им образец для подражания. Это благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух.

    Следует подчеркнуть также важную роль зрительной наглядности,  основная цель использования которой заключается в том, чтобы развивать мышление учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, научить связывать слова, обозначающие известные им предметы, с названиями этих предметов на иностранном  языке. Именно это и составляет одно из проявлений новизны в изучении  языка на раннем этапе. Дети с неподдельным интересом узнают, усваивают новые обозначения и особенности строя языка, связанные с передачей мыслей, необходимых для элементарного общения.

       Каждый ребенок, начинающий учить иностранный язык в начальной школе, должен быть психологически готов к этому очень трудному для него виду деятельности. И  чтобы можно было получить практический результат и затраченные усилия не пропали зря, как мне кажется, необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Увлекательная подача грамматического материала

2. Формирование и постоянное пополнение словарного запаса

3. Весёлые обучающие мини-игры

4. Развитие памяти и внимания

5. Интересные творческие задания: рисование, раскрашивание, конструирование

     Большим подспорьем в работе каждого педагога является техническое оснащение кабинета( наличие компьютера и интерактивной доски), что даёт возможность использовать аудио-курсы к учебникам, мультимедийные обучающие программы, смотреть видео- и мультфильмы на немецком языке, пользоваться компьютерными словарями и интернетом(см.Презентация)

      Несколько лет назад мне в руки попало учебное пособие И.Франка  «Немецкая грамматика с человеческим лицом» (см.Презентация), в котором изложение материала ведется в форме рассказа, в стиле устного объяснения. При этом делается акцент на те моменты немецкой грамматики, которые вызывают наибольшее затруднение при изучении. Меня очень заинтересовало то, как автор характеризует немецкую грамматику : « Это не набор правил, а языковая картина мира. Сколько людей, столько картин мира. Грамматика для начинающих должна излагаться не строгим академическим, а живым, доступным для понимания языком». Я полностью согласна с данным высказыванием и свою работу с учениками младших классов всегда стараюсь «оживить», выстраивая её таким образом, чтобы в процессе обучения было больше яркости, наглядности, живости.

      Нельзя не учитывать и тот факт, что одним из ведущих  видов деятельности детей младшего возраста является игра. Ребёнок живёт в мире различных игр. Даже если он помогает взрослым по дому, поливает цветы, он всего лишь играет, притворяясь взрослым. Этот момент необходимо учитывать при обучении иностранному языку на раннем этапе и, по возможности,  предлагать  детям различные игры. В игровой форме ребёнку легче учиться говорению, а также знакомиться с грамматикой.

Вот несколько тому примеров:

1.Знакомство с детьми(см.Презентация)

В начале знакомства я предлагаю ученикам  выбрать себе «немецкие» имена, чему они обычно искренне рады. За каждым закрепляются яркие папки, где в последствии хранятся все их творческие работы.

2.Тема «Артикль»

Чтобы лучше усвоить эту тему, детям предлагается «оживить» артикли мужского, женского и среднего рода. Посмотрите, кто как их себе представляет (см.Презентация)

3.Тема «Прилагательное»

Где, к примеру, детям можно предложить изобразить «положительный» или «отрицательный» образ учителя, используя прилагательные для его характеристики (см.Презентация)

4.Тема «Предлоги с Аккusativ-Dativ» (см.Презентация)

Для наглядности мы с детьми изготовили макет дома, куда «поселили» эти 9 предлогов. Макет и сейчас стоит в классе и , как мне кажется, является яркой и весомой альтернативой скучной таблице.

5.Тема «Порядок слов»

«Если в предложении два глагола или составная глагольная форма, то образуется так называемая глагольная рамка». Чтобы лучше это усвоить, мы устроили урок-чаепитие и обыграли тему следующим образом(см.Презентация). Девочки испекли слоёный пирог, в котором верхний и нижний слой- это «глагольная рамка», а начинка- всё остальное. (Если начинка вывалится за пределы «глагольной рамки», то врят ли это уже будет слоёный пирог). Урок-чаепитие сопровождался заданиями, где учащиеся работали как в парах, так и индивидуально(см.Презентация).

6.Пополнение словарного запаса

Учащимся младших классов я предлагаю  различные варианты запоминания новой лексики. Вот некоторые из них(см.Презентация):

-коробочка, поделённая на 2 части(для заученных слов и новой лексики)

-лексика + иллюстрация

-ко всем предметам, находящимся в поле зрения крепятся клейкие карточки на немецком языке(наиболее популярный способ). При этом, существительные м.р. пишутся на синих карточках, ж.р.- на красных, ср.р.- на жёлтых. Соответственно,  артикль м.р. ассоциируется с синим цветом, ж.р.- с  красным, ср.р.- с жёлтым.

      (2)  РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ( ПЕРСПЕКТИВЫ)

     Что касается перспектив раннего обучения иностранным языкам, то необходимо обратить внимание на следующий факт: целесообразность обучения иностранному языку в раннем возрасте становится всё более явной, а исследование возможных способов организации такого обучения вне семейного окружения чрезвычайно актуальным.
   В новой модернизированной школе иностранный язык предлагается изучать со 2-го класса, что является признанием объективно существующего и постоянно растущего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности.

   Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

-бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;

-стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка;

     Раннее обучение иностранному языку даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым становится всё более очевидной.

    Раннее обучение иностранному языку важно еще и потому, что от того, как идет обучение на начальном этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих ступенях. В системе непрерывного образования изучение иностранного языка в начальной школе позволяет осуществить гуманизацию и гуманитаризацию образования детей, усиливая их развивающую, обучающую, культурную и практическую направленность.

     Как было сказано выше, младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Ведь ,в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, природная любознательность, имитационные способности, отсутствие психологического барьера боязни в использовании иностранного языка как средства общения и т.д.способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом “Иностранный язык”. Творческие задания ребята выполняют в игровой форме, что содействует становлению их способностей и создает благоприятный психологический климат. Играя, дети легко усваивают сложные понятия, и изучение иностранного языка превращается в яркое увлекательное занятие.

      Для раннего изучения немецкого языка на данный момент создано несколько учебно-методических комплектов. Так, к примеру, в начальной школе можно использовать УМК  “Немецкий язык” (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез) или УМК “Немецкий язык” (И.Л.Бим, Л.И.Рыжова), которые состоит из учебника, рабочей тетради, аудиокассет, методического руководства для учителя. Эти УМК сегодня считаются достаточно перспективными,  т.к. основной их целью является развитие у учащихся основ иноязычной коммуникативной компетентности, их творческих способностей, а также расширение картины мира младшего школьника за счет приобщения к базовым фоновым знаниям о Германии и его сверстниках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Обязательное изучение иностранного языка со 2-го класса по 4-й (начальная школа) и с 5-го класса по 9-й(основная школа) реализует принцип непрерывного образования по иностранному языку в общеобразовательной школе, что соответствует современной потребности личности и общества. Отношение общества к изучению иностранных языков нашло отражение в ряде законодательных документов. И, как мы видим, ранее обучение иностранным языкам стало одним из приоритетных направлений современного образования.

               СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе, М.,1990.

Гальскова Н.Д., Никитенко З.И. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе.  М., 1994.

Горлова Н.А. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия.// ИЯШ. 2000.

Лебедева Г.Н. Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения. М., Глобус,2010.

Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком.// ИЯШ. 1985.

Леонтьев А.А. Раннее обучение иностранным языкам. М.,1986.

Савинов С.Н. Обучение иностранному языку во внеклассной работе.: Пособие для учителей. – М.: Просвещение. 1991.

Негневицкая Е. И.. Шахнорович А. М. Язык и дети. М., 1981.

Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. М.,1987.

Филатов В.М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам.// ИЯШ. 1998.

Франк И.М. Немецкая грамматика с человеческим лицом. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на конкурсе учителей иностранных языков "За совершенство" 2011

Выступление в конкурсе учителей иностранных языков (финальный этап) "За совершенство"-2011 с презентацием, крастким содержанием на русском, речью на английском и диалога (видео детей). Само видео не п...

Работа на IV межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»

Работа на IV межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»...

Конкурс учителей родного языка и литературы «Туган тел»

Конспект открытого урока  Чувашский язык 1 класс...

Всероссийский конкурс учителей родных языков мастер-класс "Туган тел"

Материалы  конкурса.         Ссылка  мастер-класс         https://youtu.be/t1CIVPM2Nko...

Участие в Международном дистанционном конкурсе «Учитель – не званье, учитель – призванье!» 7Г класс.(октябрь-ноябрь 2019)

Участие в Международном дистанционном конкурсе «Учитель – не званье, учитель – призванье!» 7Г класс....